А где же эксцентрика
Во многие цирковые программы включаются музыкальные номера. Как правило, в афишах они именуются — «музыкальные эксцентрики».
Музыкальные эксцентрики Бирюковы
Напрашивается вопрос, всегда ли название номера соответствует его содержанию? Думается, что не всегда и даже, больше того, редко... Возьмем к примеру номер артистов Морозовских. Что в этом номере эксцентрического в прямом смысле этого слова? Пожалуй, за малым исключением, ничего. И вот почему. Суть музыкального циркового номера, мне кажется, в эксцентрическом поведении артистов, во множестве забавных и неожиданных трюков и, уж конечно, в оригинальных, необычных инструментах, которые внешне совсем не похожи на инструменты. Например: звучащий стул или ваза, скрытые колокольчики и ксилофоны в любых предметах и т. д.
В номере А. Аскерова и Д. Шварцман (режиссер А. Ольшанский) много интересных творческих находок
В номере же Морозовских используются в основном музыкальные инструменты обычного плана: саксофоны, ксилофоны и аккордеоны. Поведение артистов явно не эксцентрическое. Заслуживает внимания только один момент — это когда артисты отлично пользуются оригинальными бубенцами. Напрашивается такой вывод: раз в номере не заложены основы музыкальной эксцентрики, его нельзя называть музыкально-эксцентрическим — это просто музыкальный номер.
Более двадцати музыкальных инструментов в добротном номере Бирюковых, в том числе и электромагнитные. Есть в номере и буффонада, и пародии, но и здесь мало того, что, мне кажется, можно смело назвать музыкальной эксцентриадой, за исключением шутки с «горе-певцом» и финала, когда используются оригинальные инструменты. Недавно на манеже Свердловского цирка успешно работали артисты Макеевы. Этот номер располагает интересными находками. Запоминается «музыкальный водопад». «Водопад» отлично звучит, красиво оформлен и не похож ни на один из инструментов, ранее виденных. Эксперимент себя явно оправдал. Артисты мило и обаятельно танцуют, хорошо обыгрывают свои на все пуговицы звучащие костюмы, умело перевоплощаются в комические образы. К сожалению, все вышесказанное относится только ко второй половине номера Макеевых, а в первой части своего выступления они ничем не отличаются от любых артистов эстрады с уже порядком надоевшими саксофонами. Кстати, в свое время, когда саксофоны были редкостью, они могли рассматриваться как нечто новое и оригинальное, — сейчас уже не то.
Но кто все же сегодня больше других отвечает тем требованиям, которые должны предъявляться к музыкальным эксцентрикам? На мой взгляд — Герман Отливанник. Напомню его номер. На манеже в различных местах размещены на первый взгляд обыкновенные бытовые вещи. Но при последующем знакомстве мы видим, что все это остроумно изготовленные цирковые оригинальные инструменты.
После объявления номера из-за кулис показывается странная фигура. Как бы нехотя, не глядя, артист набрасывает цилиндр на вешалку — она звучит, открывает чемодан — он трюковый, галоши — тоже...
Людмила и Герман Отливанннк — превосходные музыкальные эксцентрики
Далее Отливанник виртуозно, при помощи необычных предметов для жонглирования извлекает звуки из скрытых ксилофонов, колокольчиков и прочих предметов в этом же плане. Номер имеет успех. Отливанник ни на кого сегодня не похож, а ведь, что греха таить, целый ряд номеров музыкального плана зрители путают. Они говорят, что фамилии разные, а содержание почти одно и то же. Доля правды в этом есть. Жаль, что Отливанник, при всей оригинальности, не создал образ современного эксцентрика — эксцентрика, который бы был ближе к нашим дням.
Кроме Отливанника можно назвать таких интересных и своеобразных артистов, как Тряпицын и Орлов, групповой номер братьев Ширман. Стоит вспомнить о корифеях музыкальной эксцентрики, таких, как Бим-Бом (Радунский и Станевский, Радунский и Вильтзак), братья Танти, семья Лавровых, Николай Тамарин. Талантливый артист Николай Тамарин в свое время сумел создать образ человека-оптимиста, весельчака и балагура. Появление Тамарина в роли «классического» скрипача многие зрители помнят и по сей день. До сих пор никто не умеет так свистеть, как это делал Н. Тамарин. Сценка со скрипкой у него вырастала в острую и выразительную музыкальную пантомиму. Рассыпающаяся скрипка вызывала дружный смех, ибо он ни на секунду не прекращал на ней играть даже тогда, когда от скрипки оставался только один гриф. Все поведение Тамарина было остроэксцентричным. Даже простые трубы были необычными. Он сам сконструировал соединение трех труб и достиг превосходного звучания каждого раструба отдельно и всех вместе после переключения соответствующих регистров. Быстрая смена масок, переключение с одного образа на другой, великолепная музыкальность делали Тамарина настоящим музыкальным эксцентриком.
Хорошую попытку создать современный музыкально-эксцентрический номер сделали артисты Феррони и Муратова. Они разыгрывали веселую сценку вселения в квартиру с соседями. Шумная соседка не впускала новых жильцов в дом. В ход шло все — от рыкающего пылесоса до огромного шкафа с музыкальными дверцами. Вся мебель «звучала» и давала возможность весело ее обыгрывать. Мысль сама по себе хорошая, но, к сожалению, перенасыщенность трюков и громоздкость бутафории утомляла зрителя, и задача номера получилась невыполненной.
У молодых артистов А. Бадова и Э. Колыхалова музыкальная эксцентрика сочетается с эквилибристикой
Хочется поспорить с некоторыми критиками. Они предъявляют, на мой взгляд, к цирковым музыкальным номерам неправильные требования. Так, например, Н. Барсуков писал: «В Горьковском цирке выступает сейчас музыкальный эксцентрик Карабанов. Он, к сожалению, почти не пользуется злободневными репризами. Его музыкальный репертуар ограничен по преимуществу мелодиями И. Дунаевского...
Положительная черта артиста состоит в том, что он не держится за старомодные «эксцентрические» «музыкальные» предметы, вроде пузырей, либо бутылок...» Итак, главная претензия Барсукова к Карабанову та, что он не пользуется злободневными репризами. С этим обвинением нельзя согласиться, эту задачу должны решать прежде всего коверные и буффонадные клоуны. Музыкальные эксцентрики, на наш взгляд, могут и не пользоваться словом. Что касается похвалы в адрес артиста, за то, что он не держится за «эксцентрические» «музыкальные» предметы, то я убежден, совсем неплохо, если музыкальный эксцентрик использует различные, пусть даже «старомодные», инструменты. Конечно, если он не механически перенес их к себе в номер, а в переосмысленном виде на современной основе. К этому добавлю, что некоторым так называемым «старомодным» инструментам нужно дать вторую жизнь. Что касается создания образов музыкальных эксцентриков, то здесь большое число самых разнообразных приемов.
К сожалению, до сих пор в жанре музыкальной эксцентрики многое забыто, не используются все возможности этого жанра; при желании, безусловно, можно найти и создать интересные инструменты. Можно и должно создавать яркие индивидуальные и запоминающиеся образы.
Эти задачи под силу решить ГУЦЭИ и артистам, уже работающим в этом популярном жанре.
Г. ЭНГЕЛЬ, артист Свердловской оперетты
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий