Три шаг в космос
Бывает так. Выходит чтец и произносит монолог, который, казалось бы, должен быть исполнен страсти и гражданского пафоса. Но сам артист внутренне холоден.
Заслуженный артист УССР КОНСТАНТИН ЯНИЦКИЙ
И возникает ощущение фальши. Особенно нетерпимо это при воплощении ленинской темы — здесь уже вовсе противопоказаны равнодушное ремесленничество, спекуляция высокими словами. И вот мы только что прослушали театрализованный монолог Константина Яницкого. Десять минут эстрадного времени. Но перед нами сыгран целый спектакль, раскрылись человеческие судьбы, с предельным лаконизмом выражены глубокие идеи.
...Не спится человеку накануне очень важного дня: завтра космонавты впервые вступят на другую планету. И он, конструктор Ефремов, причастен к этому... Не спится, курит одну папиросу за другой. И чудится ему, что Ленин с фотографии на стене смотрит на него и, кажется, даже говорит... Яницкий показывает Ленина без всякого грима — только несколько характерных жестов, очень точно уловленные ритмика и тембр ленинской речи. А главное — огромный внутренний накал, спрессованная энергия, сила мысли...
Это было в первые послеоктябрьские дни, когда многим было еще нелегко разобраться в том, что произошло в России. Ефремов, отец нынешнего конструктора, обманутый врагами революции, проник в Смольный, чтобы совершить покушение на Ленина. Встреча с Ильичем произвела на Ефремова огромное впечатление. Человечность и обаяние Ленина, его непоколебимая вера в правоту дела революции глубоко потрясли Ефремова, сняли пелену с его глаз. И он покидает Смольный убежденным сторонником Ленина, большевиком.
Короткий стремительный диалог. Быстро развивается действие. Однако эта быстрота строго рассчитана. Затрачено ровно столько минут и секунд, чтобы мы, слушатели и зрители, успели воспринять увиденное и услышанное и загореться нетерпением: а что же дальше? А дальше — Ефремов старший уже директор моторного завода. На его предприятии проводит первые опыты создания ракетных двигателей инженер Цандер. Но бюрократы мешают. И мы видим другого Ленина. Гневного. Язвительного. Непримиримого. В разговоре с наркомом, зараженным комчванством, он решительно сбивает с него спесь и равнодушие...
И снова сегодняшний день. Снова «двое в комнате — я и Ленин, фотографией на белой стене...» Говоря об искусстве чтеца, мы часто вспоминаем яхон-товское определение: «театр одного актера». То, что делает на эстраде Яницкий — это, бесспорно, театр. В ходе монолога он с помощью предельно экономных средств мгновенно перевоплощается то в одного, то в другого персонажа. Для этого ему достаточно двух-трех точных деталей.
Но не только в экономной и ненавязчивой театрализации монолога Яницкий — ученик и последователь Владимира Яхонтова. Вслед за Яхонтовым, вслед за другими мастерами художественного слова он утверждает на эстраде искусство больших идей, страстной гражданственности и партийности. В монологе «Три шага в космос» свежо и проникновенно звучат мысли о неразрывной связи поколений, об ответственности человека за свою судьбу, о том, что Ленин и сегодня с нами, что «по Ильичу» мы сверяем наши нынешние дела, мысли, планы.
Константин Яницкий — талантливый мастер смеха. Широко известны, например, его умные и смешные кинопародии. Но вместе с тем он из года в год утверждает на эстраде пафос, героику, берется за самые большие, самые сложные темы. Таков его недавний монолог «От сердца к сердцу». Такова и новая работа артиста — «Три шага в космос» (автор текста Р. Виккерс, музыкальное сопровождение Л. Кауфмана).
Б. ЕВСЕЕВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий