В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Работа актера над собой.  К.С.Станиславский

Часть 1

Работа над собой в творческом процессе переживания.

1. Действие. Если бы, Предлагаемые обстоятельства
2. Воображение
3. Сценическое внимание
4. Освобождение мышц
5. Куски и задачи
6. Чувство правды и вера
7. Эмоциональная память
8. Общение
9. Приспособление и другие элементы, свойства, способности и дарования артиста
10. Линия стремления двигателей психической жизни
11. Сверхзадача. Сквозное действие
12. Подсознание в сценическом самочувствии артиста

Часть 2


Работа над собой в творческом процессе воплощения

1. Переход к воплощению
2. Развитие выразительности тела. Пластика
3. Характерность
4. Дикция и пение
5. Речь на сцене
6. Темпо-ритм

Часть 1

РАБОТА НАД СОБОЙ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ


!. Дейтсвие. Если бы. Предлагаемые обстоятельства
/50-73/

Упражнения:

1. Вы выходите на сцену и сидите. Все /ученик ощущает неудобство/.
2. /если бы - начинает творчество / Дается пепельница и... это не пепельница, а лягушка и др.
3. Один из учеников выходит на сцену. Другие поочередно предлагают ему слова - если бы. Например, паровоз - вода - очки и др. Необходимо, чтобы последующее действие вытекало из предыдущего и т.д. /импровизация/ (Е.Чернов)

2. ВООБРАЖЕНИЕ

/74-102/

Упражнения:

1. Сыграйте эпизод из жизни членов научной экспедиции...
2. Перенеситесь в другую обстановку, хорошо вам известную и действуйте так, как вам подскажет вымысел воображения /логика и последовательность/.
3. Перенеситесь в другую обстановку, но незнакомую вам, не существующую сейчас, но могущую существовать в реальной жизни. Например, кругосветное путешествие и пр.
4. Перенеситесь в другую обстановку, незнакомую и несуществующую в действительности. Например, вы на другой планете /верная жизнь воображений/.

3. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ

/108-139/

Упражнения:

1. Осмотрите внимательно окружающий мир вещей, выберете любой объект-точку и сосредоточьте на нем свое внимание.
2. Собрать все внимание! Назначить каждому объект внимания для смотрения. Вы замечаете его форму, цвет, особенности и пр. Считать до 30. Вы отворачиваетесь и описываете все, что запомнила ваша зрительная память.
3. /круги внимания/ Делайте перехъоды от кругов внимания к объекту-точке и обратно. Какие предметы лежат в поле вашего среднего круга? /большого? малого?/ Тоже самое, но только с кругами внимания, лежащих вне нас.
4. Аналогичное с внешними кругами внимания. Вспомните запах икры... где вы вчера были...
5. Лампочка - это глаз спящего чудовища. Направьте ваше внимание и мысль на объект. От этого у вас проснется воображение, и вы начнете действовать...
6. /на дом/ Этюд на наблюдение из жизни. Картина из жизни может быть окрашена собственным воображением.

4. ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ

/141-157/

Упражнения:

1. Поднимите рояль. Пока держите, помножьте 37 на 9!
2. Леч на спину и постараться освободиться от всех зажимов, сесть на стул, встать, встать на колени, поднять стул, /коллективно/ поднять стол и пр. /следить, чтобы при этом были заняты только необходимые мышцы/
3. Оправдайте вымыслом воображения предлагаемые обстоятельства и если бы, позу и действуйте... /напряжение, освобождение, оправдание/
4. Поднять руку. Добейтесь "изолированного" действия только одних групп мышц - все остальные должны быть свободными. Сгибайте части рук в последовательном порядке... от плеча к пальцам и обратно...
5. "Манекены" /Е.Чернов/ Какая-то часть сломана. Предметы - что-то сломано. Животные - что-что болит и напряжено. Роботы. Игрушки. Статуи. Стрессовое напряжение - внезапный испуг.
6. Поочередное расслабление мышц: шея, плечи, руки, кисти, грудь, живот, поясница, таз, бедра, колени, голени, ступни, пальцы ног. Лежа - постарайтесь предельно расслабиться. При помощи мышечного контролера сужайте круг внимания, останавливаясь на мелочах: пальцы рук и ног, лоб, губы, брови и т.д. Эти упражнения надо делать каждый день.

5. КУСКИ И ЗАДАЧИ/166-176/

Упражнения:

1. Постарайтесь проанализировать ваш день и разделить его на куски с определенной задачей. Например - я иду домой, я ложусь спать и пр.
2. Придумайте себе задачу и действуйте, выполняйте ее, идите от если бы.
3. Проделайте ряд физических действий. Оправдайте их внутренне предлагаемыми обстоятельствами и если бы и потом определите, где кончается телесная и где начинается духовная область. Границы неопределенны... /например, я делаю пощечину.../
4. Наметьте задачу о охарактеризуйте ее глаголом и действуйте. Прежде чем назвать глагол, поставьте перед собой задачу. Перед трансформируемым существительным должно быть слово "хочу", "хочу делать... что?" Это должен быть глагол, определяющую живую, активную задачу. Нужна конкретная, близкая, реальная, выполняемая задача. Действуйте...

6. ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА/179-225/


Упражнения:

1. Вспомнить что-то, используя, пять чувств поочередно. Должно получиться пять воспоминаний. Попробуйте ощутить соответствующие переживания, например, вкусовое удовольствие от еды...
2. /даются внешние возбудители эмоциональной памяти/ Свет, фонограмма шумов, мизансцена /собственная и чужая/
3. Оправдать чужую мизансцену, то есть, подыскать соответствующую эмоцию действиям, выискать в них соответствующее переживание, настроение.
4. Исчерпать все положения с креслом, какие только может придумать воображение. Все положения должны быть оправданы изнутри, предлагаемыми обстоятельствами, чувством...

8. ОБЩЕНИЕ
/267-297/

Упражнения:

1. Общение с воображаемым, ирреальным, несуществующим объектом /например, тень отца Гамлета/. Определите свое отношение кнему и действуйте...
2. Сядьте парами. Посмотрите друг другу в глаза. Начинайте с уничтожения всякого напряжения, где бы оно ни появилось. Никакого напряжения в зрачках. Что вы влучаете? Запаситесь каким-нибудь материалом для внутреннего общения. Передайте мне ваши чувства без слов, одними глазами. Например, чувство симпатии, уважения, презрения, ненависти и пр.
3. Лучевосприятие - обратный процесс, то есть, вбирание в себя чужих чувств и ощущений /поменяйтесь ролями/. Попробуйте определить словами ощущение от лучевосприятия /то есть, угадать чувства другого, который излучает/
4. /общение/ Придумать задачу, ее оправдывающий вымысел и общаться всем нажитым. Можно прибегать к помощи слов, мимики, жеста - всего, что помогает общению. Постепенно убирать слова, действия и оставить только излучение, чтобы все было понятно /например, недоумение, беспомощность или другие чувства. Тоже с лучевосприятием/
5. С помощью манков вызывать в себе какое-либо эмоциональное чувство и передавать его другому лицу. Прислушайтесь к своему физическому ощущению. То же и с лучевосприятием, естественно вызывая и замечая его в момент общения с другим.
6. Постарайтесь вызвать в себе одно физическое ощущение лучеиспускания или лучевосприятия, без эмоционального переживания. Необходимо большое внимание. Иначе можно принять простое мышечное напряжение за ощущение влучения и излучения. Когда физический процесс будет налажен, представьте изнутри какое-либо чувство для его излучения и влучения. Но избегайте насилия и физической потуги. Излучения и влучения производятся легко, свободно, естественно, без всякой затраты сил, энергии. Новый прием поможет направлять внимание на объект и укреплять его, так как без устойчивого объекта лучеиспускать нельзя.

9. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА, СПОСОБНОСТИ И ДАРОВАНИЯ АРТИСТА/299-312/

Упражнения:

1. Например, вам нужно удрать с урока. Необходимо найти приспособление. Два момента - выбор приспособления и выполнение его.
2. Спокойствие, возбуждение, добродушие, ирония, насмешка, придирчивость, упрек, каприз, презрение, отчаяние, угроза, радость, благодушие, сомнение, удивление, предупреждение и др. Ткните пальцем в этот список и прочтите слово, на которое вам укажет случай. Пусть состояние, указываемое этим словом, станет вашим новым приспособлением. Внесите и эту новую краску взамен ваших уже использованных приспособлений, оправдайте сделанное изменение, и оно освежит вашу игру.

10. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ/327-346/

Упражнения:

1. Роль требует постоянной и непрерывной линии жизни. Пятясь назад восстановить ряд коротких линий вашей жизни /этого дня/ - действия, поступки, чувства, мысли, ощущения...
2. То же самое, из будущего /этого дня/. Соедините эту линию с прежней, примите во внимание настоящее и вы получите одну большую, сплошную сквозную линию прошлого, настоящего и будущего вашего сегодняшнего дня, тянущуюся непрерывно.

11. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ/352-368/


Упражнения:

1. Определите сверхзадачу роли. Назовите ее глаголом. Например, роль Аргана из Мольера "Мнимый больной" - 2хочу, чтобы меня считали больным..."

12. ПОДСОЗНАНИЕ В СЦЕНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ АРТИСТА/369-398/

Упражнения:

1. Сделайте известный этюд. Оживите его, дайте вниманию более интересный и нужный объект. Направьте этюд на какую-нибудь увлекательную цель или действие, которое увлечет вас. Введите новые предлагаемые обстоятельства, если бы
2. /подсознание/ Быстро-быстро, не думая, назовите какой-нибудь предмет, которого здесь нет. Например, "оглобля". Почему? Только одно подсознание ведает, почему оно подсунуло вам именно это представление. Через сознательную психотехнику создавать подсознательное творчество.

Часть 2

РАБОТА НАД СОБОЙ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВОПЛОЩЕНИЯ


1. ПЕРЕХОД К ВОПЛОЩЕНИЮ/406-408/


Упражнения:

1. Проверка ритмичности, пройти по разным размерам и делениям, по целым нотам, по четвертям, восьмым и т.д.
2. Выйти на сцену из-за кулис, подойти к даме, поклониться, и, после того, как она сделает реверанс, поцеловать ее протянутую руку.

2. РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТЕЛА/435-441/

Упражнения:

1. У меня в руке ртуть. Я переливаю ее в ваш указательный палец, в самый кончик. Переливайте ее дальше по всему телу... Для развития непрерывной линии движения.
2. Под музыку - согласовать ударные совпадения темпо-ритма в походке не с внешней, а с внутренней линией движения.

3. ХАРАКТЕРНОСТЬ
/409-433/

Упражнения:

1. Маскарад. Каждый должен создать внешний образ и скрыться за ним /купец, крестьянин, военный и др./. Можно использовать парики, наклейки и пр.
2. Сыграйте старика. Не идите по линии простого внешнего копирования. Изучите природу старости. Действуйте, например, энергично, почти по-молодому, но... лишь в пределах 15-20 градусов вашего обычного жеста.

4. ДИКЦИЯ И ПЕНИЕ/465-488/

Упражнения:

1. Выразить чувства через буквы /А, зловещее, коварное, радостное, тяжелое и др./. То же с другими буквами - Б, Д, Г, З, Ж и др.

5. РЕЧЬ НА СЦЕНЕ/489-536/


Упражнения:

1. Прочтите что-нибудь. Придумайте тот вымысел воображения, если бы и предлагаемые обстоятельства, которые дадут вам право произнести эти слова. Не только узнайте, но постарайтесь ясно увидеть все то, что образно, зрительно нарисует вам ваш вымысел.
2. Скажите фразу"Я больше не могу выносить этого!!!.." /сильнее, еще сильнее.../ Теперь уберите вольтаж, не наигрывайте страстей, уберите силу и скажите на самой широкой голосовой тесситуре, с хорошо оправданной интонацией. Для этого нафантазируйте волнующие вас предлагаемые обстоятельства. Фраза должна получиться куда сильнее прежней.
3. С помощью звука, интонации и других выразительных данных передать то, что вы видите или чувствуете в них, /например: "Хороший человек", Чтобы можно было почувствовать, кто этот человек, о котором вы говорите.
4. Оправдать вымыслом воображения скупость вашей акцентуации. Выдержка в речи.
5. Поставьте ударение на слове. "Как волны ледяные понтийских вод". Выделите наиболее важное слово /см.с.531/.

6. ТЕМПО-РИТМ/551-603/

Упражнения:

1. Хлопки в ладоши /раз-два-три-четыре/ - удар на раз. Затем на раз и три, затем на раз, два и три, затем по две восьмых, с ударением на первую восьмую каждой четверти - разраз, двадва, тритри, четыречетыре; затем шестнадцатые и 32-е.
2. Хлопки. Такт 4/4 с ударением на первой полуноте. Звуком "гм" передаем четвертую паузу - раз-два, гм, четыре; затем - раз-два /полутона/, гм /четвертная пауза/ гм /восьмая пауза/ и 1/8 нота /раз-два, гм, гм, 1/8.
3. Сидя, топать в такт ногами. Затем руками отбивать такты. Один выстукивает мелодию, а другой должен догадаться /например, стук поезда, буря на море, град, крик уток и пр./.
4. Продирижируйте ритм путешественника перед отьездом поезда /он не торопится, затем другой темпо-ритм - он торопится, опаздывает и пр./.
5. Под медленный стук метронома вынести предметы; передавать их присутствующим.
6. Оправдать медленность или быстроту действия /например, при самых быстрых действиях вы отмахиваетесь от пчел и пр./.
7. Передать движениями в соответствии темпо-ритма то, о чем говорит музыка, что она внутренне подсказывает воображению. Каждый понимает по-разному /для выявления индивидуальности/.
8. Три метронома в разных темпах. Действовать по своему усмотрению.
9. Действовать в двух различных темпо-ритмах. Оправдать такое состояние. Затем три различных темпо-ритма /например - вы актер и готовитесь к спектаклю. Повторяете стихи в медленном темпо-ритме, от волнения топчетесь по комнате в другом темпо-ритме и торопливо одеваетесь в третьем темпо-ритме/. Для организации разных темпо-ритмов сначала соедините два темпо-ритма и, доведя действие до механичности, можно вводить третий.
10. Действовать со своим внутренним темпо-ритмом, держать его про себя, в той или иной размеренности. После отбивания темпо-ритма оправдывайте его вымыслом воображения и предлагаемыми обстоятельствами.
11. Оправдать вымыслом воображения и предлагаемыми обстоятельствами несоответствие между внутренним темпо-ритмом и внешним. Например, внутренний скорый, а внешний - насильственно медленный.
12. Оправдать чужой темпо-ритм, оживить его своим вымыслом воображения /где, когда, для чего и почему/. Два хода - от темпо-ритма к чувству и наоборот. Подход индивидуальный.

обсудить на форуме

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100