В Тегеране - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В Тегеране

 Здесь будет цирк
Здесь будет цирк
 Общий вид цирка
Общий вид цирка
 Сооружаются места для зрителей
Сооружаются места для зрителей
 У кассы
У кассы

Возле цирковых плакатов, которые мы расклеивали у ворот стадиона в Тегеране, непрерывно толпились люди. Наших артистов здесь не было очень давно. Поэтому жители иранской столицы с большим интересом встретили гастроли артистов Московского цирка. Премьера намечалась на конец сентября. Однако пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем удалось создать условия, необходимые для показа программы. Артисты Всеволод Херц, Борис Матус, Николай Свирин сами проектировали и строили мачты. Жокеи Соболевские сооружали барьер и арену, консультировали строителей по устройству амфитеатра для зрителей, подвеске электроаппаратуры.
Наконец, на футбольном поле стадиона «Сорейя» под открытым небом был сооружен уютный и красивый «цирк», вмещающий 5700 человек. Премьера состоялась 3 октября 1961 года.
Среди организаторов наших гастролей не было цирковых специалистов и опытных руководителей театральной антрепризы. Мелочная «экономия» порождала неудобства для зрителей.
Предварительной продажи билетов организовать не удалось. Продажа билетов на вечернее представление начиналась в 12 часов дня. Простояв несколько часов в очереди за билетами, тегеранцы устремлялись в новую очередь у входа на стадион. Здесь приходилось ждать до 5 часов вечера, когда начинался пуск в цирк.
Зрителям, проявившим такую настойчивость и выдержку, удавалось «захватить» удобные места (места на трибунах не нумеровались). Теперь испытывалось еще одно качество — терпение. Обосновавшись в первых рядах, надо было в течение двух часов до начала представления не вставать с места, чтобы   не  лишиться  его  тут  же.
Но как только раздавались первые звуки циркового марша и на арену в красивом построении (постановка А. Пономарева) выходили артисты, зрители забывали все невзгоды дня и с неослабевающим интересом   следили   за   представлением.
Несмотря на отсутствие хорошей рекламы, упорное замалчивание гастролей цирка местной прессой, недостатка в зрителях не было. В течение месяца на представлениях советского цирка побывало около 150 тысяч человек. И когда к концу гастролей неожиданно похолодало, люди, запасшись пледами, одеялами, подушками, продолжали заполнять трибуны.
С замиранием сердца следили они за отважной работой  под  высокими фермами  гимнастов  Полины Чернеги и Степана Разумова, Лидии Викторовой, бурно аплодировали красивым комбинациям прыгунов Шаламовых, стремительным жокеям Соболевским, темпераментному жонглеру Абдулаеву. Большой интерес вызвал аттракцион Маргариты Назаровой и номер па-де-де Тамары и Глеба Лапиадо.
Но, пожалуй, с особым восторгом тегеранцы неизменно встречали выступление Всеволода Херца и клоунов Виктора Зонова и Евгения Чеколтана. Любовь к атлетическому жанру зрители перенесли на самого Всеволода Херца. В ресторане, где мы обедали, официанты, забыв про всех, окружали Херца особым вниманием: они с радостью обслуживали артиста, следили за каждым его движением.
 Вечером на представлении
Вечером на представлении
 В цирке всегда было много «блюстителей порядка»
В цирке всегда было много «блюстителей порядка»
 Эти тегеранцы не теряют надежды попасть в цирк
Эти тегеранцы не теряют надежды попасть в цирк
 
Свободных мест не было
Свободных мест не было

Чеколтан, поднявшись высоко на перш, кричал: «Виктор, биа инджа — иди сюда». На улицах города часто можно было встретить людей, в шутку обращавшихся друг к другу: «Виктор, биа инджа».
«Школа дрессированных собачек» артистов Ермаковых вызывала всеобщее изумление. Одна из газет удрученно писала: «В то время как у нас много неграмотных людей, русские научили читать и считать даже собачек...» Часто нас спрашивали: «А долго пришлось обучать собачек фарсидскому языку?.. Они так хорошо понимают все вопросы!»
И хотя иранский зритель впервые за многие годы получил возможность видеть настоящие цирковые представления, он по достоинству оценил мастерство акробатов Газарян, Гнилова и Кутцера, канатоходца Магомеда Магомедова, вольтижеров Киричуковых, акробатов Балакиных, эксцентриков Геллера и Шилинского. Успеху программы способствовал оркестр Московского цирка   (дирижер В. Перинац).
Популярностью советских артистов не замедлили воспользоваться организаторы гулянья «Гордон Парти». На территории парка, где проводилось, как извещала реклама, «величайшее в нашем веке гулянье», соорудили небольшой цирк. 22 октября газета «Эттелат» сообщила своим читателям, что в этом цирке якобы состоится состязание между иранскими и советскими цирковыми артистами. Расчет дельцов, конечно, провалился. Не было не только состязания — в захудалом балагане не оказалось и зрителей, а на тритий день неизвестно куда исчезли и балаганные артисты. Впрочем, и «величайшее гулянье» оказалось... обычной ярмаркой. Почти возле каждой торговой палатки можно было увидеть рулетку и другие азартные игры на деньги. Здесь же в большом количестве располагались палатки всевозможных гадалок. Этим, пожалуй, и исчерпывалось «гулянье», к которому тегеранцы, судя по количеству публики в парке, остались весьма равнодушны.
Быстро прошел месяц, и наступило заключительное представление нашего цирка. Зал был переполнен. Все номера принимались особенно тепло. А когда в эпилоге представления в небо взвились четыре ракеты, к арене устремились сотни зрителей. Люди радостно протягивали через барьер руки артистам, повсюду слышалось: «Мутшакарам! Спасибо, русский, хорошо, товарищ!» Толпа нарастала, зрители подхватили артистов на руки и понесли к занавесу. На трибунах рукоплескали, повсюду слышны были восторженные выкрики. Но неожиданно со всех проходов к арене устремились «блюстители порядка» (кстати, полицейских на представлениях всегда было очень много). Не раздумывая долго, полицейские пустили в ход резиновые дубинки. И жизнерадостный, веселый цирковой спектакль для тех, кто «посмел» проявить свои чувства, закончился серьезными побоями. Зрители на трибунах с возмущением наблюдали эту неприятную картину. Но их возмущенные выкрики и свист не трогали «блюстителей порядка»: они продолжали работать дубинками, пока не отогнали   всех  зрителей   от   арены.
Почему так могло произойти, понять не трудно. Газета «Собхе Эмзур» в номере от 7 ноября писала: «В политических кругах Тегерана говорят, что гастроли Московского цирка, так же как и матчи ереванских футболистов, используются русскими, как средство пропаганды (?! — Г. А.). В этих кругах пришли к заключению, что, приглашая гастролеров, нужно проявлять больше «внимательности». Комментарии, как говорится, излишни. Остается не совсем понятным, о какой внимательности заботятся в упомянутых кругах. Что касается нас, то очень бы хотелось, чтобы действительно больше внимания и заботы проявлялось к тегеранским зрителям. По нашему глубокому убеждению, они этого вполне заслуживают.
Г. АГАДЖАНОВ

Журнал ”Советский цирк” январь 1962г


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100