Фрателлини в России

На фотографии знаменитые французские клоуны — братья Кико, Пополь и Баба Фрателлини в музее циркового искусства. Заведующий музеем А. 3. Левин показывает артистам скульптурные маски их предков, подаренные музею в 1933 г. (Фото Г. Чертова.)
Артистическая «фирма» — братья Фрателлини — родилась в России. Густава Фрателлини-отца привез в Россию Саламонский. У Густава было четверо сыновей, совсем еще молодых. Они тогда еще не работали в цирке. Семья Фрателлини была связана с Саламонским в течение одиннадцати лет, то ссорясь с ним, то «заключая перемирие».
Клоунский номер — «Братья Фрателлини» — создан был в Твери в цирке Безано. Партнеры Густава поссорились с ним, и семья Фрателлини осталась, как в цирке говорят, «на якоре». Тогда Безано поедложил Густаву сделать номер с сыновьями. В небольшой комнате постоялого двора они начали репетировать — отец и сыновья, четыре брата, и это, как потом показала жизнь, положило начало блестящей карьере этих талантливых клоунов, которых вскоре узнал весь мир.
Уехав за границу и став художественными руководителями Парижского цирка, Фрателлини не порывали связи с Россией.
В 1927 году в письме в редакцию журнала «Цирк и эстрада» они писали, что уверены в своем приезде в русские цирки, вспоминали о зрителях, о которых у них остались самые лучшие воспоминания, хотя в России их работа проходила в очень трудных материальных условиях — они попадали к директорам, которые прогорали, и Фрателлини страшно бедствовали, несмотря на большой успех на манеже.
«Нашему успеху способствовала восторженность русского зрителя. С искренней непосредственностью восприятий русского зрителя может сравниться только, пожалуй, всегда беспокойная и побуждающая к работе толпа Парижа. Все же все наши самые тяжелые жизненные невзгоды относятся именно к этому периоду работы у Саламонского. По истечении года мы уже знали всех чиновников ломбарда», — писали они в другой статье, адресованной в журнал «Цирк и эстрада».
И вот артисты Фрателлини опять в России, но уже в Советской России, где остался такой же замечательный зритель, но совершенно изменились условия работы артистов цирка.
«Кико, Пополь и Баба Фрателлини приветствуют читателей журнала «Советский цирк». Ленинград и Москва – это чу-дес-но!»
Журнал «Советский цирк» январь.1959