В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ван Ю-ли Тин-Сан

Тин-Сан Ван Ю-ли – представитель среднего поколения цирковой семьи Ван Ю-ли. Отец Тинсана был артистом, руководил крупным аттракционом «Китайские игры», включавшим иллюзионные и акробатические трюки.


Тинсан с девяти лет работал в аттракционе отца, затем, совершенствуя свое профессиональное мастерство, закончил цирковое училище. Трудолюбивый мальчик с раннего детства привык помогать своим родителям в манеже и за кулисами. Под руководством отца он осваивает премудрости иллюзионного искусства и со временем восстанавливает его номер с новыми партнерами, чередуя фокусы с акробатическими трюками и трюками эквилибра, свойственными китайской цирковой школе. Кроме того, почти двадцать лет Тинсан возглавлял номер, от одного названия которого начинает кружиться голова.

Этот номер, завоевавший на Всесоюзном смотре цирковых произведений звание лауреата, назывался «Сальто-морталисты на першах». В группу першевиков входили пятеро мужчин и одна девушка. Ван Ю-ли был нижним, т.е. на его плечах (в прямом и переносном смысле) держалась рекордная по сложности работа. Атлетично сложенный, высокий Тинсан берет на плечо длинный шест, верхний конец которого уходит ввысь, и там, под самым куполом, партнер исполняет стойку на одной руке – «крокодил». Но это только начало номера. Дальше происходит нечто вовсе фантастическое: на крохотной площадке, укрепленной на верху другого плечевого перша, девушка демонстрирует арабское колесо, флик-фляк. Юноша «в ответ» совершает на такой же площадочке заднее сальто-мортале. Теперь мы видим на плечах нижних партнеров два перша с площадками на вершинах.

На площадке – акробат. Что случилось? Перш заваливается, кажется, что нижний потерял баланс и перш сейчас рухнет, но в этот момент акробат отталкивается от своей зыбкой опоры и, исполнив в воздухе заднее сальто-мортале, приземляется на площадку, балансируемую вторым нижним. Не успели и дух перевести, а летающий акробат гладким прыжком оказался снова на первом перше. Еще прыжок с площадки на площадку: в полете акробат совершает заднее сальто-мортале и пролетает через заклеенный бумагой обруч! В это время своей очереди ждёт следующий акробат-рекордсмен: он демонстрирует двойное сальто-мортале с перша на перш! Но и это еще не всё: два акробата влезают каждый на свой перш и синхронно исполняют заднее сальто-мортале сквозь кольцо, а затем – двойной встречный пассаж, т.е. одновременно летят с перша на перш, словно решили обменяться своими крохотными площадками. Зрители бушуют от восторга. И тогда снова «заваливается» один из першей, а акробат, взлетев с площадки, совершая заднее сальто-мортале, преодолевает пространство и точно встает на плечи друга, ждущего его на площадке второго перша.

Вот такой это был номер, который Ван Ю-ли с партнерами демонстрировал до 1992-го года.

         Дедушка Тинсана по линии матери, Людмилы Федоровны Маликовой – Чжан Хай-тин – приехал из Китая в Россию в 1916-м году с труппой театральных артистов. Чжан Хай-тин был вовлечен водоворотом событий в нашей стране в гражданскую войну, воевал, получил серьезные ранения, был вынужден работать разнорабочим и рано умер.

         В семье китайца Чжан Хай-тина и Ольги Федоровны родилась дочь Людмила, которая, выучившись в ремесленном училище на токаря, всё-таки в 1944-м году пришла в цирк, стала ассистенткой в номере своего будущего мужа Ван Ю-ли. Продолжая работу в аттракционе «Китайские игры», Людмила Маликова в 1961 году выпускает номер «Дрессированные обезьяны». В этом номере восемь макак-резусов проявляли свои таланты с неизменным успехом у публики. Обаятельная, по-восточному красивая артистка, Л.Маликова выступала в мягкой манере, демонстрируя своих подопечных с любовью и юмором.

Тинсан был влюблён в обезьян, вместе с мамой проводил репетиции, а в последние годы её выступлений не раз заменял маму и во время представлений. Он прекрасно изучил повадки обезьян, основы дрессуры этих смышленых, но коварных животных. Его жена, Людмила Ивановна, под руководством Л.Маликовой одолела дистанцию от рабочей по уходу за животными до дрессировщицы. Поэтому совершенно естественно, что, уйдя на пенсию, Л.Маликова передала свой обезьяний коллектив сыну и невестке.

Сегодня в этом номере принимает участие и дочь Ван Ю-ли – Ольга. В пятнадцатилетнем возрасте Оля вошла артисткой-акробатом в номер «Перши», а год спустя выпустила и сольный номер «Игра с метеорами».

         Инспектор объявляет «Семья Ван Ю-ли!»

         На манеж выбегает обезьянка-рикша, везущая в колясочке другую обезьянку. Тинсан и Людмила выходят на манеж, неся на руках, словно ребятишек, обезьянок-макак. Макака Тинсана исполняет на узком буме арабские (боковые) сальто-мортале в темп. Обезьянка Людмилы забавно демонстрирует передние кульбиты по буму и возвращается на площадку задними кульбитами. Она тоже делает комплимент, но поднимает ручку совсем по-другому.

По барьеру с двух сторон бегут обезьянки, время от времени останавливаясь, чтобы поклониться публике, что называется, «до земли». Встречаются на середине барьера и возвращаются к форгангу, весело кувыркаясь через голову, причем делают кульбиты по барьеру синхронно, друг за другом.

На детских трехколесных велосипедиках выезжают еще две макаки. У одной из них фуражка с большим козырьком всё норовит свалиться на ухо, и обезьянка на ходу поправляет свой головной убор, не забывая при этом крутить педали. Она явно выступает в роли комика. Вот партнерша удаляется за кулисы, а эта макака, которая наконец-то справилась с непокорной фуражкой, уезжать с манежа не намерена. Напрасно дрессировщики пытаются её уговорить – макака всё кружит и кружит вокруг тумбы, пока Людмила не догадывается забежать упрямице навстречу. Ну, не наезжать же, в самом деле, на собственную дрессировщицу! Приходится отправляться за кулисы, хоть и не хочется…

Макака на тумбе. Тинсан бросает ей по  два кольца, но хитрая обезьянка, едва поймав, зашвыривает кольца в публику. То-то смеются зрители! А обезьянка кланяется с таким рвением, так запрокидывает голову назад, словно избалованная звезда манежа!

Теперь дрессировщик бросает по одному кольцу, и обезьянка ловко надевает их на шею Что ж, раз справилась с кольцами, лови мячики. Увлекшись, дрессировщик зашвыривает вслед за последним мячиком корзинку, в которой лежали мячики, но обезьянка-жонглер, не растерявшись, ловит и корзинку, тут же напяливая её на голову: обезьяна, что с неё возьмёшь!

Тинсан бросает ей большой мяч. Поймав в руки, обезьянка отфутболивает мяч ногой. Дрессировщик усложняет задачу – и вот уже по два мяча в темп летят обезьяне, но макака опять на высоте.

На барьере акробат экстра-класса. Быстро сделав два кульбита, обезьяна крутит арабское (боковое) сальто, снова кульбиты и опять сальто, и еще, и еще. Голова (у зрителей, конечно) не кружится? Тогда, пожалуйста, вот вам молниеносный «волчок» на манеже, а затем четыре задних сальто в темп.

Две обезьяны на тумбе.

Соскочили, подбежали к корзинке, вытащили по шляпке, тут же примерили, всем показали и опять побежали к корзинке. Теперь на обезьяньих рожицах маски китаянки и усатого китайца. Зрители хохочут, а мне невольно вспомнилось стихотворение Басё: «Обезьяна толпу потешает в маске обезьяны».

«Танцуем танго!» - объявляет инспектор.

Две уморительно смешные обезьяньи пары танцуют в манеже: дамы – в вечерних туалетах, кавалеры – во фраках.

Общий поклон под гром аплодисментов, артисты скрываются за занавесом. Но мы не будем ставить точку, лучше ограничимся многоточием, ведь творческая жизнь талантливой семьи Ван Ю-ли ещё не раз порадует преданных цирку зрителей новыми достижениями в самых различных жанрах!..
 

Людмила Дикуль 1995 г.
По заказу редакции энциклопедии для детей и родителей "Мир цирка".

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100