В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

А где же результаты?

В первом номере журнала «Со­ветская эстрада и цирк» за 1965 год меня порадовала статья «Всерьез о клоунах». В ней высказано много справедливых замечаний о современ­ном состоянии комического жанра в цирке.

Однако я пока не вижу пользы от закончившейся дискуссии. Обычно спор приводит к какому-нибудь ре­зультату. После этой дискуссии мы, к сожалению, не замечаем никаких сдвигов: все предложения, сделанные авторами статей, остались только на страницах журнала. Нечто аналогичное произошло и с моей статьей «Где вы, бодрые зади­ры?» *. Я рекомендовал созвать сове­щание старых мастеров клоунады, чтобы вместе с ними подумать над тем, как решить все наболевшие во­просы. Напрасно я ждал ответа на стра­ницах журнала от тех, кто искренне заинтересован в улучшении нашей клоунады, а не только пишет о ее застое, Удивляет некое дипломатиче­ское молчание. За это время успели умереть такие большие клоуны, как М. Калядин (Мишель), Г. Мозель. Они  унесли в могилу свои знания, кото­рые могли бы передать молодым комикам. У нас в цирке осталось уже мало старых мастеров клоунады: Н. Антонов, В. Бартенев, С. Калошин. Не сегодня-завтра они уйдут на пен­сию. А где же их замена? Государст­венное училище циркового и эстрад­ного искусства клоунов-буфф не вы­пускает. А ведь артисты этого жанра всегда украшали цирковую програм­му, без них не может быть цирка.

Невольно возникает вопрос, поче­му ГУЦЭИ готовит только хороших акробатов, гимнастов, эквилибристов, жонглеров и т. д. Отвечу — потому что с будущими артистами этих жан­ров занимаются педагоги — цирко­вые мастера-практики, которые сами проработали долгие годы на манеже. А кто преподает в училище клоуна­ду? Люди, которые никогда не были сами клоунами. Им не знакома наша «кухня». Поэтому педагогам ГУЦЭИ не под силу воспитать хороших клоу­нов-буфф и создать что-то новое. А ссылаться на то, что нет талантливых людей, которые смогли бы быть клоунами, неверно. В нашем цирке наметилась тен­денция подменять в программах клоунов-буфф коверными. Видимо думают, что таким обрезом легче всего «решить» проблему буффонад­ной  клоунады. Хороший коверный никогда не заменит белого клоуна. А белый клоун, в свою очередь, не может вы­ступать в роли коверного. Эти арти­сты представляют на арене совер­шенно разные цирковые жанры. Нужно покончить с неверной практи­кой и серьезно подумать о путях развития нашей клоунады.

К сожалению, здоровье не позво­ляет мне заняться педагогической деятельностью. Но есть еще старые мастера, которые могут передать опыт молодежи и которые, как я, страстно желают, чтобы буффонад­ная клоунада не умерла в нашем цирке, а заняла достойное место в его программах.
 

РОЛАНД, заслуженный артист Латвийской ССР

Журнал Советский цирк. Август 1965 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100