А. П. Фальковский. В поисках выразительности
В начале приведем разговор, подслушанный в фойе цирка. Речь шла о представлении «Бахчисарайская легенда».
А. П. Фальковский
— Помните в сцене у дворца? — говорил один.
— Помню дворец, ограда, — отозвался уверенно собеседник.
Припомним и мы, что представляет собой оформление этой сцены? Ажурные ворота, две вазы по бокам на колоннах. И все. Этими немногими изобразительными средствами художник смог передать эпоху, место действия, оно разворачивалось перед дворцом богатого польского магната. Лаконичное и выразительное оформление пантомимы «Бахчисарайская легенда» получило высокую оценку на смотре новых цирковых номеров. Это результат долгой и вдумчивой работы Александра Павловича Фальковского.
В 1948 году театральный художник А. П. Фальковский познакомился с красочным, своеобразным искусством цирка и с тех пор щедро отдает ему свои творческие силы. Художник раскрыл существо циркового зрелища, его романтическую приподнятость. На манеже демонстрируются лучшие человеческие качества в их наивысшем проявлении: сила — фантастическая, богатырская; ловкость — необычно виртуозная; смелость, граничащая с абсолютной неустрашимостью; юмор рождает взрывы хохота. На манеже могучий царь зверей послушен жесту укротительницы, гимнасты, кажется, преодолели земное притяжение и легко совершают полеты под куполом. И, конечно же, краски художника должны быть яркие, необычно выразительные, создающие приподнятое настроение. И в то же время на манеже не установишь громоздкие декорации. Зритель, окружающий арену, должен чувствовать себя как бы участником действия. Ковер, костюмы, реквизит — вот, пожалуй, все, через что художник должен передать зрителям изобразительный образ номера или представления. А. Фальковский делает это мастерски. Он создает оригинальный художественный образ. Можно вспомнить одну из первых его работ в цирке — оформление клоунады «Вокруг света». На манеже должен был появиться корабль. Но какой корабль может быть у клоуна? Да конечно же, смешной, раскрывающий характер реприз, как бы созданный самими клоунами, Труба у него — самоварная, мачтой служит швабра, парус—тельняшка. А море — огромное полотнище с отверстиями, куда бы могли нырять участники клоунады.
Совсем иного решения потребовало от Фальковского офоомление аттракциона народного артиста РСФСР В. Дурова. Не раз художник брался за эту ответственную работу. В одном случае он решил отразить связь веселого представления дрессировщика с народными традициями цирковых зрелищ. А. Фальковский при создании реквизита использовал мотивы своеобразной росписи хохломских мастеров. На манеже заиграли яркие народные узоры, в них вплетались цветы, ягоды, листья, птицы. Это обращение к народному творчеству характерно для художника. Он плодотворно черпает из него образы, краски, линии рисунка. Тонкое изобразительное своеобразие старинных тарелей XVII века, их ясные чистые краски, плавные изящные линии рисунка послужили для создания ковра и костюмов парада при оформлении гастрольной поездки наших артистов в США.

ЭСКИЗЫ КЛОУНСКИХ КОСТЮМОВ для А. Глущенко, А. Векшина, П. Клементьева, В. Масловского и Б. Романова
На счету у Александра Павловича много оформительских работ самого различного характера. Оформление номера дрессировщиков шимпанзе Ивановых, большого музыкального аттракциона Качуринера, аттракциона А. Сокола. Каждая работа решалась в своем ключе. Больше, чем где бы то ни было, в цирке костюм служит раскрытию образа. Костюмы, созданные Фальковским, помогают зрителю увидеть характерное в персонаже. Это результаты кропотливой работы, долгих поисков.
Эскизы оформления панюмимы «Знак на скале»
Казалось бы, в костюме Юрия Никулина ничего необычного зрители не увидели: полосатые брюки, кургузый пиджачок, но в ином виде они себе и не представляют талантливого артиста на манеже. Никто из них не догадывается, сколько было создано вариантов этих брюк и пиджаков, прежде чем и артист и художник были удовлетворены. В основе любого циркового номера лежит трюк. А. Фальковский справедливо считает, что трюк должен присутствовать и в художественном оформлении. Оно должно содержать действенный, запоминающийся зрителям эффект, трансформацию в костюме, в реквизите, наконец, в ковре и т. п.
Яркие лучи цветов солнечного спектра разбегаются от центра манежа к зрителям. В одно мгновение эти красочные полосы становятся знаменами в руках артистов. Такой ковер был изготовлен по эскизам Фальковского для гастролей советских артистов в Индии. В другой программе ковер превращается в огромную декоративную юбку Олега Попова, а сарафаны девушек в одно мгновение трансформируются в легкие цирковые костюмы гимнасток.
Эскиз к пантомиме "Бахчисарайская легенда»
Наиболее сложная область работы Александра Павловича — оформление цирковых спектаклей. Вслед за первой клоунской пантомимой «Вокруг света» им была оформлена в 1952 году пантомима «На Дону», посвященная жизни конного завода. Позднее Фальковский оформил «Пароход идет «Анюта». Этот цирковой спектакль за несколько лет просмотрели жители многих городов страны. И, наконец, одна из последних работ художника — пантомима «Бахчисарайская легенда». В этих работах перед ним стояла задача создать цельный образ циркового спектакля. Требовалось передать место и время событий, атмосферу и общую настроенность спектакля. Но нельзя было забывать о главном — об артисте. Оформление должно помогать артистам различного жанра, дать им возможность раскрыть свое мастерство.
А. Фальковский добивается, чтобы выразительна была каждая деталь оформления, чтобы все служило основной идее. Когда знакомишься с работами художника, вспоминается чеховское высказывание: «Словам тесно, а мыслям просторно». Перефразируя это требование большого писателя к прозе, можно сказать, что «изобразительным средствам тесно, а мыслям художника просторно». Работает Александр Павлович напряженно. Нельзя забывать, что оформление номера не ограничивается лишь созданием эскизов. Надо собрать материал. Кроме того, художнику приходится откладывать карандаши и краски, чтобы встретиться с артистами, побывать у них на репетициях, даже если они происходят на манеже цирка в далеком городе. Эскизы готовы, теперь путь художника лежит в производственные мастерские. Здесь он подбирает материалы, определяет возможности новых синтетических материалов, которые дает нам химия. Наконец, осуществляет контроль за тем, как выполняется заказ.
Оформление манежа для клоунского обозрения «Лечение смехом» с участием О. Попова
А. Фальковский — член Художественного совета Союзгосцирка, есть у него большие общественные обязанности. День у Александра Павловича заполнен до предела, но о своей работе, о месте художника в цирке он говорит обстоятельно, увлеченно, чувствуется, что это является главным в жизни. Фальковский познакомил нас со своими новыми работами. Одна из них — оформление пантомимы «Знак на скале», которую готовит азербайджанский коллектив. События в ней занимают большой отрезок времени: это годы до Великого Октября и наши дни. Совершенно разные эпохи, но художник ищет единое стилевое решение спектакля, тактично использует он народное творчество Азербайджана. Он участвует в подготовке новых произведений циркового искусства к смотру, посвященному пятидесятилетию Советской власти. Самое значительное и увлекательное сейчас, — говорит художник, — работа с Олегом Поповым над оформлением клоунского обозрения, которое готовит Московский цирк».
Манеж превратится в поликлинику, где «доктор» — Олег Попов лечит смехом моральные уродства. Художнику предстоит создать на манеже обстановку необычной поликлиники. Машина «Скорой помощи» для тех, кому требуется лечение смехом, конечно, должна быть своеобразной. По ходу действия необходима сложная кибернетическая машина для... измерения температуры. В погоне за модой (кибернетику в быт!) кое-кто ею решил заменить «примитивный» термометр. Как же должна выглядеть машина-карикатура? Художник должен не отстать от фантазии известного клоуна, авторов спектакля, режиссера; более того — внести что-то свое, творчески обогатить спектакль. Теперь никто не возражает, что в советском цирке художник — полноправный создатель представления наравне с автором текстов, режиссером и композитором.
Знакомясь с работами А. Фальковского, его устремлениями, убеждаешься: чем труднее задачи, тем с большим увлечением он берется за ее разрешение. Это качество настоящего художника.
С. СЕРГЕЕВА
Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.
оставить комментарий