Волшебные узоры иллюзии Альбины Зотовой
Как стремительно бежит время! Кажется совсем недавней моя первая встреча c Альбиной Зотовой и ее иллюзионным аттракционом. Свежи в памяти выступления артистки на манеже Львовского цирка, поздние вечерние репетиции. Все, что я тогда увидела и услышала, рождало атмосферу творческого труда.
И сложилось мнение: Зотова, артистка c ярко выраженной индивидуальностью, в новом для себя жанре ищет свой собственный стиль. Работа ее показалась интересным, обещающим началом, и хотелось, чтобы y этого начала было продолжение.
И вот прошло десять лет, я снова встретилась c коллективом, которым руководит уже заслуженная артистка РСФСР Альбина Зотова. Как же сложилась жизнь аттракциона за эти годы? Суждено ли было воплотиться на манеже задуманному? По какому пути развития аттракциона пошли Альбина Зотова и режиссер Анатолий Ширман? Попытаюсь поделиться впечатлениями от увиденного.
Безусловно, это была встреча со старым знакомым: тема, образы, трюки, краски — во всем и через много лет угадывалиcь прежние черты. Но русская тема аттракциона получила свое развитие, образ героини Зотoвой стал ярче и содержательнее, старыe трюки обрели законченнасть и нашли точное место в композиции, наконец, появились трюки новыe — словом, я увидела зрелое произведение, не только развлекающее чудесами иллюзии, но вместе c тем дающее возможность полюбоваться красотой, o существовании которой своих рациональных буднях мы нередко забываем, золотыe травы хохломы, буйство красок павловских платков, веселящие душу семеновские матрешки, забавная дымковская игрушка, волшебный узор вологодских кружев... Красоту этих чудес, сотворенных руками народных умельцев, Альбина Зотова открыла для себя и полюбила давно. Эта увлеченность подсказала образное решение спектакля, его художественное оформление, как бы духовно обогатила аттракцион. «Радуга чудес» так естественна, тек интересна, потому что все творимое не манеже идет из глубины души артистки.
Стилизация на манеже — зачастую явление чисто внешнее, и за внешними приметами обнаруживаешь порою внутреннюю несостоятельность. Убедительная стилизация подвластна лишь настоящим актерам. У Зотовой и форма и содержание аттракциона органичны, служат единому замыслу — показать непреходящую красоту народного искусства, будь то сказка или творение народных умельцев.
Зотова и прежде не раз убеждала, что aктерски ей по силам разные роли. Достаточно вспомнить мальчишески отчаянную, горячую «Буденовку» или Зарему из пантомимы «Бахчисарайская легенда». Теперь она играет иной образ, навеянный русским фольклором, и вслед за ее героиней мы отправляемся в мир сказочных волшeбств, которые она щедро дарит легким взмахом платка.
Не бывает волшебника без волшебной палочки. У волше6ницы Альбины Зотовой такой силой надeлен платок. Таящий тайну, oткрывающий чудо, он присутствует почти в каждом трюке, придавая спектаклю еще большую пластичность. Вот артистка набросила платок на небольшой круглый поставок, а когда ее помощники открыли крышку, вы рвалось из него жаркое пламя. Вновь взметнулся платок — очутипись в поставке балалайка, гармошка, бубен, трещотки. Налетели парни да девушки, расхватали инструменты и вместе со скоморохами заиграли, заплясали, завертелись. Этот фрагмент так с называется — «Ярмарочные потешки».
Поставок все новые чудеса дарит. Большие прекрасныe платки: один, другой, третий и еще, еще... Всех оделила волшебница, и зацвел манеж диковинными цветами. И в четвертый раз «поколдует» над поставком Альбине Зотова — подарит Он девушку задорную. Хорош собой изящный поставок: горит на черном лаке золотая хохлома. Но он еще и технически задуман удобно.
«Поставок» открывает блок-фрагмент «Золотая хохлома». «Семеновская матрешка» и «Дымковсквя игрушка» подхватывают начатую игру, продолжают действие, которое становится стремительнее. Вот, спасая от назойливых ухажеров, волшебница прячет девушку в матpешку, затем вынимaет середину игрушки, деля тем самым девушку пополам. Потом так же быстро возвращает все на свои месга. Теперь уже на манеже другая шкатулка, грибом-копилка, куклы, которые превращаются в настоящих Аленушку и Иванушку, те в свою очередь исчезают, на их месте оказывается скоморох (eгo играет A. Ширман), и снова все меняется местами — словом, идет веселая иллюзионная игра.
Удивительный жанр — иллюзия. Ну что нам, казалось бы, ее чудеса, когда реальное сегодня фантастичнее самой изощренной фантазии) Однако интерес к жанру не угасает, наоборот, я бы сказала, растет. Выйдет, например, на манеж Игорь или Эмиль Кио, или Юрий Аверьино, или Лидия А6уллаева, или Наталия Рубанова... взмахнет своей палочкой, артистично так «поколдуeт» — и при всех наших знаниях и догадках мы оказываемся в плену y цирковых волшебников. И что главное: хочется очутиться y иллюзии в плену. Вот ведь как.
Творит свои чудеса волшебница Альбина Зотова: лиричная в сценке c голубем, властная, чуть мстительная, когда хочет наказать за любопытcтво непослушного скомороха, задорная в «Городецком чаепитии», лукавая, когда в одной из клоунских реприз показывает неумехе-скамороху, на что способна. Она разная, но вместе c тем не выходит из рамок образа, покоряющего своим поразительным достоинством, женственностью, скромностью.
На фоне сегодняшней цирковой стандартной красивости с однообразия, Неоправданно обнажающих костюмов, На фоне псевдораскованности, когда за подтанцовками скрывается Неумение держаться на манеже, двигаться, сделать даже элeментарный цирковой комплимент, на этом фоне поведение Зотовой запоминается своей нестандартностью.
Она идет по манежу легко и свободно, жесты ее скупы, но выразительны и по-балетному уложены в музыку, свои чудеса творит без какой-либо многозначительности, в ней Нет стремления поразить, удивить. Во всем как будто ничего особенного. Но именно в этой простоте, естественности поведения артистки есть та гармония, которая составляет красоту аттракциона. Зотова не просто демонстрирует трюки, режиссерски все они завязаны вокруг нeе. Трюки, если можно так выразиться, словно согреты ее теплом, ее улыбкой, ее обаянием. Но при этом, как все истинные сказочные волшебницы - a она играет именно такую волшебницу — артистка остается как бы чуточку в тени.
B связи c этим хочется сказать еще об одной особенности аттракциона. И здесь тоже сказалось чувства мeры его авторов: он не перегружен хореографией. Танец в аттракционе Зотовой — всего лишь штрих, еще одна краска в палитре красок. И в наиболее удачных сценах иллюзионного спектакля хореография — часть трюка. Так, в упомянутом «Поставке» девушки, кружась с платками, дают возможность полюбоваться их красотой, отходят c ними на задний план, образуя из них живописный форганг. Хореографическая миниатюра «Ярмарочные потешки» — тоже оправданное продолжение трюка. B «Малахитовой шкатулке», навеянной бажовскими сказками, клоуну снится сон, в котором появившиеся из шкатулки девушка-ящерка и добрый молодец исполняют лирический танцевально-акробатический этюд. A в эпилоге хоровод девушек в светящихся платьях вместе c разноцветным и струями фонтанов и дымами создают праздничное действие.
Вернусь еще ненадолго к рассказу о трюках, без которого представление об аттракционе будет недостаточным. Оставлю в стороне «Городецкое чаепитие», куда входят и знамeнитый самовар, и столик со скатертью-самобранкой, и потчеванье зрителей настоящим чаем — эта сценка в аттракционе давняя. Остановлюсь на трюках, которых не видела прежде. И здесь хочется показать читателю, как трюки по смыслу объединяются в цельныe блоки — картинки.
B «Малахитовой шкатупкел, когда клоун просыпается, то из любопытства решается еще раз посмотреть, что же внутри, оттуда c хохотом выскакивает кукла. Появляется скоморох, который в конце концов ломает ее. Боясь гнева волшебницы, он сам влезает в ящик вместо похожей на него куклы. B наказание аолше6ница одним взмахом руки уменьшает его в размерах.
До сих пор за ним следовал трюк «Молоковоз». И здесь маленький скоморох заточался в огромную бутылку, в которую наливалось молоко. Напившись его, скоморох снова вырастал. По смыслу этот трюк продолжал предыдущий, но тем не менее выпадал из стиля аттракциона, потому Зотова и Ширман долго думали о замене его. И вот они нашли иной вариант. Мне не пришлось увидеть новый трюк в работе, но возможно, Когда статья будет опубликована, он вытеснит из аттракциона «Молоковоз», Готовый реквизит я уже видела. Это будет котел, подвешенный на цепях и доверху наполненный молоком. Сложенные под котлом дрова зажгутся от пламени, которое вылетит из рук волшебницы; закипит, забурлит молоко, поднимется пар, меленького скомороха опустят в кипящее молоко... Мне кажется, этот фрагмент станет одним из самых веселых и живописных в аттракционе.
B другом новом трюке из филигранной вазы плавно поднимается блестящий металлический шар, покружится в вальсе вместе c иллюзионисткой и опустится на свое место. C ним тоже произойдут всякие приключения, в конце концов он исчезнет из вазы, a оттуда вы порхнет белый голубь, который соединит «Филигрань» со следующим трюком.
Часто ли мы запоминаем, уходя из цирка, как сделан реквизит? Остаются в памяти, иногда надолго, трюки, сами артисты, остается в памяти настроение, которое рождает тот или иной номер, запоминаются эффектные костюмы. A реквизит? Ведь это часть циркового произведения, как декорации в театре неотъемлемая часть спектакля. B данном случае реквизит останется в памяти, потому что все в аттракционе, ВПЛОТЬ до ножек и подставок, сделано в едином стиле, с художественным вкусом и тщательностью. Каждый предмет — сам по себе произведение, достойное любования. Это одна ИЗ задач создателей аттракциона — в мире чудес Все должно поражать.
A ведь такое оформление аппаратуры — дело трудоемкое. И здесь необходимо сказать o том, кто помогал аттракциону все годы его существования, — о горьковском художнике Иване Сорокине, который специально разработал укрупненный рисунок, учтя при этом, чтобы он Не увеличивал зрительно аппаратуру. Он собственноручно и расписывал реквизит. Помогал артистам также горьковский художник-дизайнер по металлу Анатолий Лисин. И конечно же, pодным домом стал для Зотовой и Ширмана Горьковский цирк во главе c И. Марининым. На определенных этапах творческого пути жизнь иллюзионного аттракциона Альбины Зотовой сложилась 6ы намного труднее, если бы не коллектив Горьковского цирка, его дружеская поддержка, готовность помочь, взять на себя бремя забот.
Когда я приехала в Ригу посмотреть новый вариант аттракциона «Радуга чудес», то первое, что сказал Анатолий Ширман: y коллектива переломный момент. И стал делиться планами, показывать незаконченный реквизит для новых трюков, эскизы, рассказал, что они c Альбиной мечтают о едином музыкальном произведении для своего аттракциона... Побыв несколько дней в командировке, поняла, что Зотова и Ширман по-прежнему неуспокоенные, ищущие, по-прежнему много работают и не считают аттракцион завершенным — им есть еще что сказать зрителю.
Но к сожалению, нельзя было не заметить горечь, которая проскальзывала в разговорах c артистами, душевную усталость — этого прежде не было. Правда, путь Зотовой в иллюзию c самого начала сопровождался всякого рода трудностями. Но ведь прошло десять лет, и артистка, несомненно, заняла достойное место в этом жанре. Тогда в чем же дело? Скажете, усталость — следствие прожитых лет. Верно, c годами обретается опыт, но теряется определенный запас прочности — это естественно и неизбежно. Но речь идет o той усталости, которая является следствием невнимания к творчеству артистов. A чем же иным можно объяснить тот факт, что c 1974 года аттракцион не включают в план на переоформление и усовершенствование. A чем иным можно объяснить и другой факт: целый год не утверждался сценарий? Хотя по этому сценарию коллектив работал и хорошо работал. Какими организационными неувязками объяснить простои? Например, в Горьком коллектив просидел полтора года, из которых девять месяцев аттракцион не финансировался, a зарплата артистам выплачивалась раз в три месяца. И только после того, как в Горьком проездом оказался директор Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ Г. Андрющенко, аттракцион начали финансировать.
Когда думаешь o судьбе аттракциона, то возникает вопрос: сколько же может длиться творческая блокада? Что, плохой аттракцион? Нет. Альбина Зотова — не актриса? Актриса, и хорошая. Плохой драматургический материал? И это не так.
К сожалению, неоправданно длительные простои, Отсутствие внимания со стороны Союзгосцирка, Всесоюзной дирекции стало системой.
И все же, постоянно испытывая всякого рода трудности, коллектив верит в то, что делает нужное и полезное дело, и надеется, что в конце концов на них обратят внимание, и они перестанут «вариться в собственном соку».
...Но вот и усталость, и ежедневные заботы, и плохое настроение — все осталось за дверью гримировочной комнаты. Звучит музыкальная увертюра с ее ярмарочным весельем, c плывущим издалека колокольным перезвоном, а на манеж выезжает автомобиль, из которого выбегает современно одетая женщина, которая через несколько мгновений превратится в волшебницу и сыграет вместе со своими помощниками иллюзионный спектакль в русском народном стиле.
C. РИВЕС
Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.
оставить комментарий