Говорят участники фестиваля IV Всемирного фестиваля циркового искусства.
Денис Чиндяскин, жонглер, Россия
– Цирк «захватил» меня еще в школьном возрасте. С 8 класса я начал заниматься в самодеятельной студии в родном городе Самаре – стоял на катушках, жонглировал. В 2005 году приехал в Москву, поступил в ГУЦЭИ. Номер, который буду представлять на конкурсе, мы придумали вместе с моим педагогом-режиссером Александром Тимофеевичем Карашкевичем. Вместе сконструировали и аппарат, на котором работаю – площадку с четырьмя слегка поднятыми лопастями. Работать приходилось буквально целыми днями – по 6-12 часов, но иначе ведь невозможно достичь легкости исполнения.
Добавим от себя, что в репертуаре Дениса трюки и элементы жонглирования, которых нет в арсенале артистов этого жанра. Не будем описывать номер, его надо смотреть и, уверены, публика получит незабываемое впечатление от виртуозной работы молодого артиста. Не случайно Дмитрий – единственный артист, чей дебют сразу после окончания училища состоится на таком авторитетном фестивале.
Леонид Ткаченко, руководитель номера «Парад велосипедов», Россия
Зрители старшего поколения помнят яркий аттракцион с таким названием, входивший в спектакль «Цирк-ревю». На протяжении 30 лет он радовал и восхищал цирковую публику многих городов страны. И вот «Парад велосипедов» решили возродить. Его создатель и руководитель, теперешний директор Пензенского цирка Владимир Голубев пошел не по пути кропотливого воспроизведения номера, а, сохранив весь «транспортный арсенал», творчески переработал сюжетную линию номера. В основе выступления – эксцентрическая акробатика, и каждый участник словно на глазах у зрителя придумывает какой-то необычный трюк. Все вместе это сливается в необычную игру, затеянную ненароком и исполняемую с непосредственностью и артистизмом.
– И потому наш обновленный номер точнее назвать «Акробаты на велосипедах», – рассказывает руководитель Леонид Ткаченко. – После стольких лет забвения мы восстановили его за год и премьера состоялась в Пензе 21 декабря 2008 года.
Минский композитор Павел Кудрин написал музыку, органично ложащуюся под все выступление и подчеркивающую его характер. Режиссер – Владимир Голубев, балетмейстер Татьяна Марьяш.
В номере принимает участие 10 артистов, среди которых двое детей – Вадик и Инга. Несмотря на свой довольно юный возраст они не уступают взрослым в мастерстве и их присутствие, кстати, сюжетно обоснованное, придает особый шарм номеру.
Рене Каселли, руководитель номера «Слоны и лошади», Германия.
– Я представитель шестого поколения цирковых артистов. Династия наша берет начало 200 лет назад. И воспитан я на том, чтоб никогда не останавливаться на достигнутом, как бы хорошо оно не было. Вот почему каждые несколько лет я берусь за создание нового номера. Один из них я привез в Москву на фестиваль. Известно, что слоны и лошади в природе вместе не сосуществуют, а если встретятся, враждуют . Как же примирить их – более того, сделать друзьями? Меня иногда спрашивают, как мне пришла мысль соединить такое, в принципе несовместимое. Я в ответ улыбаюсь и говорю, что во время одного из споров, которые у нас женой иной раз возникают, я в который раз сказал себе – с женщиной лучше не спорить, они становятся неуправляемыми. И вдруг возникла такая ассоциация – своенравные лошади и идущие напролом слоны. А если показать их не в разладе, а в ладу? Этот номер сделан три года назад, уже был показан на фестивале в Монте-Карло и завоевал Серебряного клоуна.
Номер имеет несколько вариантов, в каждом из которых вместе со мной работает жена Алексия, 17-летняя дочь Мари Лу и 12-летний сын Энни.
Уэй-Чан-Тай, руководитель Фуцзянской и Чжецянской акробатических групп, Китай
С акробатическими номерами «Фонарь» и «Головы» в Москву на фестиваль приехали профессиональные артисты, закончившие цирковые училища и уже несколько лет показывающие свое искусство зрителям стран Азии, Европы, Америки. Главное для нас – удивить всех тех, кто придет на представление, удивить и порадовать неиссякаемыми возможностями человека, который может все. Вы увидите поистине поразительные трюки, которые с выдумкой и любовью приготовили для вас артисты, возраст которых от 10 до 23 лет.
Виллер Николоди, чревовещатель, Швейцария
– Этот жанр – чревовещание или мнемотехника – привлекал меня с самого детства, когда ребенком видел по телевизору выступление «говорящих» кукол или собачек. Взрослых искренне забавляла моя наивная вера в способность кукол беседовать с человеком.
И вот я воплотил свою детскую мечту в жизнь. Но для этого потребовалось целых 30 лет. Все это время я работал вместе со своими двумя братьями акробатический номер. Выступление было на довольно высоком уровне, ведь в 70-е годы нас пригласили выступать на фестивале в Монте-Карло. Кстати, в одной программе с нами тогда работали и эквилибристы на першах под руководством Леонида Костюка.
Но это было давно. И вот уже десять лет я разыгрываю на публике сценки с куклой и собачкой, спорю с ними, веду забавные беседы. Работаю не только на манеже. В 1991 году приезжал в Москву вместе с известным варьете Мулен-Руж. Кстати, и публику зачастую вовлекаю в эту свою игру. Хочется, чтобы зрителям, пришедшим на фестиваль, пришелся по душе мой номер.
Гагик Аветисян, коверный, Армения
–Так получилось, что в цирк я попал случайно. После школы начал работать в театре при киностудии «Арменфильм». А в цирк меня пригласил знакомый – там шел просмотр номеров для коллектива, который готовился ехать на гастроли в Узбекистан. Я просто, ради шутки, показал один этюд, и меня приняли. Так в Ташкентском цирке, в 1994 году состоялся мой дебют. Потом с разными коллективами ездил по стране.
Уже четвертый год работаю в цирке Олега Попова под Нюрнбергом, выхожу на манеж поочередно с Поповым. О конкурсе узнал совершенно случайно, и Олег Константинович настоятельно посоветовал поехать. И вот я здесь. Мой образ на арене – Чарли Чаплин. Но я не копирую слепо великого комика – это было бы слишком примитивно. Сам пишу репризы, сам ставлю их. Конечно, в работе использую разные жанры. И комически обыгрываю реквизит. Так, катушки, на которых балансирую, вовсе не традиционные катушки, а… бутылки.
Для фестиваля я подобрал две репризы, которые, хочется думать, оценит и публика, и жюри.
Халиль Сафаргалин, руководитель номера «Жонглеры», Россия
Номер, подобный этому, я создал много лет назад. Уже не раз менялись партнеры, уже выросло новое поколение, и теперь на манеж выходит моя дочь Лаура, ее партнеры Илья Манин, Олег и Виталий Дубинкины.
В традиционное жонглирование булавами вплетаются современные элементы ножной перекидки и т.д.
Вместе с совершенствованием техники жонглирования много внимания молодые артисты уделяют композиции номера в целом.
– Я потомственная артистка, ведь родители долгое время работают в цирке. Их номер – «Акробаты-эксцентрики на муле». Я и сама принимала участие в этом номере. А с 2002 года занялась дрессировкой собак – пуделей и сенбернаров. Объехала с этим номером всю Сибирь, Урал, побывала в Венгрии, Турции. Но настоящим сюрпризом для меня стало приглашение участвовать в фестивале на Поклонной горе. Буду стараться соответствовать уровню представленных там исполнителей.
Ольга Ван-Ю-Ли, дрессированные собаки, Россия
– В первый раз я вышла на манеж в шестилетнем возрасте. Это были «елки», в которых участвовала в роли какого-то сказочного персонажа. По-настоящему работа началась в 15 лет – поначалу «Китайские игры», затем в номере с першами, которым руководил отец. Одновременно выходила с обезьянками – лапундерами и макаками-резус. Это наш фамильный номер, с ним выступала еще бабушка.
Конечно, умение пришло не сразу, навыкам дрессуры меня обучали папа с мамой. Сейчас у меня новое поколение полуторагодовалых артистов-обезьянок, молодняк, с которым я репетирую. А на фестивале покажу еще один номер – с пуделями. Мы его полдготовили с мужем, Сергеем Стрелецким, который тоже работает в цирке, воздушным гимнастом.
Для меня большая ответственность представлять этот номер перед столь взыскательным жюри и зрителем. А работать в фестивальной программе – большая честь для каждого артиста.
Игорь Байбак, руководитель номера «Гимнасты на батуте и турнике», Украина
Артисты нашего номера пришли в цирк 15 лет назад после окончания Университета физвоспитания и спорта. Мы просмотрели множество видеозаписей турнистов, искали свои, никем не исполняемые трюки и композиции, оригинальные для манежа, придумывали костюмы. И, главное, аппарат, на котором предстояло работать. Целых 8 месяцев конструировали мы его – этакий гибрид турника с батутом. Экспериментировали, подгоняли высоту турника, ширину сетки, измеряли нагрузки амортизаторов. И у нас получилось. На таком снаряде наши ребята делают два бланша с тремя винтами, тройное сальто под углом с прямыми ногами и другие почти невероятные трюки. Но главное – не зацикливаться на трюковой части, а найти органичную для всего выступления композицию. Хочется, чтоб зритель оценил сделанное нами.
Ольга Рожковская, Эквилибр на туго натянутой проволоке, Россия.
Девочка из подмосковного Павлова Посада «заболела» цирком в шестилетнем возрасте. И родители, рано распознавшие предрасположенность ребенка, отдали ее в детский цирковой коллектив при Дворце культуры.
На одном из смотров художественной самодеятельности девочку увидел режиссер Владимир Стихановский.
Михаил Иванов и Алена Сосина номер «Белые ночи» жонглеры на колесах с мячами.
Михаил Иванов и Алена Сосина представляет номер «Белые ночи» жонглеры на колесах с мячами. Они потомственные артисты. Михаил в 1991 году выступал на одном из самых престижных цирковых конкурсов Молодежном фестивале в Монте-Карло.
Алена Сосина в этом году получила приз третий степени на фестивале в Саратове «Принцесса Российского цирка» Они надеются что успешно выступят на международном фестивале в Москве.
Мария Сарач потомственная артистка цирка, ее отец Алексей Сарач, народный артист России создатель одного из уникальных цирковых номеров «Эквилибристы на першах». Мария участвовала на различных цирковых фестивалях. В 2005 году стала обладателем одного из главных призов на фестивале в Саратове «Принцесса Российского цирка». На Международном фестивале в Москве представляет номер «Пластический этюд со шляпой». Искренне рада, что ее пригласили на фестиваль, и надеется, что ее профессиональное мастерство будет оценено по достоинству.
Вячеслав Дурдинов, заслуженный артист России, клоун.
Примет участие в фестивале и Вячеслав Дурдинов, заслуженный артист России замечательный и очень талантливый клоун. В цирке работает с 1971 года. Свою карьеры начинал в номере «Акробаты эксцентрики с подкидной доской» На фестивале покажет две репризы, одна из которых будет представлена на суд зрителей и компетентного Международного жюри впервые.
Сергей Ярмошко, руководитель номера «Русская палка», Беларусь
– В цирк я пришел из спорта, несколько лет проработал в группе акробатов-вольтижеров, а затем задумал создать номер в жанре, к которому всегда тяготел. К тому же видел много записей мастеров этого жанра. К сожалению, не удалось увидеть вживую таких корифеев, как братья Асатурян и Ирина Шестуа, группу Вилена Солохина и других мастеров. Но мы по видеозаписям ориентировались на основателей жанра.
Конечно, в период подготовки пришлось преодолеть определенные трудности. Но сегодня все это позади. Главное, что наш небольшой коллектив, в который входят еще и Дмитрий Хвилатюк и Андрей Козлов, несмотря на успех номера, продолжает работать над совершенствованием трюковой и композиционной составляющих выступления.
Тигран Акопян, руководитель номера «Восточная фантазия», Армения
– Номер, который мы представили на суд жюри фестиваля – это лишь фрагмент большого циркового спектакля «Малибу», в котором участвуют не только верблюды, но и обезьянки, собачки, морские котики, – всего более 70 разных животных со всего мира. Верблюдов, которые выступят в фестивальной программе, я дрессирую шестой год и стараюсь так построить композицию номера, чтоб она отличалась от существующих сегодня на манежах. У нас на верблюдах гарцуют шесть наездниц, а сопровождать их будут бедуины. Одним словом, фантазия, да еще восточная.
А в цирке я уже около 25 лет и начинал как воздушный гимнаст в очень известном в свое время номере Автандила Перадзе «Интеркосмос».
Джулиан Албек и Билли Уилсон, исполнители номера «Воздушная фантазия», Австралия
– Российский зритель, быть может, не знает о том, что в Мельбурне, где мы живем, уже много лет работает первый в мире Национальный институт циркового искусства, в котором ведется не только теоретическая работа, но и обучение будущих артистов. Мы – студенты этого института, учимся там третий год. А так как параллельно с обучением студентам предоставляется возможность ставить оригинальные цирковые спектакли и участвовать в них, то и мы не могли не воспользоваться этой возможностью. И наше выступление на фестивале – это небольшой отрывок из этого нашего студенческого шоу. Вот представьте себе парня, мечтающего о возвышенной любви и в мечтах своих парящего в облаках, где он находит девушку своей мечты…
Серж Улартье, исполнитель номера «Комический велосипед», Франция
– А в общем-то он никакой не комический, этот велосипед, на котором я работаю. Купил его в обычном магазине, в Германии. Он предназначен для гонщиков высшего класса и называется он «Велосипед для суперспортсменов».
Велосипед вполне обычный, но другое дело – какие трюки можно на нем выделывать! Не хочу сейчас раскрывать все карты, но думаю, публика будет довольна увиденным.
Работаю я не только в цирках, но и на площадях своего родного города Авиньона, в различных шоу, варьете.
И, конечно, много выступаю на конкурсах. На одном из них, в Китае, меня увидел ваш режиссер Петр Дубинский и пригласил на этот фестиваль, Стоит ли говорить, как я был рад воспользоваться этой возможностью!
Дондог Зоригт, директор Циркового центра и «Нового цирка», Монголия
– На фестивале мы представляем традиционный для нас цирковой жанр – пластическую акробатику и гимнастику. Четыре исполнительницы номера, который будет показан московской публике, еще очень молоды. Им по 16-18 лет и они восьмой год учатся в студии при цирковом центре.
Вообще, цирковому искусству в Монголии в последнее время уделяется очень большое внимание. В «Новом цирке», который работает в Улан-Баторе, учится более 100 мальчиков и девочек. Это будущие артисты, которым предстоит представлять искусство своей страны на многих мировых цирковых площадках.
Рони Гомез, жонглер, Испания
В Москву я приехал с особым чувством. Ведь здесь, еще до моего рождения целых три года жили мои родители. Они были студентами ГУЦЭИ и Москва осталась навсегда в их сердце.
А я родился в Гаване, затем наша семья переехала в Мексику. Сейчас там мой дом и моя работа. Впрочем, работаю я по всему миру – и в стационарных цирках, и в варьете.
На суд московской публики я представляю свою новую работу – ритмическое жонглирование в сочетании с элементами танцев – испанского фламенко. Думаю, зрители получат удовольствие от этого номера.
Напоминаем, что 15-20 сентября в Москве, в цирке на Поклонной горе стартует IV Всемирный фестиваль циркового искусства. Накануне этого события мы встретились с участниками фестиваля и попросили их рассказать о себе и своих номерах.