Книга о замечательном артисте А. Закушняк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Книга о замечательном артисте А. Закушняк

А. ЗакушнякВыпущенная издательством «Искус­ство» книга А. Закушняк «Вечера рассказа» представляет читателю творче­скую личность, по существу, oткрывшую целое направление в жанре художе­ственного слова. Из современников A. За­кушняка в настоящее время более из­вестны имена B. Хенкина и B. Яхонтова.

Творчество A. Закушняка началось c камерных «Вечеров интимного рассказа», продолжилось после Октябрьской рево­люции в «Вечерах рассказа» и постепенно шло к форме литературного концерта, который должен был вобрать в себя все лучшее из того, что артист достиг за деся­тилетия творческой работы. Болезнь пре­рвала его артистическую биографию. И произошло это как раз тогда, когда «Вечера рассказа» и их исполнитель были все­народно признаны, став заметным явлени­ем в советском искусстве.

Через десять лет после смерти артиста вышла книга, в которой был опубликован богатый материал, раскрывающий творческую лабораторию A. За­кушняка, его принципы подхода к интер­претации на эстраде произведений отече­ственной и зарубежной литературы. Чуть позже составитель настоящего издания C. Дрейден задумал книгу o замечатель­ном артисте, много и плодотворно работал c его архивом. K сожалению, часть этого архива, включающая переписку и дневни­ковые записи, к настоящему времени 6есследно пропала, но и то, что сохра­нилось, оказалось содержательным материaлом. B тщательно подготовленную и подробно прокомментированную книгу вошли размышления A. Закушняка o своем пути, переписка c O. Нарбековой, женой и другом артиста. Здесь и его творче­ские плaны, и впечатления от участия в первой мировой войне, и воспомина­ния o гaстрольных выстyплениях в Совет­ское время. Эпистолярное наследие, опубликованное тактично, c уважением к его памяти, дополнено воспоминаниями тех, кто видел A. Закушняка нa сцене, встречался c ним в жизни. Свидетельства эти органично дополняют автобиографи­ческое повествование и теоретические статьи артиста.

Творчество большого мастера эстрады, отразившееся в этой книге, актуально и сегодня. B последние годы резко повысился интерес к слову, звучащему c эстрады. По-прежнему радуют суежестью своего таланта исполнители старшего поколения, например, Дмитрий раннее и Натан Эфрос..  На афишах все чаще появляются новые имена ис­полнителей литературных произведений. Они продолжают то, что было начато в этом жанре A. Закушияком в первыe десятилетия нашего века.

B его репертуаре звучали «Дом с Ме­зонином» и другие рассказы Чехова, «Пышкa» Мопассана и «Восстание анге­лов» Франса, «Тарас буль6аи Гоголя и «Египетские ночи» Пушкина, произведения Достоевского, Толстого, Твена и Шолом­-Алейхема. Но главное не количества ис­полненных A. Закушняком произведений, a масштабы его творчества, особенности его дарования, сделавшиe его зачинате­лем того жанра, который артист скром­но назвал «Вечерами рассказа».

A. Закушняк, много игравший в теат­ре, дважды порывал со сценой, чтобы полностью посвятить себя тому, что давно привлекало. Работа в театре не удов­летворяла артиста, его звало к себе мощно и влaстно другое призвание — чтение c эстрады. И до A. Закушняка существовала традиция исполнения произведе­ний художественной литературы, но чаще всего такое эстрадное толкование ограничивалось откровенной театрализацией действия, сводилось лиши к мастерству перевоплощения артиста, когда сама про­изведение становилось некоторым фоном, отступая на второй план. Новаторство A. Закушняка было как раз в том, что он не сосредоточивался на сюжетнаьх перипе­тиях показываемых зрителю произведе­ний, не ограничивался привлечением толь­ко бытового материала, a старался отте­нить литературные достоинства произве­дения, особенности писательского миро­воззрения, подчеркнуть манеру авторско­го письме, ритм повествования.

B приведенной C. Дрейдемом лаконич­ной статье «Молодым рассказчикам» A. Закушняк тезиснo излагает свой чтецкий опыт, собранный по крупицам. Все, с чем пришлось сталкиваться артисту на протяжении десятилетий работы, вы­рaжено в этих замечаниях убедительно и eмкo. Это же можно сказать и обо всей книге — она дает серьезное и значи­тельное представление о творчестве A. Закушняка, об увлеченном, преданном своему делу художнике. С мыслями o «Вечерах рассказа» он не расставался да­же на фронте. Он был верен своему при­званию, несмотря на все сложности и пре­пятствия.

И до появления этой книги C. Дрей­ден неоднократно выступал в благород­ной и ответственной роли пропагандиста искусства. Кстати, в этом году ему испол­нилось восемьдесят лет. Следует назвать такие его работы, как сборник «Ленин и искусство», книги «Ленин слушает Бетхо­вена», «B зрительном зале — Владимир Ильич», «Музыка революции». K книгам, где разработана ленинская тема, органич­но примыкают издания, воссоздающие творческий путь корифеев советского ис­кусства — «Е. П. Корчагина — Остров­ская. Страницы жизни», «Илларион Николаевич Певцов. Литературно-театральное наследство», a также книги о Николае Чер­касове, o русской революционной сатире. Естественно в этом ряду работ талантли­вого искусствоведа, последовательного исследователя достижений Отечественной культуры появление сборника о Закушняке. Стоит заметить, что книга эта задумы­валась составителем еще в сороковые го­ды. C тех пор прошло более четырех деся­тилетий, но тем не менее новая работа C. Дрейдена — очень своевременная, она восполняет досадный пробел в исто­риографии отечественной культуры.

 

ИЛЬЯ АВЕЛЬ

Журнал Советская эстрада и цирк. Июнь1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100