Слово о пантомиме
В издательстве «Искусство» вышла книга «Современная зарубежная пантомима». Автор этой книги Елена Маркова уже известна читателям как сeрьезный исследователь пантомимы, постоянно откликающийся статьями на заметные явления в этой области. Каждая рецензия, написанная Марковой, перерастает во вдумчивое размышлeние o коренных проблемах и перспективах развития пластического искусства.
C 60-70-х годов, когда в разных странах мира и в Советском Союзе началось возрождение пантомимы, теоретические труды пo этому вопросу стали особенно необходимы. Одним из первых вышедших y Нас научных исследований явилась монография Марковой «Марсель Марсо», выпущенная издательством «Искусство» в 1975 году. Она была удостоена французской медали «За развитие и популяризацию пантомимы», которой награждались очень немногие и которая впервые былa вручена самому Марсо.
B наши дни пантомима распространилась широко и в разнообразных формах. Появились самобытные мимы-солисты и амнамбли пластики. Усилилось Внимание к зрелищной выразительности в других жанрах эстрады — вспомните, хотя бы, последнюю программу джазового коллектива «Арсенал», в которой щедро используются приемы пантомимы. Пантомима преображает цирковые жанры, превращая демонстрацию трюков в выразительные эксцентрические сценки и спектакли. Она породила популярное ныне направление — клоун-мим-театр. Она проникает в театр и кино, дополняя зрелищные возможности этих искусств. Продолжает развиваться и классическая пантомима, которой Маркова в своих книгах уделяет особое внимание, справедливо считая, что «школа чистого мима» является основой для дальнейших модификаций авторской пластики.
Oсновные принципы «искусства мима» были выработаны в зо-е годы в парижской школе Этьeна Декру. Увлеченный идеями английского режиссера Гордона Крэга, он мечтал преообразить сценичeское творчество, освободив его от штампов, и предложил для этого систему пластического воспитания актеров. Из школы Декру вышли такие крупнейшие артисты, как Жан-Луи Барро и Марсель Марсо.
Система «языка безмолвия», породившая современную пантомиму, в сущности, рассчитана на подготовку не только мимов, но всех актеров. Декру считал, что пластика — «суть способа драматической игры», первооснова актерского творчества. В ней артист может легко проявить творческую самостоятельность, a значит, свою индивидуальность, ведь пластика — сугубо его, исполнителя, стихия, не ограниченная авторским текстом, партитурой композитора или сценографией художника.
C начала нынешнeго века многие деятели искусства утверждались в мысли, что «слово — это искра, вспыхивающая на конце жеста». Так, K. C. Станиславский полагал первым этапом сценического освоения образа метод физических действий, действенный анализ роли. B. Э. Мейерхольд предлагал записать «на теaтральных скрижалях закон: слова в театре лишь узоры на канве движений». В пластической вы разительности спектаклей A. Я. Таирова разрабатывался «эмоциональный жестю, предваряющий слово. A выдающийся мастер кинопантомимы, углубивший и расширивший содержательные возможности современной эксцентрики, Чарльз Спенсер Чаплин говорил: «Я не преяставляю способного актера сцены или кино, который не владел бы в совершенстве искусством пантомимы».
Этьен Декру открыл и выстроил в систему принципы «искусства мима», позволяющие актеру только средствами движения воплощать на сцене целую вселенную — превращаться в кого и во что угодно, трансформировать время и пространство спектакля, при этом максимально выявляя свое творческое мировоззрение, ведь воображаемые образы «беспредметной» пантомимы предстают перед зрителями именно такими, какими их видит и показывает артист.
B книге «Современная зарубежная пантомима», рисуя портрет Этьена Декру — педагога, режиссера и артиста, натуры противоречивой и своеобразной,— Маркова излагает главные принципы его школы. Автор умело сочетает занимательность повествования c содержательной весомостью, анализирует обширный материал. Сам Декру, как правило, не запиcывал своих открытий, и во всем мире существуют считанные учебники пантомимы. А они требуются. Без них мимам зачастую приходится «Изобретать велосипед» в постижении законов своего искусства. Далее автор рассматривает, как идеи Декру по-разному пpeтворялись его талантливейшими учениками — Барро и Марсо, сопоставляет их творческие методы. Впоследствии коллективы и солисты пантомимы появляются в разных странах мира.
B ГДР это искусство утверждают Эберхард Кубе и Фолькмар Отте. B Польше возникает своеобразное направление пантомимы, близкое балету, — в ансамбле Генрика Томашевского. Мимам Чехословакии в театре Ладислава Фиалки сродни выразительность эксцентрики. Продолжает жить так называемая «чистая» пантомима, одним из виднейших представителей которой на мировой сцене является Сэми Молхо. Деятельность каждого из этик художников представлена в книге описанием номеров и спектаклей, подкрепленным анализом приемов, принципов построения сценариев, изначальных задач и путей воплощения.
Явления современной пантомимы сопоставляются c примерами из истории этого искусстве от римских пирих до спектаклей парижского Театра канатных плясунов Фюнамбюль, славу которому принес талант величайшего мима ХIХ века Жана батиста Гаспара Дебюро. Автор размышляет o сходстве и различиях «языка безмолвия» и традиционной пантомимы. Материал книги дает для такого сопоставления благоприятную почву, поскольку практически все мимы в тот или иной период своего творчества обращались к мотивам прошлого, например, к белой пантомиме Пьеро — персонажа Дебюро: в фильме «Дети райка» и спектакле «Батист» образ Дебюро сыграл Барро, воплотив постановки Декру. «Вечер в Фюнамбюле» был в репертуаре Марсо, «Фюнамбюль-77» играл театр «На забрадли» Фиалки.
Рассказ o зарубежной пантомиме читается c большим интересом еще и потому, что все направления современной пластики существуют и в нашей стране. Действительно, вслед за Томашевским создал каунасский ансамбль пантомимы Модрюс Тенисон, чье начинание ныне продолжают в Литве — Кястутис Адамайтис, в Москве — Гедрюс Мацкявичус. Ленинградский клоун-мим‑театр «Лицедеи» во главе c Вячеславом Полуниным немала почерпнул из опыта чешской пантомимы. A классическое «искусство мима» на советской сцене представляет Анатолий Елизаров.
Несмотря на достаточно широкое распространение пантомимы в практике современного искусства, теоретических работ по этой теме появляется очень мало. Тем более ценно, что новая книга Елены Марковой существенно дополняет наши знания o современной зарубежной пантомиме.
НИНА ТИХОНОВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь1986 г.
оставить комментарий