Акробатические антре
Когда братья Эндрью появились в 1929 году в Зимнем цирке, ничто не препятствовало их успеху.
Эндрью были молоды. Старшему из них, Шарлю, по прозвищу Шарло, было тридцать три года. Он родился в окрестностях Барселоны в 1896 году и был старшим сыном в семье акробатов. Одно время в номере, который показывала эта семья, участвовало девять человек. В трио Эндрью Шарло исполнял роль рыжего, Поль, по прозвищу Поло, был вторым рыжим, Рене исполнял роль клоуна.
Братья Эндрью начали свою артистическую карьеру с триумфом. После первого знакомства публики с артистами антрепренеры наперебой старались заключить с ними контракт. Когда кто-либо критиковал Эндрью, они в ответ предъявляли длинный список контрактов, один почетнее другого. В юности, когда большинство их собратьев еще только робко дебютировали, Эндрью пользовались таким успехом, что считали свое положение незыблемым. Уверенные в самих себе и в своем будущем, они отказывались от длительных контрактов, предпочитая пусть кратковременный, но блестящий успех. Кто знает, если бы им меньше аплодировали, они, возможно, питали бы меньше иллюзий и утратили бы присущую им безмятежность. Они никогда не задавались вопросом — не может ли так случиться, что постоянно повторяемый номер, в который не вносятся никакие изменения, в конечном счете обернется западней, куда они сами попадут?
Братья Эндрью работали под руководством своего отца; они очень рано поняли, чего они стоят и чем располагают. Эту уверенность в собственных возможностях они, можно сказать, бросили на чашу весов своего успеха. Они выступали в двух жанрах. Под именем Ривелс они показывали номер комических воздушных гимнастов. Шарль создавал образ двойника Чарли Чаплина; впоследствии другие клоуны, — в частности Виктор Фрателлини, выступая в трио Лопес, — подражали в этом Шарлю, но не могли с ним сравниться. Все три брата Эндрью демонстрировали в номере комических гимнастов завидную ловкость и дисциплину, унаследованную ими от своего отца: именно эти качества и составляли основной интерес номера, а не технические трудности его исполнения. Затем артисты под именем Эндрью выступали в клоунаде; в этом номере они проявляли больше своеобразия 1.
1 Сейчас братья Ривелс считаются одними из лучших клоунов в Европе. Как гимнасты они больше не выступают.— Прим. ред.
Излишняя уверенность в успехе обедняла игру артистов. Шарль Эндрью, удивительно точно подражавший Чарли Чаплину, заимствовал также различные черты у известных клоунов; в результате его рыжий отдельными чертами походил на многих и именно поэтому мог показаться своеобразным. Удача Шарло казалась совершенно закономерной его братьям Поло и Рене, и они считали вполне дозволенным прибегать к такому же методу создания образа и заимствовали то одну, то другую черту у артистов, достигших успеха. Впрочем, в цирковой среде это обычное дело, и трудно даже упрекать в этом Поло и Рене. Сам Шарль Ривелс настолько гордился созданным им образом двойника Чарли Чаплина, что считал свою имитацию творческим актом и удивлялся тому, что находятся люди, которые упрекают его в подражании всемирно известному артисту.
Успех Шарля (или, как его называли, Шарло) Ривелса объяснялся не только сходством созданного им образа с образом Чарли Чаплина; он объяснялся прежде всего и больше всего тем, что Ривелс был акробат. Он даже не пытался воспроизвести сложный духовный мир своего прототипа с его тревожной, беспокойной внутренней жизнью. Он воплощал образ Чарли Чаплина-циркового артиста, а не Чарли Чаплина-киноактера. И поэтому акробатические способности Шарло Ривелса придавали законченность его номерам. Задолго до того, как фильм Чарли Чаплина «Цирк» с триумфом прошел по экранам Европы, Шарло Ривелс прочно закрепился на арене и создал целую серию сценок, состоявших из акробатических номеров, изображавших конные состязания либо бой быков. Слов нет, внутренний жар, согревавший героя Чаплина, отсутствовал в образе, который воспроизводил Шарль Ривелс. Это в какой-то степени возмещалось качествами, присущими цирковым артистам, красотой соразмерных движений человеческого тела. Словом, Шарль Ривелс не искажал свой прообраз, он переводил его в другой план.
Что касается забавных проделок, к которым Шарль Ривелс прибегал во время своих номеров, сопровождая каждую из них меланхолическим поклоном, то они все были в традициях цирка; эти крошечные сценки, не связанные друг с другом, строились с непременным использованием либо тросточки, шляпы и панталон Чаплина, либо с использованием акробатических снарядов: трапеции, канатов, натягивающих сетку, лестницы и так далее. С точки зрения кинематографии, возможности которой безграничны, гротескные трюки, изобретенные Шарлем Ри-велсом, были весьма ограничены и подчинены технике акробатического искусства. Он пользовался ими для того, чтобы оживлять свои номера. И это особенно наглядно свидетельствовало о том, насколько образ, воплощаемый Ривелсом, уступал своему прототипу. Образ этот не имел никакой психологической глубины; он не затрагивал никаких жизненных проблем и лишь развлекал зрителей.
В 20-е годы нашего столетия добиться известности для трио клоунов — значило подражать братьям Фрателлини. Важно было определить, какое место в трио должны занимать клоун, рыжий и второй рыжий, иначе говоря — определить соотношение фантазии, буффонады и гротеска. Но если Фрателлини в решении этого вопроса исходили из трех аспектов клоунады I— романского, германского и англосаксонского, — сливавшихся в творчестве этого трио, то трио Эндрью решало этот вопрос чисто эмпирически. Рене, Поло и Шарло, заимствуя у различных артистов все лучшее, восполняли этим недостаток собственного воображения. Грим клоуна Рене напоминал грим Франсуа Фрателлини, а его манера игры походила на манеру игры Антона; рыжий Шарло до такой степени размалевывал свою физиономию, что рядом с ней раскрашенное лицо Альбера Фрателлини могло показаться почти лишенным грима. Костюм и грим для Шарло приобрели решающее значение: они определяли успех или неудачу его номера. Он выходил на арену в гигантской феске, в длинных белых перчатках и в красном трико до пят.
Наибольший интерес игра Шарло представляла в ту пору, когда он подражал Чарли Чаплину и выступал как гимнаст на трапеции; когда же он начал заимствовать различные штрихи у всех прославленных клоунов подряд, то создаваемый им образ не возвышался над уровнем посредственной карикатуры.
Один лишь участник трио никому не подражал и поэтому был своеобразен. Мы говорим о Поло Эндрью. Блеском акробатических трюков трио обязано Шарло; Поло определял успех братьев Эндрью как трио клоунов. Его шутовские проделки придавали клоунаде такой размах, какого никогда не могли бы ей придать ни гротескные манеры Шарло, ни жеманство Рене. Без Поло трио Эндрью влачило бы жалкое существование, без Поло оно превратилось бы в заурядный дуэт клоунов. Шарло претендовал на главенство в трио, Рене также старался привлечь внимание публики, но, в сущности, именно Поло вносил комедийный элемент в игру.
Трио Эндрью только в одном антре «Разбитая колонна» (то была простейшая акробатическая пантомима) выступало в полном составе. В остальных антре на арене обычно находилось два артиста: клоун и один из рыжих, поочередно сменявших друг друга. Музыкант, комедиант, певец, каскадер, имитатор, прыгун, Поло намного превосходил обоих своих братьев в клоунаде; он всегда отличался хорошим настроением и с необыкновенной легкостью преображал самое обычное событие в смешной инцидент. Одним метко вставленным словом Поло превращал безобидный обмен репликами в искрометный словесный поединок.
В антре «Яйца» Поло держал на вытянутой руке яйцо, которое Рене собирался пронзить пулей с расстояния в пятнадцать шагов. Но рассеянный мечтатель Поло ронял яйцо, оно падало и разбивалось. К счастью, в его руках, карманах, складках куртки, шляпе была спрятана еще добрая дюжина яиц, которые он доставал одно за другим и снова ронял; эти припрятанные яйца не мешали Поло прыгать, кувыркаться, жонглировать, пока он внезапно не вспоминал, что может переколотить все свои запасы. Мечтательность не лишала, однако, Поло рассудительности. В сущности говоря, именно он, рыжий-резонер, играл в трио роль первого комика.
В конце концов, опасаясь возможных последствий промаха, — ведь Рене мог всадить пулю ему прямо в руку, — Поло отказывался от испытания. Шутить, смеяться, дурачиться — это он мог сколько угодно; но подвергать себя риску — извините, пусть этим занимаются другие. Поло ретировался, и вместо него на арене появлялся Шарло, дурачок, которому не знакомо чувство страха, готовый выполнить все, что Рене требовал от него. Шарло соглашался держать яйцо. Он относился к этому как к почетному поручению, считал, что ему оказывают особое доверие.
— О, пожалуйста! Держать яйцо? Что это такое?
— Это яйцо... Ты не знаешь, что такое яйцо?
— Ах! Это яйцо? До чего ж оно красиво!
— Да! — повторял Рене. — Это яйцо!
— Какое яйцо, Рене?
— Куриное.
— Ах! Это куриное яйцо? До чего ж оно красиво!
Эта диспропорция между непомерным восторгом и ничтожным поводом, вызвавшим его, неизменно заставляла публику смеяться. Шарло долго восхищался формой и скорлупой яйца; затем его охватывало неодолимое желание увидеть его содержимое; он раздавливал рукой яйцо и, глядя, как желток и белок стекают по его пальцам, восклицал все с тем же дурацким восторгом:
— Ах! До чего ж оно красиво!..
И публика ждала, что, довольный результатами своего опыта, Шарло обязательно скажет Рене:
— Дай-ка мне еще одно, я его тоже раздавлю.
В поведении Шарло было что-то напоминающее радость ребенка, который обнаружил тайную пружину забавной игрушки. Этот дурачок не уставал удивляться неудачам, преследовавшим его. Он был способен десять раз кряду опускать монету в дырявый карман и удивляться тому, что она проваливается; он десять раз кряду хватался руками за зажженный конец спички. Простодушная радость, наивное удивление делали Шарло особенно смешным.
Успех трио Эндрью породил подражателей. Во многих труппах акробатов можно было найти комического артиста, который до тех пор всецело уделял свое внимание гимнастическим упражнениям. Теперь эти труппы решили испробовать свои силы в клоунаде. В конце сезона 1933 года в цирке Медрано появилась труппа из семи артистов, одинаково сильных и в акробатических упражнениях, и в каскадных прыжках, и в музыкальных номерах, и в прыжках на батуде, и в комической пантомиме. В первом отделении программы они выступали под именем братьев Мендес и исполняли номер «Икарийские игры», перемежаемые прыжками; во втором отделении четыре артиста из труппы под именем братьев Памплинос-Мендес разыгрывали несколько комических антре.
Их выступление на арене цирка Медрано оказалось «гвоздем» сезона. Оно доказало, что успех трио Эндрью не исключение и что многим акробатам под силу разыгрывать комические антре, перемежаемые гимнастическими упражнениями. Трио Эндрью называли «клоунами будущего». Такое определение было вполне применимо и к братьям Памплинос-Мендес: они так же могли без труда выступить с номером, представлявшим собой настоящее попурри из гимнастических упражнений, исполняемых в комическом плане.
Памплинос-Мендес исполняли комические пантомимы с необычайным динамизмом и в этом отношении оставляли своих соперников далеко позади. Но они далеко не достигали той точности, с какой Эндрью разыгрывали свои антре; не могли Памплинос соперничать и с той гибкостью, с какой Эндрью приводили свои номера к развязке. Стремительная игра Памплинос-Мендес отличалась неуверенностью, расплывчатостью, а порою и несовершенством. Жюли, Амери, Карло и Рико Мендес вихрем вылетали на арену. И Карло, который играл роль приводного ремня всей труппы, приходилось немало трудиться. Памплинос могли гордиться Жюли — великолепным клоуном, обладавшим строго классической внешностью; красноречивый от природы, он говорил с едва заметным акцентом, что так подходит суровому клоуну. Между тем у Рене Эндрью всегда был такой вид, будто он отбывает повинность, у него было такое выражение лица, словно он ни во что не ставит собственную роль и принимает участие в действии только ради своих коллег.
Жюли Мендес выходил в красном, расшитом золотом костюме клоуна, на Карло был черный костюм; Амери и Рико не могли соперничать с ними, им приходилось подчиняться строгому Карло, внимательно следившему за их поведением на арене. Жюли и Карло вполне могли бы составить пару, которая не уступала бы лучшим дуэтам клоунов. И в самом деле, остальные партнеры играли роль второстепенных комических персонажей; Амери Мендес, несмотря на свой необыкновенный наряд — голубой фрак необъятной даже для цирка ширины, огромную фуражку, — обладал весьма ограниченной фантазией. А Рико Мендес желал во что бы то ни стало казаться оригинальным; череп, напоминающий сахарную голову, и механические движения превращали его в малопривлекательное чудовище на выгнутых ногах; он был смешон, но неприятен. Пример Амери и Рико лишний раз доказывает, что ни широкие панталоны, ни нарочитое уродство еще не создают настоящего клоуна, настоящего комика.
Для того чтобы заслужить славу клоунов, дуэту или трио комических артистов необходим разнообразный репертуар. Именно разнообразие и обширность репертуара отличают клоунов от эксцентриков. Хотя Памплинос-Мендес и пользовались вполне заслуженным успехом, они не больше, чем братья Эндрью, были бы способны выдержать испытание временем, если б им пришлось выступать целый сезон в одном и том же цирке и показывать на протяжении нескольких месяцев, в каждой новой программе, какое-нибудь антре, богатое веселыми и смешными эпизодами и шутками. Памплинос-Мендес исчезли с такой же быстротой, с какой они появились. Преуспели ли они больше, чем братья Эндрью, в своих выступлениях с акробатическим номером?
Так или иначе, клоуны должны выступать не один год, прежде чем они сделаются общепризнанными комиками. Как бы хорошо ни был приготовлен и исполнен номер, он еще не делает клоуна.
Руди, Альфред, Орест и Негрито, известные под именем Растелли, акробаты на резиновом трамплине, появились в цирке Медрано в начале 1937 года. Их номер, отличавшийся выдумкой, изобиловавший смешными положениями, нравился зрителям! Однако в костюмах клоунов они сохраняли некоторую скованность, которая свойственна акробатам, так и не освоившимся с жанром клоунады, несмотря на долгую практику. Нередко дуэт или трио артистов с успехом разыгрывает какое-нибудь традиционное комическое антре, но это еще ни о чем не говорит; для того чтобы понять возможности этих артистов, надо посмотреть, как будут они исполнять какое-нибудь антре, в котором участвуют четыре артиста. То, что мы говорили о способности Памплинос-Мендес часто обновлять свой репертуар, относится и к Растелли.
Техника их номеров была аналогична. Во время представления то Руди, то Орест, то Альфред, то Негрито уходят с арены, и это понятно: ведь существующий репертуар клоунады не рассчитан на исполнение квартетом клоунов. До тех пор, пока антре не будут строиться с учетом того, что их будут исполнять четыре артиста одновременно, клоунам придется, так сказать, «хитрить» с репертуаром и составлять свое представление из отрывков номеров, рассчитанных на двух комиков. Вот почему можно лишь условно говорить об антре с участием квартета клоунов. Самым блестящим и динамичным среди Растелли был Негрито. Его черное лицо со сверкающими зубами и белками глаз поражало зрителя (надо сказать, что губы и веки артист для контраста обводил белилами). Он создавал образ озорника. Сначала Негрито выходил на арену в костюме бродяги, иногда он появлялся в клетчатой одежде из коричневой материи в рубчик, производившей необыкновенно эффектное впечатление. Можно сожалеть, что труппа Растелли не ограничивалась дуэтом в составе Руди и Негрито, который, по-видимому, обладал необыкновенным комическим дарованием и одевался в удивительно живописные костюмы.
Руди, великолепный клоун в парчовом одеянии, клоун классической манеры, со старым боевым значком — грозным клинышком над левой бровью — обменивался репликами с Альфредом, расфранченным рыжим, и Орестом, его подручным. Они щеголяли в сюртуках кирпичного цвета с позолоченными пуговицами, в жилетах из плотного белого полотна, в черных штанах из блестящей материи, в цветных котелках; Альфред и Орест небрежно повязывали красные галстуки вокруг слишком высоких и широких воротничков со срезанными углами; на их лицах с подведенными глазами выделялся нос картошкой. Богатые и многокрасочные костюмы этих артистов были необыкновенно живописны; они были похожи на карнавальные костюмы и отличались яркой выдумкой, какую нечасто встретишь у обычных клоунов. Покрой и характер костюмов Альфреда и Ореста отличались безупречным вкусом и должны были бы служить образцом для подражания со стороны многочисленных рыжих, чья одежда, как правило, выглядит весьма жалко. Правда, рыжие могут возразить, что их приглашают на значительно худших условиях, чем таких артистов с международной известностью, как Эндрью, Памплинос-Мендес и Растелли, и они не могут позволить себе шить дорогостоящие костюмы ярких цветов.
Четверо Растелли представляли антре различного рода: они выступали с акробатическими пантомимами, с музыкальными пантомимами и с клоунадами. Руди, например, рассказывал о том, что его жена должна вот-вот родить. Он по этому поводу пребывает в отчаянии. Предсказания доктора неутешительны: если родится девочка, умрет мать. Если родится мальчик, скончается отец. Руди жаловался и стонал: он не в силах был разрешить эту неразрешимую проблему. Ему не терпелось узнать новости. И вот на арене как нельзя более кстати появлялся его шофер Негрито с долгожданными новостями. Негрито, желая успокоить своего хозяина, шутил и сообщал двусмысленные подробности.
— Теперь не время шутить. У меня есть все основания тревожиться, — заявлял Руди. — Я боюсь непоправимого.
Негрито недоверчиво таращил на него глаза. Тогда Руди сообщал ему о словах доктора.
— Неужели это правда? Он, верно, просто пошутил?
Теперь Негрито, в свою очередь, терял спокойствие. Он менялся в лице. Затем, охваченный тревогой за свое будущее, принимался плакать, стенать, вопить. Вскоре Руди объявляли о рождении мальчика. Эта новость повергала его в замешательство. Но в еще большее замешательство он приходил, когда узнавал о неожиданной смерти Негрито. В высшей степени удивленный всем случившимся, Руди перед лицом смерти становился философом и находил, что неожиданная кончина Негрито наилучшим образом разрешала все проблемы.
Антре «Разбитые тарелки», которое разыгрывали Руди, Альфред, Орест и Негрито, представляло собой нагромождение незамысловатых шуток и смешных ситуаций. Как известно, в этом номере один из клоунов должен держать в руке тарелку, которую он по неловкости каждый раз разбивает. Все четыре артиста находились на арене одновременно; постоянная необходимость покидать манеж не мешала их игре, и они могли в полную меру выказывать свои возможности. Но град тарелок, который в заключение низвергался из-под купола цирка и вынуждал артистов скрываться за кулисы, нельзя признать оригинальной концовкой номера. Они заканчивали свое выступление музыкальным антре «Тромбон». Этот номер всегда забавен, особенно если артисты не ограничиваются демонстрацией своих музыкальных познаний; именно так и поступали Растелли.
Тромбон с клапанами, тромбон с выдвижным коленом, саксофон и гитара составляли пестрый музыкальный ансамбль, который тем не менее звучал весьма согласованно: каждый инструмент помогал артисту извлекать комичные звуки. Негрито, выбиравший себе необыкновенные аксессуары, играл на складывавшемся кларнете. В удивительно забавной манере Растелли показывали, как хорошие акробаты могут превратиться в приятных клоунов. Но все дело в том, что клоуном надо не только сделаться, надо уметь им оставаться. До поры до времени можно с одинаковым увлечением, но с разным результатом заниматься и акробатическим искусством и клоунадой. Таков непреложный закон цирка. Но наступает момент, когда приходится выбирать и отказываться от посредственности в том или ином жанре. И Растелли расстались друг с другом.
Такова была и судьба братьев Эндрью. Шарло первым покинул трио. К тому времени братья были уже известными артистами. Но в семье не было ни акробата, ни рыжего. И в состав труппы вошли Роже и Челито. Несмотря на свои бесспорные способности, Челито не удавалось в номере на трапеции затмить память о своем предшественнике — Шарло. Он явно подражал Шарло Ривелсу, использовал все находки Шарло, не внося ничего своего.
Поло, Рене и Челито создали новое клоунское трио, отличавшееся уравновешенной манерой игры и остроумием. Рене теперь более серьезно относился к своей роли клоуна. Он приобрел изящество и избавился от сухости, которая раньше вредила ему. Поло оставался душой труппы; его больше не подавляла грубоватая игра Шарло, и он в полную меру выказывал свое тонкое и острое комическое дарование. Можно было надеяться, что новая труппа Эндрью, несмотря на то, что она лишилась Шарло, добьется прочного и длительного успеха, ибо она стала более однородной.
Однако Эндрью не смогли прийти к минимальному согласию между собой, а это главное условие, как мы говорили, на основе которого труппа может добиться сыгранности и обеспечить себе длительное существование. Распад труппы Эндрью был ускорен и довершен второй мировой войной. После смерти Порто Алекс Бюньи стал партнером Поло Ривелса; артисты выступали в цирке Буша, который в 1941 году занимал здание цирка Медрано.
Поло Ривелс проявил себя в эти годы как рыжий, необычайно сильный в пародии и подражании. Предоставленный самому себе, превосходивший Алекса в искусстве буффонады, Поло создал образ цельного рыжего. Артист с редкой гармоничностью соединял в своем исполнении два различных элемента комической клоунады: мимику и речь, жест и слово. Простота сценических средств делала более значительной его богатую нюансами манеру исполнения, придавала необыкновенную легкость фантазии, отмеченной его личным вкусом. Содружество Поло Ривелса и Алекса Бюньи продолжалось недолго. И это принесло немалый ущерб развитию клоунады. Ведь Поло Ривелс был единственный рыжий, который мог соперничать с Ромом и Ахиллом Заватта.
Рене Эндрью вместе со своим братом Шарло находился во время второй мировой войны в Германии. Они выступали с клоунским номером под именем «Братья Ривелс»; Шарло по-прежнему выступал в обличье эксцентрика. Но мы полагаем, что ради собственного спокойствия ему пришлось отказаться от какого бы то ни было сходства с Чарли Чаплином; Шарло даже не упоминал о том, что он некогда был лучшим двойником того, кто поставил в Америке фильм «Великий диктатор».
Из книги Тристана Реми. Клоуны
оставить комментарий