В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

«Я иду продлевать чужую жизнь»

«Внуки лейтенанта Шмидта».Олег Белогорлов и Сергей КолгановВ чем формула настоящего искусства, которое заставляет смеяться, плакать и размышлять? За какими крупицами реальности скрывается этот волшебный полет человеческой души?


             Эти вопросы возникли у меня после посещения цирка на Фонтанке, где еще недавно проходило выступление клоунского дуэта под руководством Олега Белогорлова «Внуки лейтенанта Шмидта».
           Пожалуй, «Клоунада» является самым сложным и всеобъемлющим жанром циркового искусства. В цирке нельзя «смешить» зрителей. Это фальшивая монета, которую моментально распознают даже неискушенные люди. Клоун создает на арене свой неповторимый мир комического, в котором переплетаются и детская наивность, и опыт прожитого, и своя собственная философия жизни.
          В перерыве между цирковыми представлениями мне удалось побеседовать с дуэтом «Внуки лейтенанта Шмидта»: Олегом Белогорловым и Сергеем Колгановым о секрете их уникального  искусства смешить. Наш разговор происходил в гримерке, артисты заряжали исходящий реквизит, поправляли грим, и у меня создавалось ощущение «почти реальности» от той тонкой грани между действительностью и цирковой магией.
         Человек не рождается с осознанием того, чем он будет заниматься в своей дальнейшей жизни. Через случай, поиск, эмоциональное потрясение люди приходят к своей профессии.
          В 1993 году Олег Белогорлов и Сергей Колганов приехали в Москву поступать в училище циркового и эстрадного искусства  им. М. Румянцева (Карандаша). За плечами у Олега была цирковая студия и армия, а Сергей год отработал в рязанском цирке униформистом. Успешно сдав экзамены они поступили на курс к  преподавателю Е.В. Барменкову, который сыграл немаловажную роль в возникновении творческого дуэта будущих артистов, ведь Олег и Сергей мечтали быть соло-клоунами. Многие идеи клоунских реприз были рождены еще в училище и получили свое развитие в дальнейшей сценической деятельности. В 1997 году, окончив цирковое училище, дипломированные артисты получили приглашение от Л.Л. Костюка, директора Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Так 21 августа 1997 года осуществилась мечта клоунского дуэта, артисты вышли на цирковой манеж.
            Артисты работают в жанре «Буффонадная клоунада», Олег Белогорлов – «Белый», Сергей Колганов – «Рыжий». Белый клоун всегда разумен и логичен, он является резонером нелепого и по-детски наивного Рыжего. И какой бы сюжет не разыгрывали Белый и Рыжий, в его основе всегда лежит конфликт их характеров. Взаимосвязь партнеров настолько велика, что ошибка или неудача одного сводит на нет все усилия другого. «Белый клоун - это... атлант, поддерживающий своими плечами сложное сооружение клоунады. Парадоксально, но Рыжий приковывает к себе внимание, а Белый умело направленными репликами, интонацией, жестами - всем своим поведением - он незаметно сосредоточивает все внимание зрителей на своем партнере – Рыжем» . От исполнителей этого жанра требуется подлинное актерское мастерство. Ведь полярность двух контрастных клоунских масок выражается не только во внешних качествах, таких как грим и костюм, но и в характере персонажей, их личном взгляде на окружающую действительность. Если Сергей Колганов поражает своей искрометностью, неповторимым юмором сценического существования и кипучей энергией нелепых поступков, то Олег Белогорлов предстает перед зрителями философом, взирающим на этот мир умными и немного печальными глазами.

Сейчас в репертуаре «Внуков лейтенанта Шмидта» семь реприз:

Пожарный
Обрывашки
Стаканчик
Гиря
Подзорная труба
Крыса
Банан и лимон

          Многокрасочная творческая палитра этих клоунов складывалась с течением времени. Их смешные, яркие, лиричные, тонкие и пронзительные репризы рождались при разных обстоятельствах. Казалось бы, вот перед зрителями готовый номер, с завязкой, развитием действия и финалом, он вызывает смех, сочувствие, заставляет задуматься, но ни никто даже не помышляет из какой, быть может, незначительной на первый взгляд детали возникла идея той или иной репризы.

Пожарный

         Еще учась в циркового училище, будущие артисты получали задания от преподавателей на этюды с предметами. Это актерское задание на фантазию и воображение, подразумевающее придумать историю с тем или иным предметом. Как-то ребятам предложили разработать идею горящего цилиндра.   
         Как известно, основным средством цирковой выразительности является трюк. «В основе клоунских трюков, как правило, лежит неожиданная, ловкая, остроумная проделка или внезапное контрастное действие, вызывающее смех» . Решая эту репризу, Олег Белогорлов придумал технологию возгорания цилиндра и уже от этой отправной точки возник и сам сюжет антре.
          На манеже появляется Олег, в руках у него книга. Он спокойно садится на стул и собирается предаться чтению. Замечая это, Сергей всячески пытается  препятствовать своему партнеру. Происходит комическая борьба за стул, в которой побеждает Олег. Тогда его партнер просит приглушить свет на манеже и бесшабашно танцует,  радуясь своей маленькой победе. Белый клоун достает и зажигает свечу, не долго думая рыжий гасит ее одним дуновением. И в это мгновение цилиндр Олега загорается, Сергей в панике выносит из-за кулис огнетушитель. Артист поливает водой не только своего партнера, но и зрителей, которые от неожиданности издают самые разнообразные звуки. Огонь потушен, и Сергей торжествует в ритме танца.     
        Вообще пластика этого клоуна поражает своей выразительностью и юмором. Его танец настолько ликующий, образный и артистичный, что кажется будто Сергей проживает каждую музыкальную ноту с присущей только ему  искрометностью.   Он шутит со зрителем через язык пластики: то он   восточная красавица, с кувшином-огнетушителем на плече, страстно покачивающая бедрами; то морской котик, в которого клоун превращается, выворачивая карманы своих синих шаровар, тем самым, трансформируя руки в ласты.
         К сожалению, сейчас эта реприза претерпела некоторые изменения в связи с запретом открытого огня в закрытых помещениях. От забавной истории остался только финал, в котором переживающий за пожарную безопасность Сергей, исполняет свой зажигательный танец. По словам Олега Белогорлова, дуэту не хочется отказываться от прежних наработок, поэтому они обязательно найдут новое безопасное решение репризы.

Обрывашки

          История этой клоунады построена на основе трюкового костюма исполнителей.     
          В начале своего профессионального творческого пути Олег и Сергей искали и пробовали разные образы своих персонажей. Прежде Сергей Колганов играл бесшабашного, веселого паренька из подворотни, в желтой рубашке в горошек. К своей клоунской маске он шел семь лет. Сам придумывал и рисовал костюм. По воле судьбы артисты почти пять лет работали в одних и тех же программах вместе с заслуженным артистом России В.А. Кулаковым (жонглер-манипулятор, ведущий программ). Он помогал им в подготовке репертуара, советовал интересные, неординарные ходы в репризах. Как говорят сами артисты, какие-то предложения В.Кулакова остались, а какие-то безжалостно отмелись, не пройдя проверку на публике. Глядя на полосатую футболку, широкие синие штаны и кепку Сергея, которые разительно контрастировали с респектабельным фраком и цилиндром Олега, В. Кулаков на гастролях в Хабаровске придумал имя дуэту – «Внуки лейтенанта Шмидта». Так появился яркий ассоциативный образ клоунского дуэта. Художественный замысел органично соединили в себе и костюм и название.
          В репризе «Обрывашки» клоуны разыгрывают веселую потасовку со срыванием одежды.  «Ах! Ты сорвал у меня галстук, а я воротник с твоей футболки, ты оторвал рукав, а я – два!» Эта комическая драка заканчивается неожиданным финалом. Сергей остается в женской комбинации, а интеллигентный Олег оказывается в детских памперсах. Казалось бы, эта реприза идет на грани фола, ведь публичный стриптиз вызывает волнующие ассоциации. Но артисты так иронично, тонко и динамично исполняют эту комическую ситуацию, что остается только смеяться от души, сопереживая их бурному выяснению отношений.

Стаканчик

          Олег Белогорлов поступил в цирковое училище в 25 лет, хотя по правилам набора возраст абитуриентов не должен превышать 22 года. Будущий клоун сознательно выбрал эту профессию и очень серьезно относился ко всем занятиям. По ночам он работал, а днем шел в училище постигать основы клоунады. Олег старался не пропускать ни одного практического и теоретического занятия для того, чтобы узнать, понять и осмыслить все тонкости этого непростого искусства смешить.
«Искусство цирковых клоунов, непосредственно адресованное как детскому, так и взрослому зрителю, требует прямого контакта с ними. Поэтому нередко комик, перешагнув невысокий цирковой барьер, идет в зрительный зал, активно вовлекая окружающих в действие» . Как раз на таком приеме решена комическая интермедия «Стаканчик».
          По сюжету Олег Белогорлов демонстрирует зрителям трюк на основе баланса из жанра «Эквилибристика». Он ставит себе на лоб стакан с водой, но Сергей Колганов мешает ему осуществить сложное действие. Стакан падает, и вода проливается прямо на Олега. Но он вновь наливает воду в емкость и опять по неосторожности импульсивного партнера оказывается сырым. Так происходит несколько раз. Терпению клоуна приходит конец, он предлагает партнеру самому продемонстрировать баланс со стаканом на голове. Сергей ставит стакан себе на лоб и под нервные вскрики публики направляется прямо к зрителям в первом ряду.  Он уверенно встает на цирковой барьер. Напряжение в первом ряду возрастает, так как артист, чуть не падает назад, но его вовремя страхует партнер. Еще чуть-чуть и Сергей не удержит стакан и зрители уйдут домой мокрые … Вода проливается, но только на, без того уже промокшего до нитки, Олега.
          Кажется, что этот «мокрый» трюк рождается прямо на глазах у публики, во время общения клоунов со зрителями. Но совершенно очевидно, что эта яркая  импровизация тщательно продумана, технически выверена и отрепетирована.

Гиря


          На вступительных экзаменах в цирковое училище приемная комиссия предложила Сергею Колганову сыграть этюд в жанре «Пантомима». Преподаватели озвучили такое предлагаемое обстоятельство: - «Вот ты поднимаешь гирю, а у нее отрывается ручка». Со временем из этого вступительного этюда родилась смешная реприза.
          Основой в клоун-мим-номере являются комические трюки, гэги или «корючки», как говорят на профессиональном цирковом жаргоне, которые логично связывают сюжетную линию.
          Клоуны исполняют сценку из тяжелой атлетики, в которой Олег является спортсменом, а Сергей его непутевым ассистентом. Олег-тяжеловес эффективно разминает мышцы перед поднятием гири, но чрезмерная забота ассистента приводит к тому, что он падает лицом прямо в тальк. Недоразумение устранено и вот спортсмен пытает поднять тяжелый вес. Ассистент в волнении, он просит зал поддержать тяжеловеса аплодисментами и на пике эмоций сам поднимает и спортсмена и гирю. Оказавшись на земле, Олег еще с большим рвением начинает разминаться, в это время Сергей решает продемонстрировать свою недюжую силу. Он подходит к гире, начинает поднимать ее и случайно отрывает ручку гири. Спортсмен, не падая духом, пытается взять в руки испорченный снаряд. Это вызывает заливистый смех у ассистента, который выражает свои эмоции в радостном танце. Тяжеловес наконец-то поднимает гирю, но от этой непосильной ноши его шатает из одного края манежа в другой. Ассистент в ужасе прыгает на колени к близсидящему зрителю. Когда же Сергей оказывается на манеже, его подсекает летящая гиря. Вес взят, ассистент повержен и спортсмен победоносно удаляется за форганг.
          Как интересно, ярко и смешно могут мыслить внимательные ученики, если им попадаются хорошие педагоги.  Сами артисты говорят, о том, что преподаватели в цирковом училище сумели сильно увлечь их профессией и научили искать необычное, особенное и невероятное в самых простых и тривиальных на первый взгляд вещах. Ведь в жизни алогизм, наверное, самый встречающийся вид комизма. Эта эксцентрическая отмычка, открывающая дверь в мир, где упразднена логика, является залогом неподдельного смеха.

Подзорная труба

          Чаще   всего публика смеется, когда показывается несоответствие желаемого и действительного, когда намеренно путается  причина и следствие. Именно здесь возникают специфические приемы эксцентрики, буффонады, гротеска, пародии. Именно  эти приемы позволяют  артистам «говорить» в номере языком метафор. Человек как бы смотрит на окружающий мир через себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычными, неожиданными свойствами.
          В репертуаре «Внуков лейтенанта Шмидта» есть реприза, в которой подчеркнут неординарный, необыденный взгляд на действительность. Взгляд клоуна, артиста, который  видит этот мир через призму собственных чувств и ощущений. Эта реприза имеет несколько вариантов исполнения, здесь описан один из них.
          О. Белогорлов читает газету, но последние новости не особо заинтересовывают клоуна и тогда он сворачивает газету в трубочку и смотрит через нее на публику, как в подзорную трубу. Второй клоун – С. Колганов хочет отнять газету у партнера, но вследствие неудачи у него в руках оказывается цилиндр Олега. Сергей в разные стороны вертит головной убор и вдруг из наружного дна выпадает небольшая трубка. Гаснет свет, звучит нежная мелодия и на манеже появляются тени звезд. Клоун видит все это через свое несуразное сооружение цилиндра и трубки, как в волшебный калейдоскоп. Партнер забирает странную конструкцию у Сергея, пытается посмотреть в нее, но  волшебство исчезает. Яркий свет софитов вновь возвращает клоунов в реальность. И тогда Сергей приносит большой камуфляжный молоток и ударяет им Олега по голове. Клоун снова смотрит через трубу, выходящую из цилиндра и видит волшебные звезды. Напоследок артисты решают слегка покалечить молотком голову униформиста, который после удара приобретает не только головную боль, но и возможность видеть этот мир в совсем другом, необыкновенном свете.
          На таких полутонах иллюзии и реальности построена эта клоунада. Кажется, что именно в этой репризе раскрывается  суть циркового искусства. Возможно через боль, как от удара молотка, веру и собственное сердце увидеть то, что не видят другие люди. Поверить в эту иллюзию и обрести силу, которая сможет помочь тебе защититься от ударов реальной жизни.

Крыса


           Эту репризу, еще учась на третьем курсе, придумал Сергей Колганов. В тот год будущие клоуны разошлись в творческих исканиях и решили работать по отдельности, из-за чего их даже чуть не выгнали из циркового училища. Но в последствии, где-то в 2003 году, их бывших мастер Е.В. Барменков удивленно спросил, отчего же они не работают этот номер. Тогда дуэту и пришла мысль разработать эту репризу на двоих.
          Оркестр настраивает инструменты. На арене появляется ассистент дирижера – Сергей, он знаками показывает музыкантам приготовиться. На выходе дирижера – Олега музыка замолкает, ассистент передает ему дирижерскую палочку. Артист подходит к пюпитру, кланяется, раскрывает клавир и вдруг видит там крысу. Мановением дирижерской палочки он просит ассистента устранит эту досадную нелепицу. Видя крысу, Сергей падает в обморок и, очнувшись, пытается на четвереньках покинуть манеж. Но, наткнувшись на дирижера, ему все же приходится снова подойти к грызуну, который как ни в чем не бывало, помахивает хвостом в клавире. В начале Сергей знаками показывает крысе покинуть место дислокации, предлагает животное зрителям, но так как никто не соглашается, ему приходится взять крысу в руки. Так как ассистент прибывает в очень нервном состоянии, дирижер делает вид, будто выбрасывает крысу в зал, а на самом деле засовывает ее за шиворот Сергею. Еще мгновение и начнется концерт, но на заднем плане раздаются нечленораздельные звуки. Это ассистент борется с крысой. Достав животное из-за шиворота, Сергей нокаутирует грызуна, в результат чего сам получается удар поддых. Но драка двух титанов заканчивается знойным танго. Смотря на эти странные танцы, дирижер в гневе покидает манеж, предоставляя ассистенту и крысе самим дирижировать оркестром. Сначала Сергей теряется, не знает, как правильно подать знак музыкантам. Но, взглянув на своего недавнего партнера по танцам – грызуна, он берет его в руки и начинает дирижировать, крутя в воздухе хвостом крысы. Оркестр начинает играть.
          Рассказывая об этой репризе, Олег Белогорлов поделился и своими мыслями по поводу будущих номеров: - «Хотелось бы создать репризу, смешную репризу вообще не используя музыку» . Музыкальное сопровождение, которое использует в своих репризах этот клоунский дуэт всегда очень точно, тонко, эмоционально и образно отражает  происходящее на площадке. Артисты живут в этой музыке. Поэтому мне кажется, что у них обязательно получится создать новый номер, не акцентируя свою актерскую игру музыкальным сопровождением. Ведь музыка звучит внутри них. Ярким, выразительным  лейтмотивом выступления этого клоунского дуэта служит композиция «Я свободен, я гуляю» Андрея Баранова из группы «ГрАссМейстер», которую в 2005 году на гастролях в Иркутске предложил использовать артистам В. Кулаков.

Банан и лимон

          Интересно, что история ее создания очень тривиальна. Как-то студентам Белогорлову и Колганову предложили разыграть этюд о том, как Белый и Рыжий клоуны едят лимон. Потом сами ребята решили, что не хватает конфликта и заменили один из лимонов бананом. Артисты говорят, что долго не показывали эту репризу на публике, думали, что она несколько театральна. И, наконец, в 2001 году в первый раз сыграли ее в Санкт-Петербурге в  Цирке-Шапито в Автово.
          Ее сюжет очень прост: на арене два клоуна, один из них (Олег Белогорлов) ест банан, другой (Сергей Колганов) – лимон. Но кислый фрукт обманывает ожидания клоуна, в одну секунду на его лице отражаются и разочарование, и обида, и досада, но он не хочет показывать это своего партнеру и с довольной улыбкой выжимает каждую капельку лимонного сока себе в рот. Второй клоун в недоумении, на какое-то мгновение кажется, что он отдаст своему другу банан и сам захочет съесть кислый лимон. Но Олег уходит с манежа, унося с собой вожделенный фрукт. И тут Сергей замечает банан, лежащий прямо на арене. Он радуется, как ребенок, поднимает и чистит фрукт, еще чуть-чуть и его желание попробовать банан исполнится… Но банан падает на манеж, а в руке клоуна остается только шкурка. Перед зрителями предстает сломленный в своей мечте человек, в одно мгновение веселая маска клоуна разбивается о горечь реальности. Клоун опять достает свой лимон и, ссутулившись, уходит с манежа. 
         Одна крошечная девочка из Санкт-Петербурга написала Сергею Колганову трогательное письмо. На альбомном листе неровными буквами было написано: «Клоун, не плачь, я тебя люблю. Я подарю тебе морковку». Артист с большой нежностью хранит такие послание, ведь эти детские слова являются самой главной и важной наградой.
          Глядя на эту репризу, разбиваются все теоретические постулаты о незыблемости клоунской маски. Перед зрителями предстают многогранные артисты, смешные, тонкие, глубокие, актерская акварель которых поражает своей силой и пронзительностью. И здесь нельзя не согласиться с мнением режиссера А. Белинского: «Искусство смешить только тогда становится высоким искусством, когда «сквозь видимый миру смех просвечивают незримые миру слезы» .
        Такие выразительные средства как музыка, танец, реквизит, костюм, трюк  по специфике приема использования могут воздействовать на зрителя  в определенной художественной степени. Но если в номере нет человеческого «Я», той составляющей человеческой души, которая рвется, как струна, каждый раз проживая и пропуская через себя и радость и печаль, скорей всего такой номер подвергнется равнодушию или холодному созерцанию. Наверно это и есть формула настоящего искусства, которую так нелегко объяснить словами.
          «Внуки лейтенанта Шмидта» рассказывали, что многие из их реприз исполняются другими «артистами», которые полностью копируют трюки и сюжетную основу. Но, как известно,  номер может существовать только в исполнении тех людей, которые дали ему жизнь и наполнили его собственным неповторимым звучанием. Только в исполнении Олега Белогорлова и Сергея Колганова их репризы вызывают такую многогранную гамму чувств.
          Кто знает, если бы эти талантливые артисты не поступили в один год в цирковое училище, если бы мастер их курса Е.В. Барменков не настаивал на их совместной работе, если бы не состоялись встречи с В.А. Кулаковым и В.П. Булавским – прокатчиком коммерческих программ, благодаря которому клоунскому дуэту представилась возможность поработать во многих городах России, возможно мир не увидел бы «Внуков лейтенанта Шмидта». Но жизнь сама расставила все точки, запятые и многоточия.
          Заслуженные артисты России О. Белогорлов и С. Колганов являются лауреатами международных и российских конкурсов циркового искусства. Этих клоунов знают и любят зрители России, Ближнего и Дальнего зарубежья, они успешно гастролировали во Франции, Италии, Корее и Японии. Они несут смех, надежду и свет. И каждый раз, встречаясь с этими артистами, публика замирает в ожидании чуда.
         Уже уходя, я задала Сергею Колганову совершенно банальный вопрос: - «Вам нравится ваша профессия?». На что он, не долго думая, ответил: - «А я больше ничего не умею делать».
         Так много хотелось сказать об этом «не умею», но наверно самый лаконичный ответ я нашла на официальном сайте самих артистов :

«Одна минута смеха продлевает жизнь на один день.
  Я загримировался, одел клоунские штаны и кепку – я клоун.
  Я иду играть спектакль два часа десять минут,
   Иду продлевать чужую жизнь».

Ольга Пятаева

Использованная литература:

1.    Белинский А. Записки старого сплетника. СПб., 1994.
2.  Макаров С. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001.
3.  Роланд. К. Белый клоун. Рига, 1961.


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100