В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Завтрашний день манежа юности

Сегодня, пожалуй, не возни­кает ни у кого сомнения, надо ли иметь специальное учебное заведение, которое готовило бы кадры для цирка, как это было в конце 20-х и в 30-х годах при создании первой в мире школы циркового искусства ГУЦЭИ.

За тридцать семь лет своего существования ГУЦЭИ дало советскому манежу бо­лее   1500   артистов.   Многие   его   воспитанники стали известными масте­рами арены, принесли своим искусством славу отечественному цирку. С недавнего времени училище начало готовить артистов и для эстрады. Сейчас перед ним поставлены новые задачи. В ближайшие десять лет в стране будет сооружено 60 перво­классных цирков. Они потребуют большого количества артистов. Толь­ко по предварительным подсчетам цирковому конвейеру необходимо не менее 400 новых номеров. В ос­новном их придется готовить в Госу­дарственном училище циркового и эстрадного искусства. Это потребует перестройки всего учебного и воспи­тательного процесса. Мы уже вплот­ную подошли к реорганизации ГУЦЭИ и можем уже сейчас назвать те основные проблемы, которые пред­стоит нам решать.

В ближайшие годы значительно возрастет число учащихся. Оно будет доведено до 600—700 человек. Эта цифра уже говорит о масштабе предстоящей работы. Если сегодня ГУЦЭИ выпускает в год 16—20 номеров, то в дальнейшем нам предстоит гото­вить 40—50 номеров и более. Перед педагогами ГУЦЭИ возни­кает проблема не только значитель­но увеличить число выпускаемых но­меров. Им необходимо позаботиться и о жанровом разнообразии этих номеров, готовить такие произведе­ния циркового искусства, которые бы отличались оригинальностью, неповторимостью. Нам не нужны номера-дубликаты, придающие однообразие цирковым программам. Это обязы­вает педагогов-режиссеров работать творчески,  новаторски.

Помимо создания новых номеров училище предполагает восстановить ряд старых, которые сейчас незаслуженно забыты. К 1967 году мы выпу­стим «Гигантские шаги». Этот свое­образный, насыщенный русским фольклором номер артистов Павло­вых пользовался когда-то большим успехом у публики. Думается, и те­перь зрители примут его тепло. Качество программ новых цир­ков можно улучшить также и за счет выпуска тематических номеров. В ГУЦЭИ, в частности, намечено под­готовить спортивно-акробатические игры «Катание на горках», «Двухъ­ярусный турник», «Групповой акроба­тический перекрестный полет в пар­тере» и много других оригинальных и  интересных  новых  номеров.

Уже сейчас в училище проводится большая работа по созданию груп­повых клоунад, музыкальных эксцен­триад и массовых пантомимических действий. Без них, как известно, не­мыслим полноценный художествен­ный спектакль. В дальнейшем эти жанры займут в программах цирков еще более почетное место. Поэтому воспитанию новых клоунов и музы­кальных эксцентриков в ГУЦЭИ бу­дет уделено особое внимание. Перечень задач, стоящих перед училищем, был бы неполным, если не сказать о подготовке артистов-конников, а также дрессировщиков зверей и мелких животных. В обла­сти зооцирка у нас наряду с отдель­ными достижениями наблюдается яв­ное отставание. ГУЦЭИ до сих пор не выпускало артистов этих жанров. Вопросы, связанные с их подготов­кой, чрезвычайно специфичны и по­требуют по сравнению с разреше­нием других проблем, о которых речь шла выше, значительных уси­лий  и материальных затрат.

С 1967 года мы предполагаем вы­пускать   не   только   исполнителей   отдельных номеров, но и целые цирко­вые коллективы из 50—60 и более человек. В репертуар такого коллек­тива помимо дивертисментной программы войдут две пантомимы, в том числе спектакль для детей. Диверти­сментная программа не будет ста­бильной. Она может меняться за счет вторых номеров участников коллек­тива. При перестройке учебного процесса в ГУЦЭИ предполагается рас­ширить специализацию учащихся. Каждый из них помимо основного номера будет иметь дополнительный. Это несомненно обогатит цирковые программы.

Хороший и разнообразный репер­туар позволит коллективу находить­ся в каждом цирке более продол­жительный срок, что резко сократит финансовые расходы, связанные с ча­стыми переездами, и улучшит твор­ческую работу в труппе. Новые коллективы будут отличать­ся от больших цирковых групп, существующих сейчас. В настоящее время коллективы иногда создаются меха­нически. Собирают артистов разных жанров и формируют из них программу. Нередко у таких коллекти­вов не бывает творческого единства. Отдельные артисты оказываются не­подготовленными для работы в одной большой группе. Не случайно по­этому составы цирковых коллективов часто меняются. Многие их участни­ки стремятся перейти в «конвейер».

У нас коллектив будет создавать­ся по другому принципу. В него вой­дут воспитанники, проучившиеся вместе семь лет. Фактически коллектив станет складываться с момента поступления будущих артистов в ГУЦЭИ. Они выйдут из училища спаянные взаимной дружбой и боль­шой любовью к цирковому искус­ству. В каждом коллективе еще до его выпуска будет своя комсомоль­ская организация, на базе которой в дальнейшем можно организовать партгруппу. Перестройка учебной работы по­требует увеличения преподавателей. Только одних педагогов по специаль­ным предметам понадобится допол­нительно 25—30 человек. Мы при­гласим работать в ГУЦЭИ ведущих мастеров различных цирковых жан­ров, а также бывших студентов учи­лища, окончивших режиссерский фа­культет ГИТИСа.

Такая широкая учебная програм­ма, естественно, потребует увеличе­ния материальной базы. В частности, нынешнее здание ГУЦЭИ не может удовлетворить возросшие потребно­сти училища. Уже сейчас в нем занимается свыше 500 человек. ГУЦЭИ нуждается в дополнительных учебнопроизводственных  помещениях. Предполагается соорудить специаль­ный корпус. В нем разместятся три
квадратных репетиционных манежа, актовый зал, аудитории для учебных занятий, балетные классы, различные технические службы, а также студенческая столовая и другие бытовые объекты. ГУЦЭИ необходимо иметь интернат на 150—200 мест для детей, которые будут проходить семилет­ний курс обучения, и общежитие для студентов.   Это   обеспечит   приток   в училище талантливой молодежи. Мы сможем тогда более строго относить­ся к отбору будущих воспитанников. В ГУЦЭИ станут приниматься не толь­ко москвичи, имеющие жилплощадь, как это было в большинстве случаев до сих пор, но юные любители цир­ка из других городов, а также дети артистов. Наличие общежития и ин­терната позволит в свою очередь значительно улучшить воспитатель­ную работу среди учащихся, которые будут находиться постоянно в кол­лективе.

Для подготовки артистов конного жанра и дрессировщиков потребует­ся целый комплекс специальных ма­нежей, репетиционно-тренировочных залов, службы, конюшен, общежитий для педагогов и берейторов. Строи­тельство этого учебно-производствен­ного комбината займет большой срок. Поэтому следует к нему при­ступить в самое ближайшее время. ьНеобычны и блестящи перспекти­вы развития Государственного учили­ща циркового и эстрадного искус­ства. Они наполняют гордостью серд­ца наших преподавателей и одно­временно обязывают их приложить все силы, чтобы сделать ГУЦЭИ ос­новным центром подготовки артисти­ческих сил для цирка и эстрады. Можно не сомневаться: училище выполнит свой долг перед советским зрителем — выпустит новый большой отряд квалифицированных и всесто­ронне образованных  исполнителей.
 

А. ВОЛОШИН, директор — художественный руководитель ГУЦЭИ

Журнал Советский цирк. Апрель 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

дом для одиноких престарелых в орехово зуево