В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Заключение

Книга "Русский цирк". Ю. Дмитриев

Большой и сложный путь прошел русский цирк. Родившись на площади, он в течение нескольких веков был представлен творчеством первых русских профессиональных актеров-скомо­рохов. Как ни пытались правящие классы уничтожить скоморо­шество, сделать это им не удалось — сильна была любовь к нему народа, сильны были народные традиции скоморохов. Долгие годы цирковое искусство развивалось на ярмароч­ных площадях и на народных гуляньях. Под брезентовой кры­шей дощатого балагана, а иногда и просто под открытым небом, на площади города или деревни, окруженные плотным кольцом зрителей, выступали клоуны, наездники, акробаты, дрессиров­щики. Правящие классы сделали все, чтобы уничтожить этот цирк. Они противопоставили ему иностранные цирковые труппы, выстроили для них специальные стационары, ставили панто­мимы, прославлявшие царизм. Но не связанный с народным искусством, далекий и чуждый народу, этот цирк, насаждаемый сверху, почти не оставил после себя следом. А народный, родившийся па площади цирк продолжал жить и развиваться.

Сила русского цирка заключалась в сатиричностн его репертуара, направленного против господствующих классов, против царизма и его учреждений. Клоуны смеялись над дворянством, буржуазией, попами. И это вызывало горячую поддержку со стороны народа. Русский цирк демонстрировал силу человека, его смелость, умение преодолевать препятствия. Цирки воспитывали своих зрителей эстетически, активно агитировали за физкультуру и спорт. Правящие классы  —    дворянство и буржуазия, — поддержи­ваемые царским правительством, сделали   все, чтобы уничтожить прогрессивные качества цирка. Они запрещали подлинно сатирическую клоунаду, а взамен ее насаждали клоунаду грубую и пошлую, развращавшую зрителей. Они видели в артистах цирка шутов, исполнявших для их удовольствия свои опасные и тяжелые номера. Но, вопреки всему этому, народные традиции русского цирка развивались.

Буржуазный цирк перед Великой Октябрьской социалисти­ческой революцией переживал глубокий творческий кризис, все дальше отходя от своих демократических традиций. Став ком­мерческим предприятием, цирк все реже ставил и решал твор­ческие задачи. Русский цирк в условиях буржуазного развития должен был бы пойти обычным для буржуазного цирка путем: он должен был превратиться либо в варьете с эротической направленностью его номеров, либо в многоманежный цирк-па­ноптикум типа американских цирков, где отсутствует интерес к мастеру-артисту, где полностью уничтожена сатирическая клоунада, а все внимание сосредоточено на том, чтобы ошело­мить массовостью номеров, идущих одновременно на трех или пяти манежах. Зритель должен уйти из такого цирка, запомнив  только шум оркестра и мелькание световых пятен.

Русский цирк не пошел этим путем. Великая Октябрьская социалистическая революция создала новый цирк — новый по содержанию и форме. Этот цирк использовал лучшие демокра­тические традиции дореволюционного русского цирка: сатиру против всего того, что мешало развитию народа, показ сильных, ловких, отважных, красивых людей — красивых телом и духом. С другой стороны, цирк должен был освободиться от той пош­лости и грубости, которая присутствовала в представлениях буржуазного цирка. Советский цирк должен был стать зрели­щем не только развлекательным, но и воспитывающим. Не случайно согласно декрету Совнаркома, подписанному В. И. Лениным, цирки оказались подчиненными органам народ­ного образования, в то время как до революции наблюдение за цирками вели полицейские органы.

Советские цирки привлекают к своей работе крупнейших художников разных областей искусства, и они вместе с арти­стами создают новые номера. В цирке активно и плодотворно работали писатели и поэты В. Маяковский, Д. Бедный, В. Лебе­дев-Кумач, Б. Ромашов, С. Михалков, А. Безыменский, А. Жа­ров; художники К. Юон, Б. Ефимов, В. Рындин, Б. Эрдман, К. Мандель; композиторы И. Дунаевский, В. Мурадели, А. Ха­чатурян, М. Блантер и многие другие. Такое творческое содру­жество оказывает самое благотворное влияние на художе­ственный рост цирка. Большие достижения имеет цирк в области клоунады. Пуб­лика требует от клоунов остроумного, злободневного репер­туара, высокохудожественных номеров. Клоунада все чаще становится новится сатирической и злободневной  Клоуны развйвают традиции Дуровых, Лазаренко и другил лучших мастеров старого цирка. Но советская клоунада  добилась гораздо большего, чем все клоуны прошлого, Она     обрашается к важнейшим темам современности и разоблачает, жестоко осмеивает поджигателей новой войны, бичует бюрократов, подхалимов, лентяев — всех тех, кто мешает строительству новой жизни и нашей стране.

Такие клоуны, как Карандаш, Владимир Дуров, Юрий Ду­ров, Д. С. Альперов, Г. Л. Рашковский и П. А. Скалов, К. Берман, Л. К. Танти и другие, получили самое широкое признание у советского зрителя.Советский цирк имеет большие достижения и в области пан­томимы. Авторами пантомим были крупнейшие советские писа­тели-драматурги И. Маяковский, Б. Ромашов, А. Афиногенов и другие. Пантомимы были написаны как на современные, так и на исторические темы. Советские артисты имеют громадные достижения в области акробатики, гимнастики, дрессировки, намного превосходящие самые высокие достижения прошлого и современного буржуаз­ного цирка. Советские артисты создали ряд новых, невиданных раньше номеров, утверждая цирк как школу смелости, но со­ветский цирк давно отказался от подчеркивания опасности, от игры на нервах зрителей. Высокое уважение советского народа к человеку не допускает номеров, в которых артист рискует жизнью ради потехи зрителей.

Советский цирк все  больше  стремится  опереться   в  своем творчестве на народные спортивные игры и соревнования, черпает свои номера   из  неиссякаемой  сокровищницы  народного искусства. Развитие национальных цирковых номеров есть одно из доказательств роста советской национальной культуры. Решительно изменилось в Советском Союзе правовое положение артистов цирка. Теперь профессия циркового артиста так же почетна, как и всякая другая профессия, приносящая пользу и радость народу. За достижения в области циркового искусства многие артисты награждены орденами и медалями. Многие артисты цирка носят почетные звания народных и заслуженных артистов республики. Для подготовки новых кадров артистов в Москве создано специальное Училище циркового искусства.

За тридцать пять лет своего существования советский цирк прошел большой и интересный  путь, и теперь, бесспорно,  является лучшим цирком в мире. Но история советского цирка — это тема особой работы, и эта работа обязательно должна быть написана.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

стоматологические расходные материале