В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ташкентская группа «Цирк на сцене»

Вечерело. Два стареньких, видавших виды автобуса остановились у здания клуба на центральной площади совхоза имени 50-летия ВЛКСМ Кашкадарьинской области Узбекистана. Веселая ребятня мигом окружила гостей — артистов коллектива «Дружба» ташкентской группы «Цирк на сцене».

Наибольшим вниманием юного населения поселка, конечно, пользовались маленькие, веселые собачки и особенно невиданные доселе яркие важные попугаи...

Тем временем артисты занялись своим делом. Дружно выгружали реквизит, костюмы, различное оборудование, необходимое для представления. При осмотре помещения выяснилось, что сцена мала, а главное — потолок недостаточно высок. Как быть с воздушными номерами, которые никак не вписываются в отведенное им пространство? Быстро принимается решение: подвесить бамбук и трапецию в зрительном зале, несколько потеснив для этого ряды стульев. Проходят считанные минуты, и артисты готовы к выступлению.

В желающих посмотреть представление недостатка не было. Зал набит до отказа. Заняты все проходы, любой свободный «пятачок», все с нетерпением ждут начала представления, в котором участвуют артисты разных жанров — антиподисты, гимнасты, клоуны, иллюзионисты, акробаты, музыкальные эксцентрики. На суд зрителей представлено 15 номеров (как правило, большинство исполнителей выступает в двух разных жанрах).

Программа длится почти два часа. Так что с точки зрения метража спектакля и разнообразия показанных номеров все обстоит благополучно. А вот исполнительское мастерство артистов, художественная ценность программы оставляют желать много лучшего. Меня поразила удивительно точная и чуткая реакция зрительного зала. Казалось бы, неискушенные сельские зрители должны с радостью воспринимать все, что им показывают, довольствуясь уже самим фактом приезда артистов в их маленький поселок. Но времена нынче иные.

Сегодняшний зритель, гдо бы он ни жил, достаточно хорошо знаком с любым видом искусства. И с цирковым в том числе. Эту истину убедительно подтвердили узбекские хлопкоробы на представлении коллектива «Дружба». Слабые номера удостоились лишь жидких хлопков из вежливости. И наоборот, исполнители, продемонстрировавшие высокое профессиональное умение — акробаты-эксцентрики Р. Газинфус и Г. Сухорукое, дрессировщица попугаев М. Фадеева и дрессировщик собачек Т. Максименко, — имели заслуженный успех у публики. Но, к сожалению, многие номера вызывали у публики чувство неудовлетворенности. Возникало это чувство прежде всего из-за неинтересной манеры подачи номера, из-за низкой сценической культуры.

Вот, скажем, антиподистки Н. Газинфус и О. Суворова. Хотя они выступают вместе, но работают разобщенно, без взаимной перекидки предметов. Весь их реквизит — несколько тускло окрашенных цилиндров. Маловыразительно выступление воздушных гимнастов на бамбуке Н. Ташкиновой и А. Краснова, Фальшиво играла на металлофоне Н. Барбакова в номере музыкальной эксцентрики.

После представления я беседовал с одним из зрителей — шофером Мимаком Нирчиевым. С традиционной узбекской деликагностью он поблагодарил артистов за их выступление, естественно. избегая в своих словах резких критических интонаций.

— Очень жаль, — все же счел нужным заметить он, — “го наш национальный узбекский колорит никак не отражен в программе ташкентских артистов. Б Тошкенто, насколько мне известно, живет на заслуженном отдыхе наш замечательный комик Акрам Юсупов. Где его ученики? Мне не приходилось слышать о них. Я думаю, что использование комиками народного юмора придало бы представлению больший эффект.

В том, что качество программы ташкентского коллектива "Дружба" не отвечает возросшим требованиям узбекских зрителей, п первую очередь, естественно, повинны сами исполнители. Конечно, объективных причин, серьезно ограничивающих творческие возможнос-и артистов, немало, но не только в них дело.

Я прожил в гостинице районного центра Гузар вместе с ташкентскими артистами два дня. Конечно, этого срока явно недостаточно, чтобы в полной мере судить об их жизни и труде. Но все же определенные выводы напрашивались. Прежде всего, увы, никак не чувствовался напряженный репетиционный ритм. Лишь несколько человек немного порепетировали, нашлись и такие, которые вообще но репетировали. Уместно по этому поводу вспомнить, как всегда загружен манеж в любом цирке, с какой отдачей сил совершенствуют свое мастерство артисты. А здесь совсем иная картина. Какое-то странное, непонятное равнодушие к своему номеру, своей творческой судьбе.

Конечно, вроде бы и негоже противопоставлять благоустроенный, хорошо оснащенный манеж махонькой, тесной гостинице, где вся «репетиционная площадь» — плохо освещенный холл. Но ведь артистам «Цирка на сцене» вовсе и не требуется манеж. Их работа проходит в совсем иных условиях. Они умеют (и притом очень хорошо) устраиваться на любой сценической площадке. С таким же умением, мне кажется, они должны преодолевать все трудности при тренировочной работе. И как бы эти трудности ни были велики, все решает только мере требовательности к делу, к себе, к своему искусству.

А теперь о том, что не зависит от артистов, но весьма серьезно сказывается на их работе. Транспорт. Можно сказать, проблема из проблем ташкентской группы. Автобусы марки ПАЗ-672, имеющиеся в ее распоряжении, никак не соответствуют своему назначению. Они малы, неудобны, плохо приспособлены для бездорожья.

Группе нужны машины совсем другого класса. Это расширит творческие возможности группы, позволит артистам проникать в самые отдаленные районы республики.

Не имеют ташкентские артисты и своей репетиционной базы в городе. В коллективы пополнение приходит из народных цирков, самодеятельности, спорта. Как правило, это люди, профессионально слабо подготовленные. К тому же они вынуждены репетировать п совершенно неподходящих условиях, что, понятно, сказывается но качестве номеров. В трудном положении оказывается группе, когда возникает необходимость изготовить реквизит, аппаратуру, костюмы.

Справедливы пожелания артистов наладить цикличность гастролей, добиться стабильности составов коллективов, покончить с негодной практикой бесконечных перебросок номеров из одной группы п другую. Нет порядка в организации маршрутов: в одним местах артисты — частью гости, в других их не видят годами.

Ташкентская группа «Цирк на сцене» нуждается в серьезной помощи — организационной и художественной.


А. БАСМАНОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

фургон Газ запчасти