В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Об Александре Сметанине
 
Об Александре СметанинеКогда заходит разговор о цирковых турнистах, всегда упоминается имя Александра Сметанина. И это не случайно. Александр Иванович Сметанин был выдающимся артистом в этом жанре.
Он родился в 1912 году, его детство прошло в Ярославле. Саша Сметанин увлекался спортом — бегал на коньках и ходил на лыжах. Припоминаю случай, когда на набережной Волги Сметанину удалось с небольшого трамплина сделать на укороченных лыжах заднее сальто. Он также исполнял заднее и переднее сальто на   коньках.
Совершенствуясь в ходьбе на лыжах на дальние дистанции и в скоростном беге на коньках, Сметанин развил дыхание, укрепил сердце и легкие. Все это в дальнейшем помогло ему исполнять трудные трюки на турнике.
Юношей Сметанин поступил в спортивный кружок при клубе Совторгслужащих, где я и познакомился с ним. В те времена Сметанин уже хорошо исполнял заднее сальто на земле и с турника, а также делал перекрестные санжировки в стойку. Руководители кружка не одобряли увлечение Сметанина цирковыми трюками. Поэтому Александр вынужден был уйти.
Во дворе дома, где он жил, Александром была разбита небольшая спортивная площадка. Всю аппаратуру для нее Сметанин изготовил сам. Сюда со всего Ярославля стали стекаться юные любители цирка. Здесь можно было видеть репетиции жонглеров, турнистов, акробатов с подкидными досками и тяжелоатлетов с гирями. Многие артисты цирка, прежде чем выступать на манеже или попасть в цирковое училище, получили первое «крещение» во дворе Сметанина. Отсюда вышли Николай Лихачев, Сергей Нестеров, Виктор Бородулин, Леонид Харченко и Виктор Литателев.
Манеж манил к себе Сметанина. Вскоре он поступил в Ярославский цирк униформистом. Стоя по вечерам в артистическом проходе, он внимательно следил за исполняемыми номерами, а днем продолжал усиленно тренироваться   у   себя   во   дворе.
Сметанин твердо решил работать на цирковой арене. Ранней весной 1927 года он покидает Ярославль и  едет по  договору  в  среднеазиатские  цирки.  Он  выступает в разнообразных номерах — «соло жонглер», «турнисты»,   а   труппе   акробатов   Готхарс.
Вернувшись в Ярославль, Александр Сметанин задумал создать свой номер турнистов. Попытка найти в городе готовых исполнителей не увенчалась успехом, и он возвращается    в цирк.
Сначала Сметанин работает в номере «Торнео» под руководством известного турниста Д. Зементова, а затем в номере «Банолло», возглавляемом В. Комаровым. Общение с этими артистами благотворно сказалось   на   Смета ни не.
Мысль о создании собственного номера не покидает Сметанина. В 1933 году ему наконец удается осуществить свою мечту. Он создает номер «Асми» (Александр Сметанин), в который вошли друзья по занятиям во дворе дома — В. Бородулин, Н. Фатеев, А. Черышников и Н. Майоров. В том же дворе зимой на снегу начались репетиции. Через тридцать дней номер был готов, и молодые артисты выехали работать по контракту в г. Славянск на Украине. Работа турнистов не была постоянной. В зимнее время из-за отсутствия ангажемента приходилось возвращаться домой в Ярославль и ожидать лета. Это сказывалось отрицательно, снижало спортивную   форму.
А. Сметанин исполняет сальто-мортале с первого на третий турник
А. Сметанин исполняет сальто-мортале с первого на третий турник
«Домашний цирк» Сметанина
«Домашний цирк» Сметанина

На одном из выступлений в летнем театре на ст. Лозовая со Сметаниным произошел несчастный случай. Его отвезли в больницу. Диагноз был неутешительным: трещина в черепе, сотрясение мозга и сильный ушиб позвоночника.
Видя, что из-за его травмы партнеры сидят без работы, Александр Иванович, еще больной, убегает из больницы, выпрыгнув на улицу из окна второго этажа. Переодевшись в принесенную друзьями одежду, он вместе с ними отправился тотчас же на вокзал, на двенадцатичасовой поезд, идущий в Минск. Там должны были   начаться   их   выступления.
По приезде в Минск Сметании стал работать с первых же дней. Чтобы скрыть повязку на голове, он выходил на манеж в берете. Нельзя было не удивляться его фанатичной любви к цирку, заставившей Александра Ивановича побороть боль и выступать на арене. Первое время он исполнял только 6-8 банолло. Остальную часть  номера  стоял  у  турника.
Раны постепенно зажили, но остались на первый взгляд неощутимые Дававшие в дальнейшем себя знать   осложнения.
В 1936 году номер Сметанина увидел А. М. Волошин, тогда инспектор Союзгосцирка. Молодых артистов пригласили работать в Главное управление государственными   цирками.
В скором времени труппа Сметанина начала выступать в Московском цирке. Номер заканчивал третье отделение программы. Для артистов-турнистов это было не совсем обычно, но почетно. Стрелки часов ежедневно стояли на цифре 12, когда А, Б. :Буше объявлял номер. Утомленная публике невольно оживлялась и зачарованно смотрела на артистов, исполнявших за 4 минуты 16 головокружительных комбинаций. Номер имел блестящий успех. Этому он во многом был обязан Сметанину. Здесь, в Москве, Александр Иванович демонстрировал высокий класс работы, исполняя на трех турниках до пяти различных комбинаций. Вот некоторые из них: кипи отмах, гладкий перелет в упор на второй, в темп отмах а упор на третий, в темп отмах, ризенвель пируэт сальто-мортале на землю; сальто-мортале встать по двум, спад на третий, ризенвель бланш с полупируэтом; оборотное банолло по трем, санжировка, сход двойной сальто-мортале! банолло из крыла в крыло — 10-12 штук в темп.
Все сходы на землю у Сметакина были выше турника, то есть все тело выходило за пределы высоты грифа турника. При исполнении двойного сальто второе сальто у Сметанина получалось выше первого. В настоящее время ни одному цирковому турнисту пока не удается сделать этот трюк так, как делал его в свое время   Александр   Иванович.
Прекрасная школьная работа Сметанина обратила на себя внимание преподавателей Московского института физкультуры. Александру Ивановичу делают предложение стать тренером в институте. Он соглашается. В этот период весь день Сметанин отдавал институту и только вечером приезжал на работу в цирк. Он организовал из студентов института группу турнистов, с которой выступал на параде физкультурников на Красной площади в Москве.
Пробыв непродолжительный период в институте, Сметанин возвращается в цирк. Вскоре он расходится со своими партнерами. Оставшись один, Александр Иванович продолжает работать на тройном турнике, исполняя на нем до шести комбинаций и делая в финале по 10-12   банолло   в   темп.
Выступать одному было тяжело, но Сметанин, мобилизовав всю свою физическую энергию, добивается большого   успеха.
В 1939 году, к двадцатилетию советского цирка, он был награжден медалью «За трудовое отличие».
Осенью 1941 года Сметанин покидает цирк и поступает на работу в Центральный Дом культуры железнодорожников. Там ему пришлось выступать на сцене.
В этот период у Сметанина начинается спад энергии. Неоднократные падения и увечья, смерть отца, а затем и матери отразились на Александре Ивановиче. В 1958 году в Ярославле в возрасте 46 лет Сметанин скончался.
В историю советского цирка он вошел как непревзойденный   мастер-турнист.
Н. МАЙОРОВ,
артист
Труппа АСМИ — А.  Чарышников,  В.  Бородулин, А.  Сметанин, Н. Майоров и Н. Фатеев
Труппа АСМИ — А.  Чарышников,  В.  Бородулин, А.  Сметанин, Н. Майоров и Н. Фатеев

Журнал ”Советский цирк” январь 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100