Завтрашний день манежа юности
Сегодня, пожалуй, не возникает ни у кого сомнения, надо ли иметь специальное учебное заведение, которое готовило бы кадры для цирка, как это было в конце 20-х и в 30-х годах при создании первой в мире школы циркового искусства ГУЦЭИ.
За тридцать семь лет своего существования ГУЦЭИ дало советскому манежу более 1500 артистов. Многие его воспитанники стали известными мастерами арены, принесли своим искусством славу отечественному цирку. С недавнего времени училище начало готовить артистов и для эстрады. Сейчас перед ним поставлены новые задачи. В ближайшие десять лет в стране будет сооружено 60 первоклассных цирков. Они потребуют большого количества артистов. Только по предварительным подсчетам цирковому конвейеру необходимо не менее 400 новых номеров. В основном их придется готовить в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Это потребует перестройки всего учебного и воспитательного процесса. Мы уже вплотную подошли к реорганизации ГУЦЭИ и можем уже сейчас назвать те основные проблемы, которые предстоит нам решать.
В ближайшие годы значительно возрастет число учащихся. Оно будет доведено до 600—700 человек. Эта цифра уже говорит о масштабе предстоящей работы. Если сегодня ГУЦЭИ выпускает в год 16—20 номеров, то в дальнейшем нам предстоит готовить 40—50 номеров и более. Перед педагогами ГУЦЭИ возникает проблема не только значительно увеличить число выпускаемых номеров. Им необходимо позаботиться и о жанровом разнообразии этих номеров, готовить такие произведения циркового искусства, которые бы отличались оригинальностью, неповторимостью. Нам не нужны номера-дубликаты, придающие однообразие цирковым программам. Это обязывает педагогов-режиссеров работать творчески, новаторски.
Помимо создания новых номеров училище предполагает восстановить ряд старых, которые сейчас незаслуженно забыты. К 1967 году мы выпустим «Гигантские шаги». Этот своеобразный, насыщенный русским фольклором номер артистов Павловых пользовался когда-то большим успехом у публики. Думается, и теперь зрители примут его тепло. Качество программ новых цирков можно улучшить также и за счет выпуска тематических номеров. В ГУЦЭИ, в частности, намечено подготовить спортивно-акробатические игры «Катание на горках», «Двухъярусный турник», «Групповой акробатический перекрестный полет в партере» и много других оригинальных и интересных новых номеров.
Уже сейчас в училище проводится большая работа по созданию групповых клоунад, музыкальных эксцентриад и массовых пантомимических действий. Без них, как известно, немыслим полноценный художественный спектакль. В дальнейшем эти жанры займут в программах цирков еще более почетное место. Поэтому воспитанию новых клоунов и музыкальных эксцентриков в ГУЦЭИ будет уделено особое внимание. Перечень задач, стоящих перед училищем, был бы неполным, если не сказать о подготовке артистов-конников, а также дрессировщиков зверей и мелких животных. В области зооцирка у нас наряду с отдельными достижениями наблюдается явное отставание. ГУЦЭИ до сих пор не выпускало артистов этих жанров. Вопросы, связанные с их подготовкой, чрезвычайно специфичны и потребуют по сравнению с разрешением других проблем, о которых речь шла выше, значительных усилий и материальных затрат.
С 1967 года мы предполагаем выпускать не только исполнителей отдельных номеров, но и целые цирковые коллективы из 50—60 и более человек. В репертуар такого коллектива помимо дивертисментной программы войдут две пантомимы, в том числе спектакль для детей. Дивертисментная программа не будет стабильной. Она может меняться за счет вторых номеров участников коллектива. При перестройке учебного процесса в ГУЦЭИ предполагается расширить специализацию учащихся. Каждый из них помимо основного номера будет иметь дополнительный. Это несомненно обогатит цирковые программы.
Хороший и разнообразный репертуар позволит коллективу находиться в каждом цирке более продолжительный срок, что резко сократит финансовые расходы, связанные с частыми переездами, и улучшит творческую работу в труппе. Новые коллективы будут отличаться от больших цирковых групп, существующих сейчас. В настоящее время коллективы иногда создаются механически. Собирают артистов разных жанров и формируют из них программу. Нередко у таких коллективов не бывает творческого единства. Отдельные артисты оказываются неподготовленными для работы в одной большой группе. Не случайно поэтому составы цирковых коллективов часто меняются. Многие их участники стремятся перейти в «конвейер».
У нас коллектив будет создаваться по другому принципу. В него войдут воспитанники, проучившиеся вместе семь лет. Фактически коллектив станет складываться с момента поступления будущих артистов в ГУЦЭИ. Они выйдут из училища спаянные взаимной дружбой и большой любовью к цирковому искусству. В каждом коллективе еще до его выпуска будет своя комсомольская организация, на базе которой в дальнейшем можно организовать партгруппу. Перестройка учебной работы потребует увеличения преподавателей. Только одних педагогов по специальным предметам понадобится дополнительно 25—30 человек. Мы пригласим работать в ГУЦЭИ ведущих мастеров различных цирковых жанров, а также бывших студентов училища, окончивших режиссерский факультет ГИТИСа.
Такая широкая учебная программа, естественно, потребует увеличения материальной базы. В частности, нынешнее здание ГУЦЭИ не может удовлетворить возросшие потребности училища. Уже сейчас в нем занимается свыше 500 человек. ГУЦЭИ нуждается в дополнительных учебнопроизводственных помещениях. Предполагается соорудить специальный корпус. В нем разместятся три
квадратных репетиционных манежа, актовый зал, аудитории для учебных занятий, балетные классы, различные технические службы, а также студенческая столовая и другие бытовые объекты. ГУЦЭИ необходимо иметь интернат на 150—200 мест для детей, которые будут проходить семилетний курс обучения, и общежитие для студентов. Это обеспечит приток в училище талантливой молодежи. Мы сможем тогда более строго относиться к отбору будущих воспитанников. В ГУЦЭИ станут приниматься не только москвичи, имеющие жилплощадь, как это было в большинстве случаев до сих пор, но юные любители цирка из других городов, а также дети артистов. Наличие общежития и интерната позволит в свою очередь значительно улучшить воспитательную работу среди учащихся, которые будут находиться постоянно в коллективе.
Для подготовки артистов конного жанра и дрессировщиков потребуется целый комплекс специальных манежей, репетиционно-тренировочных залов, службы, конюшен, общежитий для педагогов и берейторов. Строительство этого учебно-производственного комбината займет большой срок. Поэтому следует к нему приступить в самое ближайшее время. ьНеобычны и блестящи перспективы развития Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Они наполняют гордостью сердца наших преподавателей и одновременно обязывают их приложить все силы, чтобы сделать ГУЦЭИ основным центром подготовки артистических сил для цирка и эстрады. Можно не сомневаться: училище выполнит свой долг перед советским зрителем — выпустит новый большой отряд квалифицированных и всесторонне образованных исполнителей.
А. ВОЛОШИН, директор — художественный руководитель ГУЦЭИ
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий