Заключение
Книга "Русский цирк". Ю. Дмитриев
Большой и сложный путь прошел русский цирк. Родившись на площади, он в течение нескольких веков был представлен творчеством первых русских профессиональных актеров-скоморохов. Как ни пытались правящие классы уничтожить скоморошество, сделать это им не удалось — сильна была любовь к нему народа, сильны были народные традиции скоморохов. Долгие годы цирковое искусство развивалось на ярмарочных площадях и на народных гуляньях. Под брезентовой крышей дощатого балагана, а иногда и просто под открытым небом, на площади города или деревни, окруженные плотным кольцом зрителей, выступали клоуны, наездники, акробаты, дрессировщики. Правящие классы сделали все, чтобы уничтожить этот цирк. Они противопоставили ему иностранные цирковые труппы, выстроили для них специальные стационары, ставили пантомимы, прославлявшие царизм. Но не связанный с народным искусством, далекий и чуждый народу, этот цирк, насаждаемый сверху, почти не оставил после себя следом. А народный, родившийся па площади цирк продолжал жить и развиваться.
Сила русского цирка заключалась в сатиричностн его репертуара, направленного против господствующих классов, против царизма и его учреждений. Клоуны смеялись над дворянством, буржуазией, попами. И это вызывало горячую поддержку со стороны народа. Русский цирк демонстрировал силу человека, его смелость, умение преодолевать препятствия. Цирки воспитывали своих зрителей эстетически, активно агитировали за физкультуру и спорт. Правящие классы — дворянство и буржуазия, — поддерживаемые царским правительством, сделали все, чтобы уничтожить прогрессивные качества цирка. Они запрещали подлинно сатирическую клоунаду, а взамен ее насаждали клоунаду грубую и пошлую, развращавшую зрителей. Они видели в артистах цирка шутов, исполнявших для их удовольствия свои опасные и тяжелые номера. Но, вопреки всему этому, народные традиции русского цирка развивались.
Буржуазный цирк перед Великой Октябрьской социалистической революцией переживал глубокий творческий кризис, все дальше отходя от своих демократических традиций. Став коммерческим предприятием, цирк все реже ставил и решал творческие задачи. Русский цирк в условиях буржуазного развития должен был бы пойти обычным для буржуазного цирка путем: он должен был превратиться либо в варьете с эротической направленностью его номеров, либо в многоманежный цирк-паноптикум типа американских цирков, где отсутствует интерес к мастеру-артисту, где полностью уничтожена сатирическая клоунада, а все внимание сосредоточено на том, чтобы ошеломить массовостью номеров, идущих одновременно на трех или пяти манежах. Зритель должен уйти из такого цирка, запомнив только шум оркестра и мелькание световых пятен.
Русский цирк не пошел этим путем. Великая Октябрьская социалистическая революция создала новый цирк — новый по содержанию и форме. Этот цирк использовал лучшие демократические традиции дореволюционного русского цирка: сатиру против всего того, что мешало развитию народа, показ сильных, ловких, отважных, красивых людей — красивых телом и духом. С другой стороны, цирк должен был освободиться от той пошлости и грубости, которая присутствовала в представлениях буржуазного цирка. Советский цирк должен был стать зрелищем не только развлекательным, но и воспитывающим. Не случайно согласно декрету Совнаркома, подписанному В. И. Лениным, цирки оказались подчиненными органам народного образования, в то время как до революции наблюдение за цирками вели полицейские органы.
Советские цирки привлекают к своей работе крупнейших художников разных областей искусства, и они вместе с артистами создают новые номера. В цирке активно и плодотворно работали писатели и поэты В. Маяковский, Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, Б. Ромашов, С. Михалков, А. Безыменский, А. Жаров; художники К. Юон, Б. Ефимов, В. Рындин, Б. Эрдман, К. Мандель; композиторы И. Дунаевский, В. Мурадели, А. Хачатурян, М. Блантер и многие другие. Такое творческое содружество оказывает самое благотворное влияние на художественный рост цирка. Большие достижения имеет цирк в области клоунады. Публика требует от клоунов остроумного, злободневного репертуара, высокохудожественных номеров. Клоунада все чаще становится новится сатирической и злободневной Клоуны развйвают традиции Дуровых, Лазаренко и другил лучших мастеров старого цирка. Но советская клоунада добилась гораздо большего, чем все клоуны прошлого, Она обрашается к важнейшим темам современности и разоблачает, жестоко осмеивает поджигателей новой войны, бичует бюрократов, подхалимов, лентяев — всех тех, кто мешает строительству новой жизни и нашей стране.
Такие клоуны, как Карандаш, Владимир Дуров, Юрий Дуров, Д. С. Альперов, Г. Л. Рашковский и П. А. Скалов, К. Берман, Л. К. Танти и другие, получили самое широкое признание у советского зрителя.Советский цирк имеет большие достижения и в области пантомимы. Авторами пантомим были крупнейшие советские писатели-драматурги И. Маяковский, Б. Ромашов, А. Афиногенов и другие. Пантомимы были написаны как на современные, так и на исторические темы. Советские артисты имеют громадные достижения в области акробатики, гимнастики, дрессировки, намного превосходящие самые высокие достижения прошлого и современного буржуазного цирка. Советские артисты создали ряд новых, невиданных раньше номеров, утверждая цирк как школу смелости, но советский цирк давно отказался от подчеркивания опасности, от игры на нервах зрителей. Высокое уважение советского народа к человеку не допускает номеров, в которых артист рискует жизнью ради потехи зрителей.
Советский цирк все больше стремится опереться в своем творчестве на народные спортивные игры и соревнования, черпает свои номера из неиссякаемой сокровищницы народного искусства. Развитие национальных цирковых номеров есть одно из доказательств роста советской национальной культуры. Решительно изменилось в Советском Союзе правовое положение артистов цирка. Теперь профессия циркового артиста так же почетна, как и всякая другая профессия, приносящая пользу и радость народу. За достижения в области циркового искусства многие артисты награждены орденами и медалями. Многие артисты цирка носят почетные звания народных и заслуженных артистов республики. Для подготовки новых кадров артистов в Москве создано специальное Училище циркового искусства.
За тридцать пять лет своего существования советский цирк прошел большой и интересный путь, и теперь, бесспорно, является лучшим цирком в мире. Но история советского цирка — это тема особой работы, и эта работа обязательно должна быть написана.
оставить комментарий