Владимир Дуров на аренах Европы
«Владимир Дуров происходит из семьи русских дрессировщиков, известных уже во второй половине XIX века. В цирк он пришел тридцать лет тому назад. Его дядя Анатолий Дуров в 20-х годах совершил турне по Бельгии. Быть может кто-нибудь из бельгийцев помнит еще его представления?..»
На фото. Владимир Дуров
Так бельгийская пресса а начале лета 1958 года анонсировала гастроли народного артиста РСФСР Владимира Григорьевича Дурова. Приезд советского цирка в Брюссель был сенсационным событием, затмившим широко разрекламированные выступления на аренах Европы десятков зарубежных звезд. Носитель славных дуровских традиций был встречен публикой доброжелательно и сердечно, а его питомцы не сходили со страниц газет и журналов, экранов телевидения и кинохроники. «Да, говорить о Московском цирке, — писала газета «Ситэ», — значит автоматически говорить о совершенстве и очаровании. Никогда еще не ощущали так волшебство арены, как в течение этого незабываемого представления», «Ласка, терпение, настойчивость, отличное знание психологии животных дают Дурову возможность совершать чудеса на арене», — вторит другой обозреватель. «Мастер-укротитель с удивительным караван-сараем», по свидетельству видавших виды репортеров, потрясал крышу шапито на площади Флажей каждым номером: слон, показывающий точное время жонглирующему морскому льву, мыши-летчицы и лисицы-прыгуны, петухи и кошки... В заключение Дуров выпустил под купол сотни голубей. Успех был полным — толпа стоя устроила артисту овацию
«Для Дурова не существует ничего невозможного. Практически ни одно животное не застраховано от его посягательств, — указывал радиокомментатор.— Есть все основания предполагать, что в один .прекрасный день он заставит прыгать через колесо золотых рыбок и ходить на задних лапках мух!» О триумфе советского цирка передавали из уст в уста. На представление было невозможно попасть ни за какие деньги. Дирекцию цирка, советских артистов осаждали не только толпы бельгийцев, но и гости Брюсселя, съехавшиеся на Всемирную выставку. За Дуровым, когда он в туманные утренние часы или глубоко за полночь выводил своих четвероногих на прогулку, по улицам шли тысячи людей. За много кварталов слышна была буря оваций, когда бегемот Малыш вдруг останавливался, чтобы лизнуть дрессировщику руку, а слон грациозно раскланивался с публикой. Нетрудно представить, что же творилось в шапито!.. «Пока же суть да дело, каждый день Дуров совершает серию подвигов, которые буквально лишают зрителей голоса и срывают ураган аплодисментов, — свидетельствовали очевидцы этих уличных прогулок».
Местная пресса, зарубежные корреспонденты подробно описывали каждый дуровский номер. «Дуров стреляет из пистолета, на котором сидит и не улетает голубь; его лисица и курица играют вместе как ни в чем не бывало; он демонстрирует кошку и крыс, живущих в мире и дружбе. Все привычные понятия благодаря Дурову поставлены на голову. Укротитель раздвинул пределы возможного. Он как будто подбирает для представления таких животных, которые в принципе не поддаются дрессировке. У Дурова гиппопотам кувыркается по земле...» Гиппопотам... Но немногие знали его примечательную и чуть было не трагическую историю.
— Это было мечтой всей моей жизни, — как-то рассказывал Владимир Григорьевич. — Все мужчины из рода Дуровых, как известно, дрессировщики. Мой дядя, который умер в 1928 году, сказал, завещая мне свойзверинец:
— Люби животных! Они все подвластны человеку. Каждого можно научить чему-нибудь. Есть только одно, чего достичь невозможно: вы дрессировать гиппопотама!
И вот — гиппопотам на арене.
— Сколько времени вы затратили на его дрессировку? — спросил Дурова некий именитый иностранный зоолог.
— Год, — кратко ответил артист.
— Это невероятно!.. А что было самым трудным?
— Заставить огромное животное кувыркаться.
В самом деле, история артиста-бегемота — это подвиг дрессировщика, использовавшего в своей работе не только неисчерпаемый арсенал русской и советской школы дрессировки, но и свои глубокие научные знания природы, мира животных. Впервые Владимир Григорьевич получил гиппопотама в 1956 году. Сразу же вывел гиганта на манеж, зорко наблюдая за ним. Что он любит? Его привычки и наклонности? На что он может быть способен? — размышлял артист. Миллионам зрителей памятен излюбленный номер Дурова со слоном Машей Серой — «Цыганская пляска». Как он возник? Однажды один из служащих Дурова забрался на спину слона. Животному это не понравилось. Передергиваясь, он стал сбрасывать человека. И это робкое, еще неуверенное шевеление слона плечами дало артисту подсказку. Действуя на определенные раздражатели, дрессировщик постепенно закрепил эти движения. Маша Серая с блеском демонстрировала огненную цыганскую пляску на многих аренах мира. Но слон — животное уже традиционное в общении с человеком. Слоны не только служат на арене, они издревле помогают людям в труде. Подобной биографии у гиппопотама нет. Как поступил В. Г. Дуров? Вот что он говорит:
—Наблюдая за Малышом, как иронически я назвал бегемота, я по чувствовал его огромную любовь к прогулкам. Конечно, на улицу выводить его было еще опасно. Но по цирковым помещениям, даже по лестницам на верхние этажи он шел охотно. Я на этом играл, поощряя его лаской, лакомствами. Однажды Малыш опрокинулся на живот, испугался. Я успокоил его своим волшебным словом «браво», которое знают все мои животные. Повторяя изо дня в день, постепенно увеличивая амплитуду движений, я приучил гиппопотама кувыркаться на арене. Невероятное было достигнуто! Малыша полюбили зрители и узнавали его на улицах не только наших цирковых городов, но и на магистралях Бельгии, Италии, Англии и других стран.
Мы упомянули выше не только о примечательной, но и о трагической истории с гиппопотамом. Случай этот имел место в Италии. В римском цирке манеж имеет ясно видимый наклон. Когда на арену вышел В. Г. Дуров с бегемотом, команды животному он начал подавать через микрофон. Малыш занервничал: он не привык к искаженному голосу человека. Животное знает живой, ласковый голос артиста. Бегемот с трудом, неохотно выполнял номер. Наклон арены к тому же затруднял переворачивание. Животное устало. Следовало, вспоминает Владимир Григорьевич, отказаться от трюка. Но артист сделал ошибку. Он принуждал гиппопотама работать, и тот рассердился. Опустив морду, гигант стремительно бросился на дрессировщика. Дурову стоило огромного труда утихомирить животное. Поэтому так хотелось бы, чтобы зрители знали, сколько бесстрашия, любви к своей профессии стоит за лестными строками восторженных печатных рецензий: «Звезды Московского цирка на площади Изер в Льеже. Замечательная встреча дала возможность выразить им тот энтузиазм, с которым воспринимаются их высокоартистичные выступления, подготовленные с необыкновенной тщательностью...»
Любимец советской детворы известный итальянский писатель Джанни Родари, посмотрев представление нашей цирковой труппы, писал; «Ноев ковчег Владимира Дурова лишь один из невозможных номеров, которые московский цирк развозит по всему миру и теперь привез в Италию. Его номера совершенны по ритму, на котором они построены, по духу, его наполняющему, по новаторству...» Вслед за статьей Д. Родари «Из Москвы приехал лунник всех цирков» в рецензии «Цирк, имеющий очень древнюю историю» Сальваторе Куазимодо подчеркивал: «Бесподобный Владимир Дуров дрессирует животных, следуя научному методу, не допускающему ни малейшего насилия. Этот любезный укротитель, убежденный в возможности сосуществования между людьми, а значит и между животными, сблизил певчих петухов с лисами, кошек с мышами, обучил преследуемую дичь сдаваться победителю, чтобы избежать ненужных кровопролитий». (Здесь речь идет о номере «Сон охотника», когда утки, едва Дуров вскинет ружье, камнем падают из-под купола в охотничий ягдташ.)
Ясность цели, мастерство, дружелюбие артиста в отношениях с партнерами из мира млекопитающих или пернатых, хищников или домашних животных предопределяли успех дрессировщика в любой аудитории. Даже в среде чопорной и крайне сдержанной английской публики Дуров высекал неповторимо бурные эмоции — овации и смех. Консервативная «Обсервер энд газетт» в июне 1961 года писала: «Звездой показа циркового искусства безусловно является Владимир Дуров с его 400 животными и птицами... Дуров демонстрирует абсолютное мастерство над животными. Его номер — неповторим». И не случайно из всех стран, где В. Г. Дуров побывал на гастролях, к нему идут сотни писем зрителей, цирковых служащих и коллег, деятелей искусства. Совсем недавно, известный бельгийский живописец Робер Дельнест, чьи полотна экспонированы в сокровищницах Эрмитажа, прислал артисту свою последнюю монографию с надписью: «Я преподношу Вам эту небольшую работу о советском искусстве для того, чтобы Вы знали, как я люблю Вашу прекрасную и великую страну, людей, которые ее населяют, ее великую созидательную работу, которая все ширится на благо всего человечества».
Многозначительное свидетельство! Незабываемые, восхитительные слова признания и благодарность за высокое, гуманное искусство Дуров и его спутники слышали во Франции в Люксембурге, за кулисами и на улицах Парижа и Марселя, Турина, Лиона, Льежа. Поистине язык цирка интернационален. После одной из пресс конференций в Италии к Дурову подошел респектабельный мужчина и признался: «Господин Дуров, я с большим предубеждением относился к русским. Теперь я меняю в корне свои убеждения». На встрече с артистами английского театра «Юнити» на русском и английском языках разносилась песня «Широка страна моя родная», возгласы «Мир», «Дружба», «Спутник». Номер Дурова — это животные. Но это не узники. Ни у кого из славной династии Дуровых зрители не видели палки или кнута. «Артисты» работают свободно, задорно, даже с наслаждением. И в этом не только «секрет» дрессировки, рассчитанной на поощрение природных инстинктов и навыков, но и гуманизм нашего искусства, самой природы русской души. «Арена мира», «Арена дружбы» — таким знают советский цирк за рубежом.
С каждым годом расширяются, крепнут наши культурные связи. И народный артист РСФСР Владимир Григорьевич Дуров, один из представителен славной дуровской династии, с успехом выполняет свой патриотический долг. На всех аренах Европы он провозглашает идеи мира и дружбы, всегда и всюду считая себя полномочным представителем советского народа, народа—с троителя коммунизма. И все заслуженные овации зрителей артист с гордостью адресует своей великой Родине.
А. ГРЯЗНОВ
Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.
оставить комментарий