В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

А у нас на елке Карандаш

Закутанная в тулуп конт­ролерша, которая дежурит у входа на выставку, оживи­лась. Услыхав детские голо­са, она высовывает из ме­ха, озябший нос, огляды­вает маленьких граждан, сосредоточенно несущих па­кеты с подарками, и спра­шивает:

— Ну как, ребята, понра­вилось?
Ребята отвечают коротко и  ясно: — Очень!
Контролерша согласна: — Ну да, и представление хорошее, и подарки...

Карандаш на новогоднем представле­нии «У нас на елке Каран­даш» на Вы­ставке Достижений Народ­ного Хозяйства 1962-63 гг.На фото: Карандаш на новогоднем представле­нии «У нас на елке Каран­даш»
на Вы­ставке Достижений Народного Хозяйства 1962-63 гг..

Она вместе со своими вну­ками уже давно, в самом на­чале школьных каникул, по­бывала на детском праздни­ке. Теперь мимо нее идут те, кто всего лишь несколько минут назад расстался с ге­роями веселого новогоднего представления. А навстречу им — другие, у кого еще все впереди. Более 140 тысяч ребят были гостями артистов цирка, показавших на Вы­ставке Достижений Народ­ного Хозяйства представле­ние «У нас на елке Каран­даш». Сто сорок тысяч счастливых детских лиц ви­дела за эти дни контролер­ша в тулупе. И, право же, ей было не так холодно. Атмосфера  настоящего праздника подчинила себе всех тех, кто хотя бы чуть-чуть прикоснулся к нему. Улыбались суровые контро­леры, шоферы микроавтобу­сов и микропоездов, разво­зивших ребят, посетители Выставки, которые пришли сюда по своим, «взрослым» делам. Все представления прохо­дили при переполненном за­ле; смех, аплодисменты щед­ро вознаграждали его участ­ников. Через несколько ми­нут после начала малыши забывали, что они в зале одни, без родителей (взрос­лые ждали их в другом по­мещении). Более полутора часов продолжался спек­такль, но непоседливые зри­тели легко выдерживали эту тяжелую для них «нагрузку».

Сюжет несложен. В этом несомненная заслуга авторов сценария В. Ардова и Е. Рябчукова, которые пра­вильно учли весьма юный возраст публики. После ко­роткого пионерского рапор­та, к сожалению, не ставше­го органической частью представления, начинает разворачиваться действие. К старту готовится ракета: «космонавты», в числе ко­торых и Карандаш, летят во дворец Деда Мороза, чтобы пригласить его и Снегурочку на детский праздник на ВДНХ. Ракету им прислали Оля и Петя, пионеры из клу­ба «Умелые руки». Веселая компания после ряда при­ключений добирается до дворца Деда Мороза, и вме­сте с ним все возвращаются назад. Как видите, сюжетная канва весьма проста и традиционна. Сами по себе «ледяной дворец», клуб «Уме­лые руки» уже не вызывают удивления даже у самых ма­леньких зрителей. Весь этот новогодний реквизит в дру­гом случае мог бы оказаться мертвым грузом, но этого не произошло.

Новогоднеее представле­ние «У нас на елке Каран­даш» на Вы­ставке Достижений Народ­ного Хозяйства 1962-63 гг.На фото:
Новогоднеее представле­ние «У нас на елке Каран­даш» на Вы­ставке Достижений Народ­ного Хозяйства 1962-63 гг.

Главными «виновниками» успеха несомненно являются актеры. Цирк щедро украсил елочное представление на ВДНХ множеством отлич­ных номеров. Они умело вмонтированы в спектакль, и большинство из них смот­рятся отнюдь не как встав­ные эпизоды. Уместнее гово­рить не о цирковой программе, которая идет на фоне елки, а о цельном спектак­ле со своими героями. Спектакль называется «У нас на елке Карандаш». Название не случайно. На­бранное крупным шрифтом имя любимого и взрослыми и детьми артиста приковы­вает взгляды к афише, за­долго до начала зритель ждет встречи с Карандашом. И вот на арену выходит он. В своем традиционном ко­стюме, традиционной походкой, с постоянным спутни­ком — Кляксой. Еще не сказано ни единого слова — в зале смех. Это не аванс на предстоящее выступление: смеются потому, что и про­сто ходить по манежу мож­но талантливо и смешно.

Карандаш — душа спек­такля. Он как бы связывает воедино события, дает им нужный темп, окраску. Все его поступки вроде непо­средственно не связаны с действием, но в то же время органично входят в него. И он достигает главного — заставляет три тысячи детей стать непосредственными участниками событий, вклю­читься в ту веселую игру, которая происходит на арене. Первое знакомство. Ка­рандаш потерял рукавичку. На одной руке есть красная рукавичка, а на другой нет. Ребята по собственному опыту знают, что такое по­терять варежки. За такие вещи здорово влетает от взрослых. Актер так забав­но, по-детски ищет свою ва­режку, что моментально забывается, что Карандашу вряд ли от кого-то попадет... Буквально весь зал вклю­чается в поиски. А красная рукавичка преспокойно тор­чит себе из кармана. Конеч­но, первый, кто ее увидал, не может сдержаться. По залу несется радостный  вопль:

— В кармане! В кармане!

Карандаш не слышит. Он растерянно оглядывается, не понимая, почему так шумно. Зал неистовствует. А Каран­даш все ищет, ищет. Нако­нец, в тот самый момент, когда «промедление смерти подобно», он находит свою красную рукавичку. Зал удовлетворенно затихает. Каждый считает, что именно он помог обнаружить про­пажу. Первое знакомство становится первым шагом в дружбе между артистом и зрителями. Контакт уста­навливается сразу без нуд­ных нравоучений, без рито­рических вопросов. Нехитрое дело искать рукавичку? Попробуйте, по­ищите, да так, чтобы вместе с вами искали ее три тысячи ребят! Карандашу все время «не везет», но в конце концов в проигрыше останется кто угодно, только не он. Карандаш отлично ведет все представление. Но он не выделяет себя, не выпячи­вается на первый план. На­оборот, он всеми силами ста­рается подчеркнуть как бы незначительность         своих поступков. Рядом с ним лег­ко работается и остальным артистам.

Клоуны К. Иванов и В. Гаврилов играют школь­ников. Всем своим видом и поведением они являют об­разцы типичных второгодни­ков, с которыми происходят всяческие неприятности. Гога и Жора — два персонажа, вместе с Карандашом прохо­дящие через весь спектакль. Это большое достижение для циркового представле­ния, удача сценаристов, ре­жиссера Е. Рябчукова и обоих актеров. Клоуны К. Ива­нов и В. Гаврилов занимают достойное место и в бравур­ном финале, но уже как пре­восходные музыкальные экс­центрики. Несколько раз, и всегда уместно, появляется на аре­не «таежный охотник» — дрессировщик И. Кудрявцев вместе со своим медведем Гошей. Новогоднее представление на ВДНХ насыщено цирко­выми номерами высокого класса. Оля (артистка В. Волокова) восполняет свою более чем скромную роль по сценарию виртуозными тан­цами на канате.

Кульминация спектакля — возвращение ракеты из цар­ства Деда Мороза назад, на ВДНХ. В праздничном ве­селье принимают участие акробаты Павловы, иллю­зионисты И. и Б. Хейфиц, дрессировщики Н. Ермаков и Д. Кострюков, эквилибрист Л. Осинский, вольтижеры Киричуковы. Пока на арене заканчи­вается праздник, за кули­сами ракету готовят к но­вому полету. Трижды в день стартовала она с елочного космодрома на ВДНХ в страну смеха, силы, лов­кости, мужества. Сто со­рок тысяч юных космонав­тов участвовали в этих не­обыкновенных путешествиях. ...Через два часа яркие игрушечные микропоезда и микроавтобусы подвозят ма­леньких зрителей к выходу. Снова оживает контролерша в  тулупе.

— Ну как, ребята, понра­вилось?
— Очень.

Трудно сказать, почему эта женщина ведет устную книгу отзывов. Может, пото­му, что и ей самой очень понравился спектакль?
 

Б. ЯКОВЛЕВ

Журнал Советский цирк. Февраль 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100