А где же результаты?
В первом номере журнала «Советская эстрада и цирк» за 1965 год меня порадовала статья «Всерьез о клоунах». В ней высказано много справедливых замечаний о современном состоянии комического жанра в цирке.
Однако я пока не вижу пользы от закончившейся дискуссии. Обычно спор приводит к какому-нибудь результату. После этой дискуссии мы, к сожалению, не замечаем никаких сдвигов: все предложения, сделанные авторами статей, остались только на страницах журнала. Нечто аналогичное произошло и с моей статьей «Где вы, бодрые задиры?» *. Я рекомендовал созвать совещание старых мастеров клоунады, чтобы вместе с ними подумать над тем, как решить все наболевшие вопросы. Напрасно я ждал ответа на страницах журнала от тех, кто искренне заинтересован в улучшении нашей клоунады, а не только пишет о ее застое, Удивляет некое дипломатическое молчание. За это время успели умереть такие большие клоуны, как М. Калядин (Мишель), Г. Мозель. Они унесли в могилу свои знания, которые могли бы передать молодым комикам. У нас в цирке осталось уже мало старых мастеров клоунады: Н. Антонов, В. Бартенев, С. Калошин. Не сегодня-завтра они уйдут на пенсию. А где же их замена? Государственное училище циркового и эстрадного искусства клоунов-буфф не выпускает. А ведь артисты этого жанра всегда украшали цирковую программу, без них не может быть цирка.
Невольно возникает вопрос, почему ГУЦЭИ готовит только хороших акробатов, гимнастов, эквилибристов, жонглеров и т. д. Отвечу — потому что с будущими артистами этих жанров занимаются педагоги — цирковые мастера-практики, которые сами проработали долгие годы на манеже. А кто преподает в училище клоунаду? Люди, которые никогда не были сами клоунами. Им не знакома наша «кухня». Поэтому педагогам ГУЦЭИ не под силу воспитать хороших клоунов-буфф и создать что-то новое. А ссылаться на то, что нет талантливых людей, которые смогли бы быть клоунами, неверно. В нашем цирке наметилась тенденция подменять в программах клоунов-буфф коверными. Видимо думают, что таким обрезом легче всего «решить» проблему буффонадной клоунады. Хороший коверный никогда не заменит белого клоуна. А белый клоун, в свою очередь, не может выступать в роли коверного. Эти артисты представляют на арене совершенно разные цирковые жанры. Нужно покончить с неверной практикой и серьезно подумать о путях развития нашей клоунады.
К сожалению, здоровье не позволяет мне заняться педагогической деятельностью. Но есть еще старые мастера, которые могут передать опыт молодежи и которые, как я, страстно желают, чтобы буффонадная клоунада не умерла в нашем цирке, а заняла достойное место в его программах.
РОЛАНД, заслуженный артист Латвийской ССР
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий