Совершенство Зары Долухановой
Совершенство — вот первое слово, которое напрашивается, когда думаешь о творческом обаянии Зары Долухановой.
Именно совершенство, иначе не скажешь о редком природном даре певицы: голосе, охватывающем по диапазону все звучности, доступные едва ли не всем группам женских голосов, все тембры — от густого бархатистого, обволакивающего меццо до рассыпающегося бисером колоратурного сопрано. Совершенство техники, мастерства, музыкальной памяти — и это неоспоримо, если только взглянуть на репертуарный список, где свыше семисот названий, представляющих поэтапно историю музыкальной литературы от далекого прошлого до современности.
Наконец, совершенство художественного вкуса, такта — они сопутствуют артистке во всем: в выборе концертных программ, где при огромном разнообразии стилей и жанров ничто не может уличить исполнителя во «всеядности»; в манере общения с залом, начисто лишенной попытки «заискивать» перед слушателями, «выпрашивать» успех. Внешняя строгость, сдержанность сценического поведения и при этом огромная внутренняя сила, вдохновенность исполнительского творчества Зары Долухановой оказывают магическое воздействие. Я подчеркиваю — «творчест-зо», потому что артистка не исполняет, а творит: лепит с искусством ваятеля человеческие характеры, образы, живописует сочные жанровые картины; «складывает» поэмы о судьбах людей, об их радостях, страданиях, любви, смерти...
Творчество! Право же, мы непростительно редко вспоминаем это слово применительно к музыкантам-исполнителям и особенно к камерным певцам. Когда речь заходит о них, разговор сводится обычно к вокальным данным и возможностям, проблемам мастерства звуковедения и постановки дыхания, блестящим пассажам.
И вот когда встречаешься с таким удивительным талантом, как Долуханова, начинаешь понимать, как недооцениваем мы возможности камерного вокального исполнительства. Ведь здесь тоже всегда присутствует драматическое искусство. Им непременно должен обладать певец на эстраде: «представить» образ, не пользуясь ничем, кроме вокальных красок и слова, ничем, кроме эмоциональной силы музыки — труднейшая творческая задача, доступная лишь большому таланту. И еще необходим камерному певцу, насущно необходим дар перевоплощения. Только владея им, можно включить в программу произведения полюсные, можно сопоставлять образы, относящиеся к разным эпохам, представляющие разные сценические амплуа, «сталкивать» контрастные характеры.
В этом смысле творчество Зары Долухановой являет пример, прямо сказать, уникальный: подобную широту интересов, подобную творческую неуспокоенность, какую проявляет она постоянно, даже достигнув и вершин мастерства и всенародного признания, — такое встретишь не часто. И если бы когда-нибудь будущему биографу понадобилось проанализировать, что ближе исполнительскому стилю, облику певицы, что наиболее любимо ею, — задача окажется, пожалуй, непосильно трудной. Ибо можно ли суммировать и выводить «среднеарифметическое», если в программах соседствуют, к примеру, трагичнейший из трагичных монолог цыганки Азучены из «Трубадура» Верди и искрометная «Тарантелла» Россини; если певица находит краски, чтобы раскрыть психологическую глубину накаленных до предела страстей фанатичной Марфы из «Хованщины» Мусоргского и совсем легко, непринужденно, с блеском рисует характер беспечной кокетливой Розины из «Севильского».
Чему отдать предпочтение в трактовке Долухановой — предельной простоте и прозрачности в прочтении глинкинских романсов или сочности жанровых сцен Мусоргского, словно не спетых, а рассказанных исполнительницей, — так значительны в них каждое слово, каждая фраза? А, может быть, самое убедительное — вдохновенная «речь» Чайковского или возвышенная — Рахманинова? Изысканный Дебюсси или поэтичный Григ? Строгий, размеренный Бах, героический Бетховен или романтичный Шуман? Так можно бесконечно перечислять имена композиторов, названия произведений, народы, чьи песни включила в репертуар Зара Долуханова. И все равно почти невозможно установить, что удается лучше, что ближе певице.
Может быть, красной строкой надо выписать только произведения советских авторов и прежде всего Прокофьева. Музыка этого композитора постоянно привлекает певицу (кстати, сам Прокофьев, создавая свою ораторию «На страже мира», писал в расчете именно на голос Зары Долухановой). В ее репертуаре — самые различные и самые разнохарактерные сочинения Прокофьева — от мягкого, нежного, полного душевной простоты и величия образа Матери в «Колыбельной» (из названной оратории) до смешной скороговорки бартов-ской «Болтуньи». Светлый мир поэтичных романсов Прокофьева на слова Пушкина, красочные обработки русских народных песен, андерсеновская сказка «Гадкий утенок» — в каждом сочинении певице удается передать своеобразие языка и неповторимый, самобытный прокофьевский почерк. Вокальные циклы Шостаковича, произведения Свиридова, Шапорина, Мясковского и многое другое, созданное нашими композиторами, певица стремится открыть слушателям.
Манеру пения артистки, когда создается впечатление могучего потока музыки, захватывающего тебя, завораживающего, — особую долухановскую манеру узнаешь с первых же звуков. И вместе с тем нередко удивляешься: как удается ей найти тембр соответственно характеру образа. Он то драматически напряженный до крайности, в том же Чайковском, в Рахманинове; то аква-рельно-прозрачный, «бесплотный», когда певица воссоздает стиль музыкального живописного мазка Дебюсси или Грига. И все естественно, все просто, словно не существует никаких трудностей, преград. Не выучка, не отработка каждой ноты и фразы — этого не замечаешь даже в самых виртуозных эпизодах — а естественная речь, идущая от чувства, от переживания, от необходимости поделиться со слушателями своими сокровенными мыслями.
И, наверно, именно этой непосредственностью, этой полнотой чувств, которой отмечено всегда ее обращение к тем, кому она отдает свой несравненный талант, достигнута популярность певицы. Она умеет устанавливать теснейший контакт с залом, умеет обращаться непосредственно к каждому из слушателей — словно не многолюдной аудитории адресованы ее слова, а только тебе, только с тобой ведет она доверительный разговор о самом важном, самом значительном в жизни.
А ведь искусство общения, сила убеждения — тоже великий дар исполнителя. И тот, кто обладает им, способен завоевывать сердца миллионов и миллионов людей. Популярность народной артистки РСФСР Зары Долухановой огромна не только в нашей стране. Она пела в самых различных залах мира. И всюду ее выступления проходили с триумфальным успехом, свидетельствовавшем не только о несравненном таланте певицы, но и о достижениях советской вокальной школы, где техника никогда не является самоцелью, где профессиональное мастерство, совершенство подчинены одной задаче — сделать искусство достоянием самых широких масс, нести им все эстетические богатства, все достижения мировой музыкальной культуры.
Поэтому с таким неутомимым постоянством стремится расширить свой диапазон народная артистка республики, лауреат Ленинской премии Зара Александровна Долуханова, поэтому вся ее творческая жизнь — поиск, поиск и поиск.
М. ИГНАТЬЕВА
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий