Специфика жанра эстрады
Я не раз замечал за собой, что даже на концертах оркестровой эстрадной музыки я стараюсь сидеть на местах, откуда можно не только все слышать, но и все видеть.
Если в кресле впереди меня оказывается какой-нибудь непомерно высокий мужчина, мне начинает казаться, будто я плохо слышу. Во всяком случае, такая музыка перестает быть для меня эстрадной. Впрочем, бывает и так, что происходящее на сцене прекрасно видно, однако, несмотря на это, оно не становится фактом эстрадного искусства; ведь иные артисты и режиссеры все свои усилия концентрируют на том, чтобы усладить наше ухо, мало заботясь о нашем глазе. Особенно часто встречаешься с недооценкой зрелищной стороны эстрадного искусства в музыкальных жанрах, но симптомы той же самой болезни можно наблюдать и в художественном чтении и в конферансе.
— Ну вот, — скажете вы, — опять речь идет о давно известных вещах, о том, что многим эстрадным артистам не хватает сценической культуры, что их номера подчас лишены пластической выразительности и зрительно однообразны.
Действительно, все эти серьезные недостатки, еще не преодоленные искусством эстрады, часто фигурируют и в рецензиях, и в проблемных статьях, и в творческих обсуждениях. В какой-то мере они будут затронуты и в этой статье. Однако мне хотелось бы поставить вопрос шире. Дело тут, очевидно, не только в отсутствии мастерства как такового. Указанный недостаток коснулся даже тех жанров эстрады, которые обращены только к зрению. Акробаты, жонглеры, иллюзионисты (даже лучшие из них, большие мастера своего дела) грешат чаще всего именно тем же зрительным однообразием, недостатком пластической культуры. Все разновидности жанра сводятся, как правило, к чередованию внутри номера примерно одного круга выполняемых трюков и приемов. Складывающиеся год от года штампы (например, акробатическая мужская пара, высокий и маленький, работающие в медленном темпе, выполняя силовые движения, или меланхолический, одетый в смокинг жонглер с сигарой и шляпой и т. д.) лишь закрепляют, узаконивают зрелищную бедность жанров эстрады. Традиции, когда-то живые, становятся оковами для развития искусства.
Приведу в пример двух жонглеров — победителей недавнего 3-го Всероссийского конкурса артистов эстрады. И. Кожевников, награжденный второй премией, являет собой только что описанный тип жонглера: котелок, сигара, трость составляют палитру номера, выполняемого безупречно по мастерству. Э. Шатов, обладатель первой премии, работает с цирковым снарядом — першем, На конце его узкая прозрачная трубка диаметром в теннисный мяч. Держа баланс на голове, Шатов закидывает мячики в трубку. Каждый раз перш наращивается, достигая постепенно почти десятиметровой высоты. С каждой новой секцией перша исполнение номера делается зрительно острее, выразительнее. Наконец, длина перша становится такой, что он не умещается в высоту сцены (даже такой высокой, как в Театре эстрады). Жонглер выходит на авансцену, балансируя над головами зрителей первых рядов. Мячик взлетает ввысь, почти теряется на фоне потолка и — оказывается в трубке. Номер этот помимо необыкновенной чистоты, с которой он исполняется, замечателен тем, что зрительные масштабы, меняющиеся раз от разу, воспринимаются сидящими в зрительном зале в целостном единстве. От этого зрелищный эффект становится необычайным. Причем это специфически эстрадная зрелищность. Представьте себе номер Шатова на телеэкране или в кино! Уж не говоря о том, что в снятом заранее теле- или киносюжете исключается элемент непредвиденности (из-за этого никогда эстрада и цирк не станут органичными экрану!), постоянство масштабов, диктуемое постоянством размеров экрана и нашего зрительского расстояния до него, лишит номер Шатова его прелести.
Искусство Шатова (в гораздо большей мере, чем, скажем, номер Кожевникова) проигрывает, будь оно перенесено в сферу другого искусства. Это первое свидетельство его .настоящей эстрадности. Если же такой перенос легко осуществим без явных потерь, можно смело сказать, что произведение и его автор грешат против законов искусства эстрады. Особенно разоблачительно для музыкальных и речевых жанров эстрады радио. Многие наши эстрадные певцы и певицы лучше всего слушаются по радио, где они освобождены от необходимости искать пластический эквивалент исполняемой мелодии. Перед радиомикрофоном певец, для которого подмостки — сущее мучение, чувствует себя прекрасно. Эстрадный по своей природе певец, напротив, испытывает на радио определенное неудобство: его сковывает не только отсутствие контакта с аудиторией, но и то, что многие нюансы исполнения, присутствующие в зрительной стороне образа, окажутся отсутствующими в звуковой. Это влечет за собой, конечно, обеднение эффекта. Помню первые записи песен Ива Монтана, привезенные Сергеем Образцовым из Парижа. Насколько глубже, значительнее оказался сам артист, когда мы увидели его поющим на эстраде: к очарованию музыки и слов прибавилось обаяние актера, создающего выразительнейшую пластику человеческого образа. Станиславский любил повторять: зритель идет в театр ради подтекста, текст он может прочесть и дома. Нечто подобное можно сказать об эстраде: зритель хочет увидеть с подмостков исполнение, текст (и даже музыку) он может усвоить, оставаясь дома. По крайней мере — слушая по радио. Стоит ли, например, отправляться в концерт, чтобы услышать Юрия Федорищева, который всеми силами старается реставрировать исполнение Полем Робсоном песни «Миссисипи»? Думаю, что в достижении своей цели Федорищев гораздо больше преуспел бы на радио. Слушая «Миссисипи» по радио, мы могли бы подивиться, как точно схвачены музыкальные интонации негритянского певца, и в то же время не имели бы возможности заметить полную пластическую инертность Федорищева, противоречащую оригиналу.
Режиссеры программы, в которой мне довелось слышать Федорищева, попыталась скрасить зрительное однообразие его пения. Во время исполнения французской песни «Ночью один» перед куплетом, в котором начинается гражданская тема — тема борьбы за мир, в зале внезапно гаснет свет, остается лишь красный подсвет задника. В наиболее патетическом месте песни, требующем ярких актерских средств, зритель оказывается вынужденным стать только слушателем, ибо все, что он видит, — это черный неподвижный силуэт на неярком красном фоне. Так режиссура, стремясь зрителыно разнообразить номер, оказывает исполнителю, да и произведению в целом, поистине «медвежью услугу». Удивительная скудость приемов освещения, приведшая в описанном выше случае к смещению акцентов, является одной из болезней нашей эстрады. Система эффектов освещения строится либо на прямолинейно-иллюстративном принципе (тема борьбы за мир ассоциируется непременно с красным цветом, не иначе!), либо на принципе салонной красивости (стремление «подать» исполнителя вне всякой зависимости от художественного содержания номера, его стилистики). В результате самые интересные возможности освещения до сих пор не используются. То же самое можно сказать и о костюме: редко когда он служит усилению зрительного образа. Если в использовании костюма как средства подчеркнуть истоки амплуа (скажем, бархатная куртка с бантом у Н. Смирнова-Сокольского или костюм мима у Л. Енгибарова) имеются хорошие традиции, то простой и в то же время помогающий раскрытию образа костюм чрезвычайно редок. Недавно мне довелось быть свидетелем того, как неудачно подобранный костюм значительно ослабил впечатление, производимое номером. Речь идет о Капиголине Лазаренко: ярко-красное, с большими турнюрами платье сковывало певицу и явно не соответствовало нежной, лирической песне «Вернись».
Освещение, костюм и мизансцена — это три кита, на которых держится зрелищная сторона эстрадного номера. Каждая из этих тем достойна специального разговора, на который моя статья, естественно, претендовать не может. Здесь я коснусь лишь той стороны специфической эстрадной мизансцены, которая не может быть адекватно воссоздана на экране телевизора и кинотеатра. Эстрада имеет свои законы пространства и времени: крупный план, ракурс, монтаж в кино (и телевидении), нарушающие единство этих категорий, вернее целостность их, создают новое пространство и новое время, не во всем пригодные для эстрадных подмостков. Эстрада имеет дело с постоянным планом, так как расстояние от исполнителя до каждого из зрителей варьируется незначительно, лишь настолько, насколько может передвигаться в глубь сцены актер. То же самое следует сказать и о монтаже: он происходит на эстраде (если только происходит) внутри целого, которое постоянно присутствует на сцене. Этот монтаж может быть произведен либо освещением (прием, с успехом применяемый в спектаклях эстрадной студии МГУ), либо он происходит в сознании зрителя. Попросту говоря, он выделяет в своем восприятии зрительного образа какие-то части, продолжая держать в поле своего зрения целое.
Чтобы не показаться голословным, приведу пример. Спектакль «Наш дом — ваш дом» эстрадной студии МГУ. В этом коллективе ведутся очень интересные поиски выразительности зрелища. При этом нередко лирическая поэзия или аллегория, основанная на ассоциативности связей, оказывается основным элементом рассказа. Но важно заметить, что и поэзия, и аллегория оборачиваются в спектаклях студии формой образного, наглядного повествования (например, раскрашенные геометрические фигуры в одном из номеров помогают раскрыть сатирический смысл многих важных понятий). В сцене, рассказывающей об организации досуге молодежи («Молодежный клуб»), четыре демагога-крикуна, водрузившись, как на трибуне, на четырех массивных тумбах, произносят по очереди обрывки фраз, составляющих вместе удивительную абракадабру пустозвонства и бюрократизма. Внимание зрителя мгновенно переносится с одного крикуна на другого: говорящий сопровождает свои слова жестом (подчас находящимся в сложном контрапункте со словом), остальные в это время остаются в неподвижности, Я представляю себе эту сцену снятой в фильме. Ее текст и мизансцена, казалось бы, с непреложностью предвосхищают будущий монтаж. Каждая реплика — крупный план. Пулеметная очередь крупных планов, реплик, жестов. Но тут же две существенные потери. Во-первых, отсутствие аккомпанемента к каждой реплике: застывших поз остальных персонажей. И второе — превращение всех реплик в чередование фраз без переноса нашего внимания с одного персонажа на другой. Контрапункт, который становится сильнейшим оружием авторов в этой сцене, в фильме неизбежно исчезает.
Квартет «Юр»
Было бы неверно говорить, что несовпадение, контрапункт между словом и изображением, является достоянием лишь эстрадного искусства. Его знают и театральная сцена и экран. Но способы достижения этого эффекта везде разные. И в эстраде они очень важны. Здесь контрапункт обнажен, он показан как намеренное столкновение противоположностей, имеющее целью высечь искру смеха. Приведу в пример исполнителей, постоянно, из года в год совершенствующих свое владение этим оружием эстрады. Я имею в виду вокальный квартет «Юр» (Ю. Осинцев, Ю. Маковеенко, Ю. Бронштейн, Ю. Диктович; режиссер Борис Сичкин). В песенке «Командировочные» квартет поет, а руки артистов тем временем превращаются в командировочные удостоверения (раскрытая ладонь) и учрежденческие штампы (сжатый кулак), ставятся печати, выдаются деньги и т. д. Все это происходит не в виде иллюстрации текста, а параллельно ему, иногда лишь совпадая, а в основном — находясь в контрапунктическом ряду. В результате от неожиданного столкновения слов с жестами возникает новый, неожиданный смысл. Например, у едущих в разные направления командировочных нет дел, кроме игры в поезде в домино. Руки, перемешивающие костяшки, «накладывают» на текст, в котором говорится, что безрассудно тратятся на встречные командировки народные деньги. От этого жест рук, перемешивающих в воздухе воображаемые кости, становится весьма красноречивым.
Последняя работа квартета — «Телевидение» — безусловно его самая большая творческая удача в использовании средств зрительной выразительности эстрады. Здесь уже участники квартета выступают в равной степени как пародисты, как чтецы, мимы и как драматические актеры. Кроме того, они демонстрируют незаурядное хореографическое умение: одним словом, мы становимся свидетелями синтетического жанра, в котором слово, музыка тесно переплетены с пантомимой, пляской и т. д. Причем свобода сочетания и мгновенность переходов от одного средства к другому столь велика, какой она может быть только в эстрадном искусстве. В течение номера перед нами проходят в пародии чуть ли не все жанры, бытующие на
телевидении. Их смена, равно как и смена средств, применяемых артистами, создает весьма живописное зрелище. Эстрада несомненно относится к зрелищным видам искусства. Но зрелищных искусств немало: театр, кино, цирк, а теперь еще и обнаруживающее значительные эстетические потенциалы телевидение. Каковы соотношения внутри этой группы искусств? Думается, что эстрадный театр по-прежнему остается в рамках театрального искусства, хотя имеет немало сходства с некоторыми другими формами. Естественно, что и театр (понятый в широком смысле слова) постоянно меняет свои границы, которые в чем-то становятся уже тесными для эстрады. Однако некоторые качества искусства эстрады, несмотря на значительную эволюцию, остаются неизменными. К ним прежде всего следует отнести принцип зрительной организации формы эстрадного зрелища. И если говорить о форме, то главным в современной эстраде (вплоть до некоторых музыкальных жанров) остается изображение.
В этой статье не было возможности рассмотреть все аспекты поставленной темы. Моя задача была скромнее: привлечь внимание к некоторым теоретическим проблемам эстрадного искусства, которые во многом определяют его положение в ряду других искусств и объясняют характер творческих поисков мастеров нашей эстрады. Теоретические правила, как известно, остаются правилами, обязательными для всех лишь до того дня, когда приходит яркий художник-новатор и ломает границы, еще вчера казавшиеся непреодолимыми. Сегодня мы становимся свидетелями синтетических жанров искусства эстрады: каноны прошлого не выдерживают напора новых открытий. Важно отметить, что происходящие изменения имеют на знамени своем постоянно меняющийся, но в основе своей незыблемый принцип эстрады, как зрелища.
А. ВАРТАНОВ, кандидат искусствоведения
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий