Три шага ансамбля Эдиты Пьехи

Девушка из деревни Юрьино шлет письмо в Ленинград Эдите Станиславовне Пьехе. Она благодарит любимую артистку и коллектив ансамбля «Дружба» за песни, которые слушала по радио и с экрана телевизора.
Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба»
Девушка пишет, что все ее одноклассники решили после окончания школы поехать в тайгу, построить город и назвать его «Песня», а центральной улице дать имя Эдиты Пьехи. «Приезжайте в наш город, — зовет девушка, — мы преподнесем вам таежные цветы». Пусть наивна эта светлая мечта. Главное, что ее пробудили у молодежи простые и проникновенные мелодии хорошей доброй песни. И эта романтика обязательно воплотится в других юношеских порывах.
Ансамбль «Дружба» молод. Он существует всего 10 лет, но за эти годы прошел не одну стадию естественного развития: детство, юность и вступил в зрелость. Детство ансамбля продолжалось три года, когда коллектив не был еще профессиональным. Александр Броневицкий — выпускник композиторского отделения Ленинградской консерватории задумал создать вокально-инструментальный ансамбль студентов. Солисткой стала польская студентка философского факультета Ленинградского университета Эдита Пьеха. У новаторов не было опыта — ансамбль такого типа создавался в стране впервые. Но зато были молодость, талант и любовь к песне, эстрадные возможности которой они считали раскрытыми не до конца. Руководитель ансамбля попытался дать широко известным песням оригинальное толкование и звучание. Большинство их было заново гармонизовано, одно- и двухголосное музыкальное оформление заменено многоцветной полифонией.
Новые возможности открыло сочетание женского и восьми аккомпанирующих мужских голосов. Благодаря этому многие «запетые» песни вдруг прозвучали необычно. Но ансамбль «Дружба-1» еще не был лишен недостатков. Очень своеобразный, низкий и глуховатый голос солистки звучал несколько однотонно, в одном регистре. Ансамбль не обладал сценическим мастерством. Однако все окупалось свежестью каждой исполненной песни. И на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве Ленинградский ансамбль «Дружба» получил золотую медаль. С этого времени начался «юношеский» период его жизни. Самодеятельные вокалисты, закончив консерваторию, разъехались работать по специальности. Вместо них Броневицкий пригласил новых певцов, готовя их уже к профессиональным выступлениям. Так возник второй состав ансамбля — «Дружба-2».
Теперь в ансамбле появилось уже два певца, имеющих вокальное образование. Ярко одаренная от природы Пьеха неустанными занятиями добилась того, что голос ее стал более гибким, с «просветленным» звучанием, нюансировка — тоньше. В ансамбле начали проводиться первые опыты по «театрализации» песен. Броневицкий овладел новой специальностью — режиссурой. Руководитель ансамбля стремился к всестороннему раскрытию эмоционального содержания песни, добиваясь, чтобы художественный образ, выраженный в музыке и словах, обогащался изобразительными средствами. Подлинное завершение эти эксперименты получили уже в третьем составе ансамбля — «Дружба-3». Сформировался он в марте прошлого года. Ансамбль «Дружба-3» подлинно интернационален. Его интернационализм выражает все лучшее, что есть в песенном творчестве народов. «Дружба-3» —это творческий коллектив, состоящий из вокалистов разных национальностей, который содержанием и исполнением песен пропагандирует идею дружбы народов.
Таков первый вывод из последней программы ансамбля. Первый, но не единственный. «Дружба» поет о молодости, о солидарности людей, об их высоком созидательном порыве. «Дружба» — ансамбль романтиков. Все, что волнует и влечет советскую молодежь — дальние дороги, освоение новых земель, покорение космоса, — все эти темы не формально отражены в репертуаре ансамбля, а составляют его гражданский пафос, живую творческую душу. Такие песни, как «Непоседы», «Голубые города», «Я поднимаю паруса», «Песня друзей», «Дублеры», «Я шагаю по Москве», и в особенности проникнутая высокой поэзией труда песня А. Пахмутовой «ЛЭП-500», звучат в исполнении ансамбля великолепно.
Солистка ансамбля Эдита Пьеха
В емкое слово «Дружба» ансамбль под руководством Броневицкого вкладывает помимо понятия интернационализма и человеческой солидарности еще один весьма существенный смысл. «Дружба» представляет собой творческий коллектив, стремящийся к дружескому единению всех искусств — слова, музыки, света, цвета и сценического действия. Это настоящий «Театр песни», где песня не просто поется, а исполняется и разыгрывается с применением всех возможных средств художественного воздействия на зрителей. В области «театрализации» песни коллектив ансамбля достиг уже очень многого. Все вокалисты ансамбля не только превосходные певцы, но и талантливые актеры, живущие в песне, в ее настроении, в ее ритме. Где нужно, они дополняют музыкальный рисунок рисунком пластическим, скупой, но выразительной мизансценой помогают раскрыть музыкальное и словесное содержание песни, ритмическим движением подчеркивают ее музыкальный облик.
Ансамбль выступает на фоне протянутого по ширине сцены полотнища чуть выше человеческого роста. Это нехитрое оформление. Но как оно позволяет варьировать эффекты! Вот начинается первая песня — «Непоседы», и по экрану, до того спокойному и нейтрально-белому, проходит рябь тонких фиолетовых складок, по которым непрерывно скользят световые блики. Создается полная иллюзия то падающего хлопьями снега, то льющегося потоками дождя. А в «Песне друзей» экран переливается широкими зелеными волнами, будто от порывистого ветра колышется тайга. В лирической песне «Облака» экран оказывается над головой певицы, и, когда она поет, вверху медленно проплывают легкие, как дым, облака. В большинстве номеров элементы театрализации вводятся очень тонко и осторожно, помогая раскрыть музыкальный образ, но не подменяя его. И, как правило, именно там, где мизансцена скупа и лаконична, она наиболее эмоциональна. Глубоко врезаются в память силуэты людей, тянущих через тайгу провод «ЛЭП-500», не менее выразительны непрерывное движение пешеходов в песне «Я шагаю по Москве» и статическая скульптурность поющего трио в проникновенной песне неизвестного американского композитора «Город детства».
И тем досаднее, когда элемент театрализации начинает переходить магическое «чуть-чуть», обнажая грубость приема или натурализм. Например, пробег полуголых парней в веселой песне Броневицкого «Невские моржи». Само слово «ансамбль» подразумевает понятие коллектива. И действительно, ансамбль «Дружба-3» — это спаянный коллектив, где каждый артист при всей своей индивидуальности (как тут не вспомнить Мирослава Фикташа, Богдана Вивчаровского, Тойво Соостера и Анатолия Королева!) действует в тесном контакте с партнерами, каждый дополняет и оттеняет другого. В этом ансамбле нет даже конферансье, ведущего программу. Да в общем-то он и не нужен тут для «поддержки» артиста, выступающего в коллективе. К этому выводу приходишь, когда смотришь включенные в программу «для разнообразия» самостоятельные номера. Если мимические этюды Бориса Агешина сродни пантомимным мизансценам песен и удачно включаются в некоторые вокальные номера («Рыба-кит» и другие), то танцевальная пара выглядит в программе инородным телом. Молдавский танец — обыкновенный, довольно посредственный концертный номер, механически втиснутый в спектакль.
Итак, ансамбль «Дружба-3» — единый творческий коллектив. Но есть у него и «лидеры».
Солистка ансамбля Эдита Пьеха — певица «не для всех». У нее есть свои горячие приверженцы и непримиримые антагонисты. И это не удивительно. Пьеха — певица специфически эстрадная. А эстрадное пение уже само по себе вызывает подчас усмешку у ревнителей классического вокала. Но сказать о Пьехе только, что она эстрадная певица, — значит сказать очень мало. Она «микрофонная певица», как пренебрежительно иногда говорят о вокалистах этого типа. Да, Пьеха, как и все солисты ансамбля, поет в микрофон, смело используя возможности техники. Плохо ли это? В классическом пении было бы плохо. В современном эстрадном пении, когда радио и телевидение прочно вошли в быт, было бы неразумно пренебрегать техникой. Голос Пьехи достаточно силен, чтобы звучать и без микрофона. Но голос у нее своеобразен, как и манера пения. Певица не просто поет, она задушевно беседует со слушателями, рассказывает им о самых глубоких и интимных переживаниях. При такой манере важнее не широкая распевная кантилена, а полутона, иногда шепот или переход почти в мелодекламацию. Микрофон как бы приближает певицу к слушателю, избавляет ее от необходимости форсировать звук, доносит до последнего ряда тончайшие нюансы, интонации, мгновенную смену «настроения». Микрофон предоставляет и еще одну возможность: помогает в процессе пения менять звуковые планы и тембры, что обогащает творческую палитру.
Вторая особенность Пьехи — она певица лирическая. И индивидуальность ее манеры исполнения не в том, что ей доступна сфера интимных, глубоко личных переживаний человека, а в том, что каждую из песен она поет не столько от лица сценического персонажа, сколько от самой себя — певицы и женщины. Это, может быть, несколько сужает репертуарные возможности Пьехи, зато придает ее пению удивительную душевность, проникновенность, а порой сильный и искренний драматизм. И, наконец, третья особенность Пьехи — она певица-артистка. Ее мимика выразительна, в глазах ее и в улыбке отражаются и печаль, и радость, и лукавый смех. Певица подвижна, микрофон не связывает ее, но воспринимается в ее руках как нечто совершенно естественное, не мешающее, а способствующее созданию художественного образа.
Все эти особенности артистки, придающие неповторимую индивидуальность ее таланту, не только принесли ей успех и популярность у советских зрителей, но и полное признание больших знатоков эстрадного пения за рубежом и, в частности, слушателей, которым удалось попасть в прославленный французский зал «Олимпия», где в этом году в составе Московского мюзик-холла Пьеха выступила в 47 концертах. Если нельзя себе представить ансамбль «Дружба-3» без Эдиты Пьехи, то еще труднее вообразить его без Александра Броневицкого — его основателя и бессменного, во всех составах, музыкального руководителя, режиссера и композитора. Все, что уже говорилось об истории ансамбля, об его музыкальных и сценических достоинствах, — это рассказ и о Броневицком, и, может быть, больше всего о нем. Поэтому остается только добавить несколько слов о композиторском таланте руководителя «Дружбы».
Ансамбль «Дружба»
В первых двух составах ансамбля Александр Броневицкий выступал главным образом как аранжировщик. Надо сказать, что делал он это в высшей степени талантливо — даже широко известные песни начинали звучать свежо, приобретали новую эмоциональную выразительность. Аранжируя народные песни, Броневицкий бережно сохранял их национальный колорит, в то же время придавая им современное звучание. В «Дружбе-3» Броневицкий выступил уже как самостоятельный композитор. В последней программе ему принадлежат песни: «Невские моржи», «Облака», «Мама». В первой из этих песен Броневицкий показал себя композитором, склонным к острым ритмам, музыке жизнерадостной и бодрой. Во второй и третьей — проявился его мелодический дар, способность к музыкальной передаче драматических переживаний. Но главное достоинство всех песен Броневицкого — это точное раскрытие исполнительских возможностей всего ансамбля и певца, которому предназначается сольная партия в той или иной песне.
В напутствие хочется пожелать ансамблю, чтобы его друзьями стали новые композиторы и поэты. Уже сейчас видно, какой хороший вклад внесли в последнюю программу композитор Александра Пахмутова и поэт Роберт Рождественский. Такие творческие связи надо закрепить, надо расширять авторский актив ансамбля. Наконец, следует сказать, что имя ансамбля «Дружба» имеет еще один идейный смысл, Это большая дружба творческого коллектива со своими зрителями. За 10 лет существования ансамбль немало поездил и по Советскому Союзу и за рубежом. И всюду у него появлялись новые друзья и почитатели. Александру Броневицкому и Эдите Пьехе почта каждый день приносит письма зрителей. Концерты ансамбля проходят с аншлагом, билеты раскупаются за месяц вперед. Песни, исполненные ансамблем «Дружба», тут же подхватываются и распеваются молодежью. Это настоящее признание и большая честь для артистов. Это и наказ: хранить дружбу со зрителем, не почить на лаврах, быть всегда в пути!
А. КЛИНЧИН
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий