Союз советских писателей
Членов Союза, советских писателей среди эстрадных драматургов пока еще очень мало.
Некоторые не приняты в Союз писателей, по-видимому, только из-за того, что у них нет печатных изданий своих произведений. Но они и не имеют права отдавать в печать свои вещи в течение года, то есть пока они в репертуаре артиста. А через год многие актуальные произведения уже устаревают и для печати интереса не представляют. Третье, что необходимо исправить, — это неравноправная оценка работы эстрадных авторов. По существующим нормам ставок авторского гонорара оплата за художественный рассказ для эстрады определяется ставкой от 50 до 200 рублей, а за тот же рассказ по издательским ставкам от 150 до 400 рублей, за одноактную пьесу для театра гонорар установлен от 300 до 1000 рублей, а за скетч для эстрады (произведение не менее трудоемкое) от 75 до 200 рублей. Подобных примеров можно привести много.
Еще хуже дело обстоит с авторскими отчислениями. За исполнение пьесы ее автору выплачивается 4 процента валового сбора, а за программу эстрадного концерта, составленного из произведений многих писателей и композиторов, выплачивается на всех 2 процента за всю программу. А ведь пьеса может идти в театре и год и два, одновременно в целом ряде театров. В то время как большинство эстрадных произведений создается для одного исполнителя, причем это произведение, как правило, злободневное, сохраняется в репертуаре сравнительно недолго. Не эти ли причины, или некоторые из них привели к тому, что ряд хороших эстрадных писателей, знающих и любящих эстрадное искусство, перестают для него работать? Большинство ведущих эстрадных писателей переключилось на создание оперетт и сценариев кинокомедий. Это тоже жанры дефицитные и нужные, но эстраде от этого не легче. К тому же, если уж говорить совсем откровенно, многие из них эстраду знают лучше и работали в ней более успешно. Эстрада — любимое народом массовое искусство. Везде бывают артисты эстрады, принося с собой слово, песню и музыку, отдых, радость и веселье. И первые помощники их в этой большой и нужной народу работе — эстрадные писатели. Они заслуживают уважения, доброжелательного отношения и серьезной помощи как от профессиональной литературной критики, так и от писательской общественности и от государственных руководящих организаций.
Мы не собираемся этой статьей доказывать, что эстрада важнее всех остальных видов искусства, что она нужнее, чем кино или театр. Но бесспорно — она больше других нуждается во внимании и помощи. Если же говорить о том, что более необходимо, то лучше всего об этом сказал Никита Сергеевич Хрущев на встрече с представителями советской интеллигенции: «В нашем походе, как в армии, все рода войск необходимы и важны. Нельзя продвигаться вперед и тем более выиграть войну без саперов, без артиллеристов, без пехотинцев и других родов войск. Поэтому не стоит спорить о том, кто из нас важнее и кто главнее. Это был бы напрасный и безрассудный спор. Каждый важен на своем месте, если он хорошо выполняет свои функции. Важно, чтобы у каждого было всегда остро отточено оружие и направлено в цель».