А у нас на елке Карандаш
Закутанная в тулуп контролерша, которая дежурит у входа на выставку, оживилась. Услыхав детские голоса, она высовывает из меха, озябший нос, оглядывает маленьких граждан, сосредоточенно несущих пакеты с подарками, и спрашивает:
— Ну как, ребята, понравилось?
Ребята отвечают коротко и ясно: — Очень!
Контролерша согласна: — Ну да, и представление хорошее, и подарки...
На фото: Карандаш на новогоднем представлении «У нас на елке Карандаш» на Выставке Достижений Народного Хозяйства 1962-63 гг..
Она вместе со своими внуками уже давно, в самом начале школьных каникул, побывала на детском празднике. Теперь мимо нее идут те, кто всего лишь несколько минут назад расстался с героями веселого новогоднего представления. А навстречу им — другие, у кого еще все впереди. Более 140 тысяч ребят были гостями артистов цирка, показавших на Выставке Достижений Народного Хозяйства представление «У нас на елке Карандаш». Сто сорок тысяч счастливых детских лиц видела за эти дни контролерша в тулупе. И, право же, ей было не так холодно. Атмосфера настоящего праздника подчинила себе всех тех, кто хотя бы чуть-чуть прикоснулся к нему. Улыбались суровые контролеры, шоферы микроавтобусов и микропоездов, развозивших ребят, посетители Выставки, которые пришли сюда по своим, «взрослым» делам. Все представления проходили при переполненном зале; смех, аплодисменты щедро вознаграждали его участников. Через несколько минут после начала малыши забывали, что они в зале одни, без родителей (взрослые ждали их в другом помещении). Более полутора часов продолжался спектакль, но непоседливые зрители легко выдерживали эту тяжелую для них «нагрузку».
Сюжет несложен. В этом несомненная заслуга авторов сценария В. Ардова и Е. Рябчукова, которые правильно учли весьма юный возраст публики. После короткого пионерского рапорта, к сожалению, не ставшего органической частью представления, начинает разворачиваться действие. К старту готовится ракета: «космонавты», в числе которых и Карандаш, летят во дворец Деда Мороза, чтобы пригласить его и Снегурочку на детский праздник на ВДНХ. Ракету им прислали Оля и Петя, пионеры из клуба «Умелые руки». Веселая компания после ряда приключений добирается до дворца Деда Мороза, и вместе с ним все возвращаются назад. Как видите, сюжетная канва весьма проста и традиционна. Сами по себе «ледяной дворец», клуб «Умелые руки» уже не вызывают удивления даже у самых маленьких зрителей. Весь этот новогодний реквизит в другом случае мог бы оказаться мертвым грузом, но этого не произошло.
На фото: Новогоднеее представление «У нас на елке Карандаш» на Выставке Достижений Народного Хозяйства 1962-63 гг.
Главными «виновниками» успеха несомненно являются актеры. Цирк щедро украсил елочное представление на ВДНХ множеством отличных номеров. Они умело вмонтированы в спектакль, и большинство из них смотрятся отнюдь не как вставные эпизоды. Уместнее говорить не о цирковой программе, которая идет на фоне елки, а о цельном спектакле со своими героями. Спектакль называется «У нас на елке Карандаш». Название не случайно. Набранное крупным шрифтом имя любимого и взрослыми и детьми артиста приковывает взгляды к афише, задолго до начала зритель ждет встречи с Карандашом. И вот на арену выходит он. В своем традиционном костюме, традиционной походкой, с постоянным спутником — Кляксой. Еще не сказано ни единого слова — в зале смех. Это не аванс на предстоящее выступление: смеются потому, что и просто ходить по манежу можно талантливо и смешно.
Карандаш — душа спектакля. Он как бы связывает воедино события, дает им нужный темп, окраску. Все его поступки вроде непосредственно не связаны с действием, но в то же время органично входят в него. И он достигает главного — заставляет три тысячи детей стать непосредственными участниками событий, включиться в ту веселую игру, которая происходит на арене. Первое знакомство. Карандаш потерял рукавичку. На одной руке есть красная рукавичка, а на другой нет. Ребята по собственному опыту знают, что такое потерять варежки. За такие вещи здорово влетает от взрослых. Актер так забавно, по-детски ищет свою варежку, что моментально забывается, что Карандашу вряд ли от кого-то попадет... Буквально весь зал включается в поиски. А красная рукавичка преспокойно торчит себе из кармана. Конечно, первый, кто ее увидал, не может сдержаться. По залу несется радостный вопль:
— В кармане! В кармане!
Карандаш не слышит. Он растерянно оглядывается, не понимая, почему так шумно. Зал неистовствует. А Карандаш все ищет, ищет. Наконец, в тот самый момент, когда «промедление смерти подобно», он находит свою красную рукавичку. Зал удовлетворенно затихает. Каждый считает, что именно он помог обнаружить пропажу. Первое знакомство становится первым шагом в дружбе между артистом и зрителями. Контакт устанавливается сразу без нудных нравоучений, без риторических вопросов. Нехитрое дело искать рукавичку? Попробуйте, поищите, да так, чтобы вместе с вами искали ее три тысячи ребят! Карандашу все время «не везет», но в конце концов в проигрыше останется кто угодно, только не он. Карандаш отлично ведет все представление. Но он не выделяет себя, не выпячивается на первый план. Наоборот, он всеми силами старается подчеркнуть как бы незначительность своих поступков. Рядом с ним легко работается и остальным артистам.
Клоуны К. Иванов и В. Гаврилов играют школьников. Всем своим видом и поведением они являют образцы типичных второгодников, с которыми происходят всяческие неприятности. Гога и Жора — два персонажа, вместе с Карандашом проходящие через весь спектакль. Это большое достижение для циркового представления, удача сценаристов, режиссера Е. Рябчукова и обоих актеров. Клоуны К. Иванов и В. Гаврилов занимают достойное место и в бравурном финале, но уже как превосходные музыкальные эксцентрики. Несколько раз, и всегда уместно, появляется на арене «таежный охотник» — дрессировщик И. Кудрявцев вместе со своим медведем Гошей. Новогоднее представление на ВДНХ насыщено цирковыми номерами высокого класса. Оля (артистка В. Волокова) восполняет свою более чем скромную роль по сценарию виртуозными танцами на канате.
Кульминация спектакля — возвращение ракеты из царства Деда Мороза назад, на ВДНХ. В праздничном веселье принимают участие акробаты Павловы, иллюзионисты И. и Б. Хейфиц, дрессировщики Н. Ермаков и Д. Кострюков, эквилибрист Л. Осинский, вольтижеры Киричуковы. Пока на арене заканчивается праздник, за кулисами ракету готовят к новому полету. Трижды в день стартовала она с елочного космодрома на ВДНХ в страну смеха, силы, ловкости, мужества. Сто сорок тысяч юных космонавтов участвовали в этих необыкновенных путешествиях. ...Через два часа яркие игрушечные микропоезда и микроавтобусы подвозят маленьких зрителей к выходу. Снова оживает контролерша в тулупе.
— Ну как, ребята, понравилось?
— Очень.
Трудно сказать, почему эта женщина ведет устную книгу отзывов. Может, потому, что и ей самой очень понравился спектакль?
Б. ЯКОВЛЕВ
Журнал Советский цирк. Февраль 1963 г.
оставить комментарий