Повышать мастерство и культуру исполнения - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Повышать мастерство и культуру исполнения

 

 

Общий высокий уровень исполнитель­ского мастерства артистов советского цир­ка хорошо известен и у нас в стране и за ее рубежами. Однако добившись опреде­ленных успехов, некоторые артисты останавливаются на одном месте, делают лишь  то, что делали раньше. Они, как видно, забывают о том, что мы живем в такое время, когда остановиться — значит силь­но отстать. К сожалению, у нас имеются и такие артисты, которые не только оста­новились в своем творческом росте, но и просто потеряли артистическую и спортивную форму, совсем не репетируют, совер­шенно недопустимо относятся к своим обязанностям, к работе, не уважают зри­теля.

В Сталинградском цирке работали ар­тисты Золототрубовы, которые, вместо то­го чтобы выступать с номером «переход­ная лестница», выступали с номером «перши в партере». Причем этот номер оказался на столь низком художествен­ном уровне, что получил отрицательную оценку зрителя. Больше того, в этом но­мере артисты были обязаны исполнять трюки «перш на лбу» и «перш в зу­бах», за что артист И. Золототрубов был тарифицирован как артист первой катего­рии, однако он исполняет только такие трюки: «перш на плече с рукой» и «перш за поясом». Артистки В. и Т. Золототрубовы вышли из спортивной и художест­венной формы настолько, что лонжа у них из приспособления техники безопас­ности превратилась в основное приспособ­ление для исполнения трюков. Так, когда Золототрубова делает «флажок» на верх­нем конце перша, то ее корпус держится в нужном положении только благодаря тому, что подтягивается лонжей. Неспро­ста авторитетная комиссия вынуждена была записать в специальном акте, что «работа этих артистов находится на низ­ком художественном уровне. Золототру­бовы вышли из спортивной формы, трюко­вая часть номера слабая, отсутствует ар­тистичность и пластичность в работе, трю­ки исполняются с большим напряжением, зачастую верхнюю Т. Золототрубову под­тягивают лонжей, помогая ей влезть на перш, сходы с перша непрофессиональны, верхнюю берут при сходе на лонжу. Но­мер смотрится без интереса и успеха у зрителя не имеет».

Все это результат прекращения репе­тиций, недобросовестного отношения к де­лу. Дошло до того, что дирекция Сталин­градского цирка вынуждена, была поста­вить Союзгосцирк в известность о том, что «самовольное изменение номера в целях облегчения своей работы с сохранением окладов, установленных за более слож­ную работу, является нарушением юридического права и трудовой дисциплины». К сожалению, подобные факты не еди­ничны. К стыду нашему, следует отме­тить, что за последнее время широкое распространение получило, по ирониче­ским словам самих мастеров арены, «творческое освоение» тросов: отдельные артисты используют предохранительную лонжу как приспособление для исполне­ния   трюков.  Артист    Сирицкий  едва   ли удержит в зубнике двух партнерш, а «под­весившись на лонже», он удерживает трех и свободно может удержать стольких, скольких выдержит...  трос.

Лонжа не может заменить мастерства или компенсировать его недостаточность. Надо повести решительную борьбу с су­ществующим еще «творческим освоением» тросов.

Нельзя не обратить внимания и на то, как у нас иногда «создаются» новые но­мера. Бывает, что те же самые трюки ар­тисты исполняют на немного видоизме­ненном по форме аппарате. Аппарат дей­ствительно новый трюки же и по суще­ству и по форме остаются теми же са­мыми. Однако зто не мешает исполните­лям заявлять, что ими создан новый но­мер. Печально, что в художественном от­деле Союзгосцирка такие «новые» номера принимают всерьез, за чистую монету, в то время как это явный обман. И не слу­чайно проведенный в конце прошлого го­да Всесоюзный смотр новых номеров дал незначительные результаты.

Недаром говорится: цирк искусство молодых. Считаться с временем, учиты­вать свой возраст, физические данные, форму нужно каждому артисту цирка. Очень плохо получается, когда об этом забывают.

Возьмем артиста Хурсанова, выступав­шего в Сталинградском цирке с дрессиро­ванными лошадьми. Ему семидесятый год, и время не только сказалось на его внешности, но и беспощадно отразилось на работе в манеже. Здесь не может быть и речи о повышении художественного ка­чества номера и о его росте. «Не на яр­марку, а с ярмарки», и притом уже дав­но едет этот артист. Он много лет хорошо потрудился в системе Союзгосцирка, по­ра и на заслуженный отдых, а конюшню надо передать кому-либо из молодых ар­тистов, чувствующих призвание к этому делу.

Время требует, чтобы артисты цирка умели избирать для себя жанры, соответ­ствующие возрасту и артистичной форме. Ведь сумели же это сделать эквилибристы с шестами артисты Кузнецов и Семенов, создавшие более подходящий для себя в настоящее время номер «комические акробаты на першах», который оказался не только удачным для них, но и ориги­нальным в нашем цирке и который поль­зуется большим успехом  у зрителей.

А у нас еще есть и такие артистки, которые, находясь уже в преклонных годах, пытаются изображать на арене юных де­вушек  (Островская,  Котомцева).

Артистка Шебес — воздушная гимнаст­ка на кордеволане не только не посчи­талась со своим возрастом и внешним видом, но перестала совершенно быть тре­бовательной к себе, потеряла артистиче­скую форму, довела до ужасного состоя­ния реквизит. Пора Союзгосцирку реши­тельно поставить вопрос перед престаре­лыми и потерявшими спортивную и ар­тистическую форму артистами об уходе их с манежа. Но, говоря об этих отрицатель­ных явлениях, хочется привести прекрас­ный   пример  артистического  долголетия.

Воздушная гимнастка заслуженная артистка РСФСР Раиса Немчинская сумела не только в блестящей форме сохранить артистичность, но и смогла удержать на высоком профессиональном уровне свой номер. А сравнительно недавно, во время праздника цирка в Москве, она выступала на   трапеции,   подвешенной   к   вертолету.

Как видно, дело не только в возрасте, но, прежде всего в отношении к своей работе.

Артист советского цирка обязан владеть высоким мастерством, отработать номер» — это не значит ограничиться выполнением серии в той или иной степени освоенных трюков.

У нас еще есть артисты (скажем. Монастырские), которые хорошо выполняют трудные трюки, но при этом имеют крайне невпечатляющий, какой-то, если можно так сказать, «провинциальный» вид. Держатся они напряженно, скованно, некрасиво. Это говорит о том, что одного выполнения   трудных   трюков   мало.   Необходима артистическая подача всего номера.

Некоторые считают, что все это — мелочи. Но в искусстве нет мелочей, не имеющих значения. Вот почему следует возможно шире распространять опыт Саратовского цирка, в котором многие артистки и несколько артистов прошли специальный курс занятий по классическому балету, рассчитанный на шестидесятичасовую программу. Пришла пора поставить вопрос о необходимости иметь в крупных цирках страны постоянных преподавателей балета. Помимо занятий классической хореографией можно проводить специальные занятия по ритмике, которые   тоже   крайне   необходимы.

Манера поведения, стиль исполнения имеют огромное значение. Но дело не только в этом. Многие номера могут и должны быть усовершенствованы путем обогащения номера новыми трюками или сочетаниями трюков в комбинациях, новым композиционным решением всего номера. Нельзя подменять это внешним видоизменением номера: переделкой костюмов, заменой реквизита, изменением аппарата. Главное — настойчивое повышение мастерства исполнения каждого трюка, каждой комбинации и всего номера в целом.

Трюки надо выполнять не только правдоподобно, но по-настоящему правдиво и честно. И право же, как бы ни была крепка лонжа, мастерство на ней не подвесишь.

Малейшее проявление недобросовестности, нечестного отношения к делу кладет пятно на наше цирковое искусство, тормозит его рост. Это нужно постоянно помнить, этим надо руководствоваться в нашей практической деятельности.

Нам всем надо не только на словах, но и на деле энергично бороться за повышение уровня профессионального мастерства, за дальнейший неуклонный подъем культуры  исполнения.

 

А. ГАЛИЦКИЙ,

главный режиссер   Саратовского   цирка

 

Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования