Новый номер на першах - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новый номер на першах

Новый номер на першахСледующий номер программы — эквилибристы на першах Французовы!..

На манеж выходят Виктор и Николай Французовы, Александра   Тихонова, Сергей Нестеров, Николай Калачев, Семен Зудилов.Они давно и хорошо знакомы зрителям.Эквилибристов на першах у нас немало. Но в их рядах коллектив, возглавляемый Виктором Французовым, занимает особое место.

Французовы — смелые нарушители традиций.

Раньше в подобном номере все и в буквальном и в переносном смысле держалось на одном нижнем, который был «сольной основой». Теперь в номере у Французовых появилось два нижних, утвердилось принципиально новое начало — «коллективная основа». Открылись широкие творческие горизонты, а сама работа стала живее, интереснее. Замена мед-ленных входов на перш с плеч, что тормозило работу, быстрыми входами на перши с «фуса» дала возможность показать темповую работу.

 

Она строится на двух нижних — это главное. Создается возможность перехода на интересную одновременную работу сразу на двух першах. Стремясь сделать свой обновленный в самой основе номер интереснее и художественно выразительнее, Виктор Французов придумал и освоил в своем коллективе ряд разнообразных, в большинстве своем оригинальных трюков. Таким, например, является очень сложный и необыкновенно красивый трюк, носящий название «арка», когда на перше, стоящем на плече у Николая Французова, сначала работают два верхних — Нестеров и Калачев, а потом Калачев переходит от Нестерова через боген в стойку на руках на колени к Зудилову, являющемуся верхним на перше, стоящем на плече у Виктора Французова.

Нельзя умолчать и о рекордном, исполняемом только Французовымн крайне трудном трюке — двойном балансе, когда на лобовом перше у Виктора Французова стоит Николай, который держит тоже лобовой перш, где верхним работает Калачев.

Замечательные, необыкновенные трюки!

Однако наличие двух нижних привело к тому, что при таком очень интересном оригинальном и выразительном «дуэте» характер построения баланса на них и работа верхних в отдельных моментах повторяла композицию — возник элемент «зеркальной работы».

Избегая в трюковой работе дублирования двумя полу-группами исполнителей одного и того же, предупреждая возможный упрек в том, что на манеже одновременно выступают два одинаковых номера, Виктор Французов, как правило, допускает «зеркальность» только тогда, когда работа тут же переходит из одинаковой в разную, завершается «асимметричностью». В этом проявился хороший художественный вкус создателя и ведущего исполнителя, почувствовавшего единство в симметрии и в асимметрии, основанной на принципе контраста.

Номер Французовых отлично смотрится, хорошо принимается и очень высоко оценивается как зрителями, так и прессой. Казалось, все в порядке.

Но беспокойный в своих творческих исканиях нового и настойчивый в их осуществлении, Виктор Французов решил пойти дальше в развитии жанра.

— Признаться, мы длительное время зажимали «зеркальность», — говорит руководитель номера Виктор Игнатьевич Французов, — даже боролись с ней, как с некоторым злом. А потом рискнули превратить зло в добро. Выпустить, если так можно сказать, этого «зверя» на волю, по-ставить на пользу делу. Насколько это удалось, судите по новому номеру.

Новый номер на першах подготовлен артистами Французовыми в честь XXII съезда КПСС и освоен намного раньше намеченного срока.

И вот перед нами совершенно новый номер.

На дальних от главного входа углах ковра становятся: слева Тихонова, а справа Нестеров. У каждого на плече перш высотой в три метра. На сред-ний план, ближе к центру, подходят слева Николай, а справа Виктор Французовы. Они почти одновременно принимают подбегающих к ним по диагонали Калачева и Зудилова, затем тут же с «фуса» бросают их  через себя так, что Калачев, подкинутый Виктором, приходит к першу, стоящему   на плече   у Нестерова, а Зудилов, подброшенный Николаем, — к першу у Тихоновой.

Все это легко и просто на первый взгляд, а сколько здесь надо расчета, умения, слаженности!

Затем Калачев и Зудилов делают на верхушках першей пять-шесть разных стоек на руках, в точности и одновременно повторяя друг друга — идет «зеркальная работа». В заключение оба верхних переходят в стойки на голове.

Держа в таком положении Зудилова, артистка Тихонова подходит к середине ближнего края ковра и поворачивается лицом к центру манежа, а Нестеров с Калачевым на перше отходит несколько от угла. Николай Французов становится между Нестеровым и Тихоновой, ближе к первому, а Виктор Французов заходит за Тихонову, ближе к ней.

По команде «Ап!» нижние — сначала Тихонова, а затем Нестеров — перебрасывают перши с находящимися на них в стойках на голове Зудиловым и Калачевым со своих плеч на плечи Виктора и Николая Французовых.

Сила, точность, высокое чувство баланса. Замечательно!

Затем верхний Зудилов спрыгивает с перша, который Виктор отдает униформисту.

Переброска першей с партнерами продолжается. Перш с Калачевым наверху переброшен Николаем Французовым к Тихоновой, а от нее — к Виктору Французову. В это же время Калачев переходит уже в стойку на руках, а все свободные партнеры выстраиваются по диагонали от левого ближнего к правому дальнему углу ковра. Виктор, держа на перше Калачева, ловко пробегает между ними «змейкой».

Красиво и впечатляюще!

Как только пробежка закончена, верхний спрыгивает с перша.

Первая, очень интересная по построению и богатая трюками коллективная комбинация закончена.

За ней следует простой с виду, но сложный по трудности исполнения сольный трюк. Виктор держит на лбу трехметровый перш с Зудиловым, находящимся наверху в стойке на одной руке. Затем Французов делает пируэт на месте. При этом шест остается в первоначальном положении, словно застывший на нем Зудилов закреплен в воздухе намертво. Второй пируэт нижнего и такая же мертвая стойка верхнего.

Третий пируэт.

Четвертый!

Невольно аплодируешь такому высокому мастерству.

Закончив исполнение предыдущего трюка, Виктор Французов берет четырехметровый перш на руку с упором в плечо и балансирует его уже с двумя партнерами наверху. Зудилов выходит в стойку на голове, а на его ногах делает стойку на руках Калачев. Все это исполняется плавно, красиво и хорошо фиксируется.

Отличная работа!

Снова рукоплещут присутствующие на репетиции. Французовы переходят к финальному трюку, являющемуся сложной комбинацией трюков и интересным сочетанием нескольких жанров.

Виктор Французов держит на лбу трехметровый шест, на верхушке которого свободно стоит на руле Калачев (перши). Балансируя верхнего, нижний поднимается по лестнице вверх (переходная лестница), однако и сама лестница не стоит на манеже или на пьедестале, а поднимается на тросах под купол цирка (это уже явно воздушная гимнастика). Став ногами на самую верхнюю ступеньку, нижний берется руками за два кольца, приделанные к удлиненным боковинам лестницы. Затем он ногами отжимает замки, связывающие лестницу с кольцами. Лестница обрывается и падает на манеж. Повиснув на руках (кольца), нижний балансирует на лбу шест с верхним на конце и фиксирует это положение.

Надо прямо сказать, что на репетициях это было самое уязвимое место во всем номере, самый трудный во всех отношениях момент.

Звучит негромкая команда Виктора: «Алле!» — и артистов опускают вниз на манеж.

Новый номер на першах закончен.

Сделан шаг вперед в обогащении основного жанра элементами других. Если раньше в работе с шестами эквилибр сочетался с акробатикой (стойки) и гимнастикой (флажки, бланши и др.), то теперь к этому впервые добавлены такие новые элементы, как переходная лестница и кольца, и силовое жонглирование у нижних (перекидка першами с находящимися на них верхними).

Это показывает, что система «не один нижний» таит богатые возможности, поскольку нижних может быть не только два, но и три, четыре... Открываются широкие горизонты для композиционного творчества.

Задумавшись над расширением диапазона жанра, артисты, руководимые Виктором Французовым, отказываются от гигантомании, от стремления перещеголять других длиной першей, чем, к сожалению, грешат некоторые, оставляя подчас при этом в стороне совершенствование трюковой работы и улучшение композиции. Сохранив перши средних размеров, артисты Французовы показали, как много еще неизведанного, не открытого таят они для создания новых, пусть очень трудных для исполнения, зато интересных, сложных, а главное, красивых и необыкновенных в своей неожиданности трюков.

Л. ПРОКОПЕНКО

Журнал ”Советский цирк” октябрь 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования