Внимание молодежи
Большие задачи стоят перед передвижными коллективами групп «Цирк на сцене». Они несут свое яркое искусство жителям самых различных районов страны. Работа здесь нелегкая, артисты вечно в пути.
Артист Новосибирской группы «Цирк на сцене» М. Стецов
Только за последний год более двухсот юношей и девушек — участников художественной самодеятельности, народных цирков, спортсменов — были приглашены на работу в группы «Цирк на сцене». Такой путь пополнения коллективов закономерен. Известно, что выпускников единственного в стране училища циркового и эстрадного искусства редко направляют в группы. Надо учитывать и то, что артистов будет требоваться все больше и больше. В ближайшие годы должно вступить в строй много новых цирковых зданий.
Группы «Цирк на сцене», таким образом, становятся своеобразной школой по подготовке артистических кадров. Но всегда ли молодежь в группах получает поддержку и помощь, создаются ли здесь условия для раскрытия возможностей начинающих артистов, для создания ими полноценных номеров? Далеко не всегда. Нередко девушки и юноши, успешно выступавшие в художественной самодеятельности, придя на договорных началах в цирковые коллективы, оказываются предоставленными самим себе. Молодым артистам без каких-либо дополнительных репетиций, работы с режиссером, в старых костюмах, с имеющимся у них порой невзрачным реквизитом предлагают выехать в гастрольную поездку. В этих случаях директора групп прежде всего заботятся о выполнении финансового плана, забывая о качестве представления. Номер любого молодого исполнителя, пришедшего из художественной самодеятельности, требует режиссерских коррективов, совершенствования его внешнего оформления.
Силовые акробаты Л. и И. Мухомедовы
Серьезное и внимательное отношение к себе встречает молодежь в Московской и Ленинградской группах «Цирк на сцене». В Ленинграде художественный руководитель группы М. Звегинцев несколько лет назад организовал подготовку артистов в стажерской группе. Не оставляя своей основной работы, юноши и девушки вечерами занимаются в ней с тренерами и режиссерами-постановщиками. Они приобретают все необходимые навыки для выступления на профессиональной сцене. После приема номера комиссией с исполнителями его заключают договор и посылают работать в один из коллективов.
Союзгосцирк, предоставив директорам групп право заключать договоры с артистами, прежде всего преследовал цель дать им возможность широко привлекать молодежь, отбирать из нее наиболее талантливых исполнителей. Нередко это право используется неверно. Например, в Ташкентской группе был оформлен договор с ансамблем цыган, выступавших с плясками и песнями. Какое отношение такой ансамбль имеет к цирку? Не лучше ли- было пригласить вместо него исполнителей цирковых номеров? По указанию Союзгосцирка договор был расторгнут. Иногда заключают договор с артистом пенсионного возраста, хотя это не обещает никаких перспектив передвижным коллективам.
Чрезвычайно требовательно надо подходить к тем, кому поручено обучение и воспитание молодежи. В свое время в Киевской группе было создано два молодежных коллектива, в них зачислили участников художественной самодеятельности, пригласили исполнителей из других городов. Три месяца продолжались репетиции, были затрачены большие средства на сценарий, приобретение реквизита, костюмов. Наконец без просмотра и приема программы коллективы выступили перед зрителями. Полный провал. Чем это объяснить? Только абсолютным равнодушием руководителей Киевской группы к судьбам молодежи. Полезное начинание было отдано на откуп случайным лицам. Во главе одного коллектива стояли некие Назаров и Трифонов, а второго — Арон. На первом плане у этих «руководителей» были личные цели. Печальная история подорвала веру молодежи в свои силы, оттолкнула от цирка. А наверняка среди них были талантливые юноши и девушки.
Клоуны Г. Васин и С. Маргулян
Еще раз надо подчеркнуть, как важно, чтоб рядом с молодыми были опытные, внимательные старшие товарищи. Во время длительных поездок серьезную творческую помощь артистам призваны оказывать художественные руководители коллективов. Многие молодые артисты Московской группы с благодарностью вспоминают старших товарищей — руководителей коллективов Г. Титова, С. Ван-Тен-Тау, Л. Милюкову. В Ленинградской группе всегда внимательны к молодежи, готовы помочь ей в совершенствовании мастерства артисты М. Писарницкий, А. Шестакович и другие. Но не каждый опытный и способный мастер арены может руководить молодежью, воспитывать других. В этом случае от него требуются и высокие моральные качества.
Чтобы создать условия для творческого роста артистов групп, Союзгосцирк рекомендовал ежегодно проводить семинары. Для этого на 10— 12 дней на базу собираются все коллективы. В это время просматриваются и обсуждаются номера, артисты получают помощь режиссеров. Читаются лекции о мастерстве, об истории циркового искусства. Но если в Московской и Ленинградской группах семинары организуются систематически, то в Киевской, Новосибирской, Ташкентской их не было уже три года. Там руководители, видимо, не хотят обременять себя лишними заботами. Директора имеют возможность предоставлять артистам репетиционный период, приглашать для работы опытных режиссеров. Но не все из них пользуются этим правом. Большой разговор об идейно-воспитательной и творческой работе в группах «Цирк на сцене» состоялся в минувшем году на заседании парткома Союзгосцирка. В частности, выяснилось, что в ряде групп не созданы комсомольские организации, юноши и девушки, принятые в коллективы, механически выбывают из комсомола.
Решение парткома предлагает режиссерам Союзгосцирка систематически оказывать помощь молодым артистам. Хочется напомнить, что многие мастера манежа, чьи имена широко известны зрителям, начинали свой путь с групп «Цирк на сцене». Это Л. Безано, И. Кудрявцев, Е. Чивела, Ванда и Валентин Ивановы, Л. Бурдов и Г. Занько, Д. Гнилов и В. Кутцер. Список этот можно продолжить. Чтобы «Цирк на сцене» стал подлинной школой подготовки артистов манежа, требуется внимательное отношение к молодежи, делающей первые шаги в цирковом искусстве.
И. НАДЕЕВА
Журнал Советский цирк. Июль 1965
оставить комментарий