В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Внимание молодежи

Большие задачи стоят перед передвижными коллектива­ми групп «Цирк на сцене». Они несут свое яркое искус­ство жителям самых различных райо­нов страны. Работа здесь нелегкая, артисты вечно в пути.

Артист Новосибирской группы «Цирк на сцене» М. СтецовАртист Новосибирской группы «Цирк на сцене» М. Стецов

Только за последний год более двухсот юношей и девушек — участ­ников художественной самодеятель­ности, народных цирков, спортсме­нов — были приглашены на работу в группы «Цирк на сцене». Такой путь пополнения коллективов зако­номерен. Известно, что выпускников единственного в стране училища цир­кового и эстрадного искусства редко направляют в группы. Надо учиты­вать и то, что артистов будет требо­ваться все больше и больше. В бли­жайшие годы должно вступить в строй много новых цирковых зданий.

Группы «Цирк на сцене», таким образом, становятся своеобразной школой по подготовке артистических кадров. Но всегда ли молодежь в группах получает поддержку и по­мощь, создаются ли здесь условия для раскрытия возможностей начи­нающих артистов, для создания ими полноценных номеров? Далеко не всегда. Нередко девушки и юноши, успешно выступавшие в художест­венной самодеятельности, придя на договорных началах в цирковые кол­лективы, оказываются предоставлен­ными самим себе. Молодым артистам без каких-либо дополнительных репе­тиций, работы с режиссером, в старых костюмах, с имеющимся у них порой невзрачным реквизитом предлагают выехать в гастрольную поездку. В этих случаях директора групп прежде всего заботятся о выполне­нии финансового плана, забывая о качестве представления. Номер лю­бого молодого исполнителя, пришед­шего из художественной самодея­тельности, требует режиссерских кор­рективов, совершенствования его внешнего оформления.

Силовые акробаты Л. и И. МухомедовыСиловые акробаты Л. и И. Мухомедовы

Серьезное и внимательное отно­шение к себе встречает молодежь в Московской и Ленинградской груп­пах «Цирк на сцене». В Ленинграде художественный руководитель груп­пы М. Звегинцев несколько лет на­зад организовал подготовку артистов в стажерской группе. Не оставляя своей основной работы, юноши и де­вушки вечерами занимаются в ней с тренерами   и   режиссерами-постановщиками. Они приобретают все необхо­димые навыки для выступления на профессиональной сцене. После прие­ма номера комиссией с исполнителя­ми его заключают договор и посыла­ют работать в один из коллективов.

Союзгосцирк, предоставив дирек­торам групп право заключать догово­ры с артистами, прежде всего пресле­довал цель дать им возможность широко привлекать молодежь, отби­рать из нее наиболее талантливых исполнителей. Нередко это право ис­пользуется неверно. Например, в Ташкентской группе был оформлен договор с ансамблем цыган, высту­павших с плясками и песнями. Какое отношение такой ансамбль имеет к цирку? Не лучше ли- было пригласить вместо него исполнителей цирковых номеров? По указанию Союзгосцирка договор был расторгнут. Иногда за­ключают договор с артистом пенсион­ного возраста, хотя это не обещает никаких перспектив передвижным коллективам.

Чрезвычайно требовательно надо подходить к тем, кому поручено обу­чение и воспитание молодежи. В свое время в Киевской группе было созда­но два молодежных коллектива, в них зачислили участников художествен­ной самодеятельности, пригласили исполнителей из других городов. Три месяца продолжались репетиции, бы­ли затрачены большие средства на сценарий, приобретение реквизита, костюмов. Наконец без просмотра и приема программы коллективы выступили перед зрителями. Полный провал. Чем это объяснить? Только абсолютным равнодушием руководи­телей Киевской группы к судьбам молодежи. Полезное начинание было отдано на откуп случайным лицам. Во главе одного коллектива стояли некие Назаров и Трифонов, а второ­го — Арон. На первом плане у этих «руководителей» были личные цели. Печальная история подорвала веру молодежи в свои силы, оттолкнула от цирка. А наверняка среди них были талантливые юноши и девушки.

Клоуны  Г. Васин и С. МаргулянКлоуны  Г. Васин и С. Маргулян

Еще раз надо подчеркнуть, как важно, чтоб рядом с молодыми были опытные, внимательные старшие то­варищи. Во время длительных поез­док серьезную творческую помощь артистам призваны оказывать художественные руководители коллекти­вов. Многие молодые артисты Московской   группы   с   благодарностью вспоминают старших товарищей — руководителей коллективов Г. Тито­ва, С. Ван-Тен-Тау, Л. Милюкову. В Ленинградской группе всегда вни­мательны к молодежи, готовы по­мочь ей в совершенствовании мастер­ства артисты М. Писарницкий, А. Шестакович и другие. Но не каждый опытный и способ­ный мастер арены может руководить молодежью, воспитывать других. В этом случае от него требуются и высокие моральные качества.

Чтобы создать условия для твор­ческого роста артистов групп, Союз­госцирк рекомендовал ежегодно про­водить семинары. Для этого на 10— 12 дней на базу собираются все коллективы. В это время просматри­ваются и обсуждаются номера, арти­сты получают помощь режиссеров. Читаются лекции о мастерстве, об истории циркового искусства. Но если в Московской и Ленинградской группах семинары организуются си­стематически, то в Киевской, Новоси­бирской, Ташкентской их не было уже три года. Там руководители, ви­димо, не хотят обременять себя лиш­ними заботами. Директора имеют возможность предоставлять артистам репетицион­ный период, приглашать для работы опытных режиссеров. Но не все из них пользуются этим правом. Большой разговор об идейно-вос­питательной и творческой работе в группах «Цирк на сцене» состоялся в минувшем году на заседании партко­ма Союзгосцирка. В частности, выяс­нилось, что в ряде групп не созданы комсомольские организации, юноши и девушки, принятые в коллективы, механически выбывают из комсомола.

Решение парткома предлагает ре­жиссерам Союзгосцирка систематиче­ски оказывать помощь молодым ар­тистам. Хочется напомнить, что многие мастера манежа, чьи имена широко известны зрителям, начинали свой путь с групп «Цирк на сцене». Это Л. Безано, И. Кудрявцев, Е. Чивела, Ванда и Валентин Ивановы, Л. Бурдов и Г. Занько, Д. Гнилов и В. Кутцер. Список этот можно продолжить. Чтобы «Цирк на сцене» стал под­линной школой подготовки артистов манежа, требуется внимательное от­ношение к молодежи, делающей пер­вые шаги в цирковом искусстве.
 

И.  НАДЕЕВА

Журнал Советский цирк. Июль 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100