В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Три шаг в космос

Бывает так. Выходит чтец и произносит монолог, который, казалось бы, должен быть исполнен страсти и гражданского пафоса. Но сам артист внутренне холоден.

Заслуженный артист УССР КОНСТАНТИН ЯНИЦКИЙЗаслуженный артист УССР КОНСТАНТИН ЯНИЦКИЙ

И воз­никает ощущение фальши. Особенно нетерпимо это при во­площении ленинской темы — здесь уже вовсе противопока­заны равнодушное ремесленничество, спекуляция высокими словами. И вот мы только что прослушали театрализованный моно­лог Константина Яницкого. Десять минут эстрадного време­ни. Но перед нами сыгран целый спектакль, раскрылись человеческие судьбы, с предельным лаконизмом выражены глубокие  идеи.

...Не спится человеку накануне очень важного дня: завтра космонавты впервые вступят на другую планету. И он, кон­структор Ефремов, причастен к этому... Не спится, курит одну папиросу за другой. И чудится ему, что Ленин с фото­графии на стене смотрит на него и, кажется, даже говорит... Яницкий показывает Ленина без всякого грима — только несколько характерных жестов, очень точно уловленные ритмика и тембр ленинской речи. А главное — огромный внут­ренний накал, спрессованная энергия, сила мысли...

Это было в первые послеоктябрьские дни, когда многим было еще нелегко разобраться в том, что произошло в Рос­сии. Ефремов, отец нынешнего конструктора, обманутый врагами революции, проник в Смольный, чтобы совершить покушение на Ленина. Встреча с Ильичем произвела на Еф­ремова огромное впечатление. Человечность и обаяние Ленина, его непоколебимая вера в правоту дела революции глубоко потрясли Ефремова, сняли пелену с его глаз. И он покидает Смольный убежденным сторонником Ленина, большевиком.

Короткий стремительный диалог. Быстро развивается действие. Однако эта быстрота строго рассчитана. Затрачено ровно столько минут и секунд, чтобы мы, слушатели и зри­тели, успели воспринять увиденное и услышанное и заго­реться нетерпением: а что же дальше? А дальше — Ефремов старший уже директор моторного завода. На его предприятии проводит первые опыты создания ракетных двигателей инженер Цандер. Но бюрократы ме­шают. И мы видим другого Ленина. Гневного. Язвительного. Непримиримого. В разговоре с наркомом, зараженным комчванством, он решительно сбивает с него спесь и равно­душие...

И снова сегодняшний день. Снова «двое в комнате — я и Ленин, фотографией на белой стене...» Говоря об искусстве чтеца, мы часто вспоминаем яхон-товское определение: «театр одного актера». То, что делает на эстраде Яницкий — это, бесспорно, театр. В ходе монолога он с помощью предельно экономных средств мгновенно пере­воплощается то в одного, то в другого персонажа. Для этого ему достаточно двух-трех точных деталей.

Но не только в экономной и ненавязчивой театрализации монолога Яницкий — ученик и последователь Владимира Яхонтова. Вслед за Яхонтовым, вслед за другими мастерами художественного слова он утверждает на эстраде искусство больших идей, страстной гражданственности и партийности. В монологе «Три шага в космос» свежо и проникновенно звучат мысли о неразрывной связи поколений, об ответствен­ности человека за свою судьбу, о том, что Ленин и сегодня с нами, что «по Ильичу» мы сверяем наши нынешние дела, мысли, планы.

Константин Яницкий — талантливый мастер смеха. Ши­роко известны, например, его умные и смешные кинопаро­дии. Но вместе с тем он из года в год утверждает на эстраде пафос, героику, берется за самые большие, самые сложные темы. Таков его недавний монолог «От сердца к сердцу». Такова и новая работа артиста — «Три шага в космос» (автор текста Р. Виккерс, музыкальное сопровождение Л. Кауф­мана).

Б. ЕВСЕЕВ

Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100