В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Вокруг манежа Ленинградского цирка

Письмо это правильнее всего начать с летней поры прошлого года. Давным-давно не бывало в Ленин­граде цирка-шапито.

Разве что старо­жилы помнят, как подымались брезен­товые шатры под кроной деревьев Таврического сада, Екатерингофского парка. А тут, прошлым летом, вновь по­явился летний цирк. Обосновался он на площади перед парком Победы, и про­сторная площадь сразу сделалась тесной от беспрерывного потока зрителей. Без малого три месяца подряд касса реги­стрировала аншлаг, а зрители рукопле­скали программе, центральное место в которой занял Вальтер Запашный со своими на диво укрощенными хищни­ками.

Так было летом. Затем, спустя са­мый короткий срок, объявил об откры­тии своего сезона зимний цирк — тот, что на набережной реки Фонтанки. При этом некоторые из работников дирекции не скрывали беспокойства. Что, если зри­тель устал от циркового зрелища? Что, если, за лето успев отдать весь свой вос­торг, он захочет теперь повременить с новым посещением цирка?

Опасения оказались напрасными. Зритель снова валом повалил. Да еще как! С сентября по январь, на протяже­нии пяти месяцев, шла программа под названием «Если хочешь быть здоров».

Главным врачевателем выступал в ней не кто иной, как Олег Попов — большой специалист лечения смехом. Приподня­тости зрительного духа превосходно со­действовал уникальный «медвежий цирк» Валентина Филатова. Да и осталь­ные' артисты — воздушные гимнасты Зиньковские, жонглеры Грачевы, иллю­зионист Символоков, эквилибристы на першах Федины — немало внесли в жиз­нерадостную программу.

Конечно же, сильная по составу, она не могла пройти мимо внимания ленинградцев. Издавна город на Неве при­вержен искусству — равно и театраль­ному и цирковому. Жаркая эта приверженность носит далеко не только зрительский, созерцательный характер. Лишнее тому доказательство — создание Народного цирка.

Когда три года тому назад по улицам расклеены были афиши, извещающие об организации студии самодеятельного циркового искусства, студии, цель кото­рой — подготовка кадров для будущего Народного цирка, — сразу, в первые же дни обнаружилось великое множество охотников. Кто только ни предстал перед отборочной комиссией: начинаю­щие акробаты и прыгуны, гимнасты и жонглеры, фокусники и эксцентрики. Из двухсот двадцати кандидатов отобра­ны были сорок два. В основном — завод­ская  молодежь, студенты, школьники.

Начались занятия под руководством артистов В. Кузнецова и А. Сосина. Общее художественное руководство взял на себя режиссер И. Руф. И вот настал день предельных волнений, день премьеры. Двухчасовое представление, насчитываю­щее восемнадцать разножанровых номе­ров, с успехом показал в этот день На­родный цирк!

Ну а чем в это же время знаменова­лась жизнь в Ленинградском цирке? Он переменил свою программу. Эстафета смеха из рук Олега Попова перешла к Борису Вяткину. Место косматых артистов Филатова заняли слоны Корнилова. Виртуозными петлями закружи­лись велофигуристы Александровы, а прыгуны Федосовы вышли с такой тем­повой работой, что у зрителей перехва­тило дух...

Прокатывая вторую свою программу, Ленинградский цирк применил интерес­ную форму работы со зрителем — орга­низовал свыше двадцати целевых пред­ставлений. Крупнейшие предприятия города — Кировский завод, Адмиралтей­ский, имени Козицкого, «Большевик», «Светлана» и многие другие — пожелали всем своим коллективом прийти на встречу с цирковым искусством.

Начинание интересное. Вот, скажем,  как прошло оно в тот день, когда гостями цирка стали труженики четырежды орденоносного Кировского завода. С первых же строк специально написанного стихотворного обращения к гвардейцам труда между залом и манежом установился самый чуткий контакт. Он помог артистам работать с особым подъемом, с вдохновенной самоотдачей. В антрак­те гости посетили Музей циркового ис­кусства, познакомились с его богатой экспозицией. А затем, в финале пред­ставления, к артистам, в полном составе появившимся на манеже, вышли пред­ставители общественных организаций завода. Знатный слесарь Герой Социали­стического Труда К. Говорушин тепло поблагодарил артистов, и тут же им были вручены памятные подарки. Особенно впечатляющ был один из них — символ дружбы, искусно и нерасторжи­мо сплетенный металлический узел.

Вот так и живет Ленинградский ор­дена Трудового Красного Знамени цирк. Живет очень насыщенной производст­венной жизнью. Живет в тесном контакте с трудящимися города (многим це­левым представлениям предшествовали выезды артистических бригад на пред­приятия, выступления в обеденный пе­рерыв непосредственно в цехах). Однако жизнь цирка полнится не только этим. Все отчетливее проявляется в ней и бес­покойная творческая самовзыскатель­ность.

В Ленинградском цирке (в том не­малая заслуга профорганизации) каждая текущая программа обязательно обсуж­дается на широком производственном совещании. Далеко не всегда подобные обсуждения носят идиллический харак­тер. Оно и закономерно. Зритель, зачаро­ванный яркостью и праздничностью циркового зрелища, может подчас не обратить внимания на те или иные не­дочеты программы. Зато артисту они видны досконально. Отсюда и строгая оценка, разговор по большому счету.

Позволю себе небольшое отступление. Лежит передо мной книжка, недавно вышедшая в Ленинградском областном издательстве. Автор ее — Матвей Медве­дев, журналист, давно и хорошо знако­мый с цирковым искусством. Книжку свою он назвал: «Ленинградский цирк», а выпущена она под рубрикой: «Тури­сту о Ленинграде». Да, в скромно по раз­мерам, но очень емко и выразительно написанной книжке, автор и впрямь предлагает читателю увлекательное пу­тешествие — не только в пространстве, но и во времени. Книжка повествует об истории цирка в Ленинграде — с того декабрьского вечера, когда в 1877 году впервые зажглись на Фонтанке яркие цирковые огни. Особенно любопытны страницы книги, рассказывающие о том жарком пульсе творческой жизни, каким характеризовался цирк в советское вре­мя, и особенно с начала 30-х годов. Вой­на прервала эту работу, но затем она сразу энергично возобновилась. Полити­ческие прологи, опыты современной во­дяной пантомимы, показ националь­ных достижений советского цирка, вы­пуск номеров, подготовленных создан­ной при цирке студией конного искус­ства, — все это Ленинградский цирк щедро предлагал вниманию своих зри­телей.

К сожалению, сейчас приходится го­ворить — «предлагал», пользоваться одним лишь прошлым временем. И тут уместно остановиться на тех претен­зиях, что звучали в ходе производствен­ных совещаний. Суть претензий такова: самостоятельная творческая работа Ле­нинградского цирка за последние годы явно пошла на убыль.

Можно ли признать нормальным такое положение? Нет, нельзя. Именно сейчас, когда значительно расширяется сеть стационарных цирков и соответ­ственно возрастает потребность в новых артистических силах, в новых номерах и аттракционах, именно сейчас было бы не по-хозяйски проходить мимо боль­ших возможностей, какими располагает Ленинград — один из крупнейших куль­турных центров страны. Здесь находят­ся богатейшие фонды Музея циркового искусства, здесь много режиссеров, художников, композиторов, здесь автор­ские кадры, в свое время плодотворно сотрудничавшие с цирком.

А что теперь? Художественное руко­водство осуществляет молодой режиссер А. Сонин — человек в цирке недавний, новый, опытом работы с артистами не обладающий. И, вероятно, этим объяс­няется не только робость, но и попросту незаметность постановочных его шагов.

Да, самостоятельная творческая рабо­та Ленинградского цирка и в самом деле становится все более эфемерной. И без того в последние годы она ограничива­лась самым скромным — постановкой прологов к очередным программам да раз в середине сезона новогодним елоч­ным представлением. В нынешнем сезо­не цирк отказался даже от такого ми­нимума. В школьные зимние каникулы игралось сказочное представление «Ца­ревна Несмеяна», благо его в готовом виде привез с собой коллектив артистов, выступающих вместе с; Олегом Попо­вым. Что же касается работы над проло­гами,—и она сошла на нет. То, чем цирк предварил вторую свою программу, — оказалось трафаретной, проходной от­пиской. Выходит, справедливые прозву­чали претензии на производственных со­вещаниях. А ведь было время — оно еще у всех на памяти! — когда в артистиче­ской среде Ленинградский цирк назы­вали не иначе как «академией», и за большую честь почитали выйти на его манеж!

Нет ли разнобоя между первой и вто­рой половиной моего письма? Не вижу разнобоя. Действительно, Ленинградский цирк по сей день охотно посещается зрителями, и программы его содержат отличные, первоклассные номера. Одна­ко достаточно ли этого, чтобы сохранить репутацию образцового и показательно­го манежа? Надо помнить, что цирковое представление — это неизмеримо более сложное, чем одно лишь арифметиче­ское сложение номеров. Хорошую про­грамму отличает продуманная компози­ция, тугой и четкий фитм, разумное равновесие между номерами и прослой­ками-репризами: они, репризы эти, должны пружинить ход программы, а не становиться отягощающими довеска­ми. Вот этой-то цельности, органичности и недостает все чаще представлениям Ленинградского цирка. Ах, до чего же, несмотря на внешнее благополучие своих дел, нуждается он сейчас в авто­ритетной режиссуре, в ответственном художественном руководстве!

Письмо мое подходит к концу. Я по­старался поделиться теми обнадеживаю­щими и перспективными явлениями, что имеют место в цирковой жизни Ле­нинграда. Не обошел молчанием и то, что беспокоит, вызывает досаду и трево­гу. И тут, заключая письмо, я хочу при­вести несколько строк из рецензии Е. Гершуни — одного из старейших и за­служенных работников советского цир­ка. Выступая на страницах газеты «Ве­черний Ленинград» с оценкой очередной программы, Е. Гершуни подчеркнул:

«Ленинградский цирк — это не только прокатная площадка для приезжих гастролеров. Он всегда был творческой лабораторией, местом новых поисков, обновления жанров, воспитания арти­стов. Таким мы хотим видеть его и впредь!»

Справедливо сказано. Очень хотим. Не мыслим иначе!


АЛЕКСАНДР БАРТЭН

Журнал Советский цирк. Май 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100