Альбом Сергея Большого
Кабинет Сергея Дмитриевича Большого напоминает музей. Здесь портреты друзей — артистов и композиторов, уникальные музыкальные инструменты. Но самое, пожалуй, примечательное — собранный им альбом, где хранятся около пятисот фотографий и документов, свидетельствующих о яркой творческой жизни артиста.
Увлечение балалайкой началось еще в детстве, когда высшим наслаждением для будущего артиста было бегать на «Девичку», где по праздникам устраивались народные гулянья, выступали музыканты и певцы, исполнявшие русские песни. Уступая настойчивым просьбам племянника, дядя подарил ему балалайку. С каждым годом росла любовь к «звонкой певунье», и вскоре Сергей Большой становится солистом оркестра гимназии. На первой странице альбома — фотография 1915 года. В руках Сергея Большого — стройного юноши в гимназической форме — неизменная балалайка. Рядом фотография молодого украинского казака. Это В. П. Овчинников, артист Большого театра, певец и бандурист. Встреча с ним во многом определила дальнейшую судьбу С. Большого. Овчинников знакомит юношу с артистами Большого и Малого театров, привлекает его для участия в концертах.
Составилась «летучая» концертная бригада, которой руководила артистка Малого театра Е. Д. Турчанинова. Шла война, и выступать чаще всего приходилось в лазаретах, на так называемых благотворительных вечерах. В альбоме пожелтевший от времени документ: «...благодарность за участие в бесплатном концерте для раненых и больных воинов в лазарете ф-ки Циндель, 15 октября 1916 года». В том же году С. Большой знакомится с Марией Николаевной Климентовой (Муромцевой), знаменитой оперной певицей, одной из первых исполнительниц партии Татьяны в опере «Евгений Онегин» и первой исполнительницей партии Оксаны в опере «Черевички». Она обратила внимание на талантливого юношу, стала приглашать его на устраиваемые ею концерты. У Марии Николаевны С. Большой встречается с В. И. Качаловым, И. М. Москвиным, К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером и другими выдающимися артистами и музыкантами.
Известная в то время артистка М. И. Ртищева, выступавшая со злободневными куплетами, пригласила его участвовать в своем номере. Был создан деревенский лубок, «трио ротозеев» — М. И. Ртищева, С. В. Халютина и С. Д. Большой, исполнявшее под балалайку частушки и пародии на мотивы популярных песен. Вскоре после Октябрьской революции студент Московского университета Сергей Большой становится инструктором оркестра народных инструментов Московского Пролеткульта. Концерт 6 ноября 1918 года — один из самых незабываемых в жизни артиста: здесь он впервые увидел и услышал В. И. Ленина. Как память о том незабываемом вечере хранится в альбоме пожелтевшая газетная вырезка.
В годы гражданской войны Сергей Большой — артист передвижных фронтовых агитбригад. Теперь, перелистывая страницы альбома, он с волнением рассматривает старые документы, возвращающие нас к тому бурному, незабываемому времени. Вот справка, выданная в 1918 году Бюро помощи военнопленным «в том, что Большой участвовал в постановке концерта-митинга для прибывающих военнопленных в качестве виртуоза на балалайке. Бюро выражает т. Большому дружескую благодарность за его непосредственное участие во встрече». В перерывах между поездками на фронт С. Большой участвует в концертах вместе с ведущими артистами московских театров. Собранные средства поступают в фонд помощи нуждающимся.
В сентябре 1923 года С. Большой — в числе артистов участников первого Всероссийского автопробега. В альбоме фотографии, справки, удостоверения, относящиеся к этому событию. «Удостоверение № 453. Предъявителю сего гр-ну Большому С, артисту. Комитет пробега разрешает проезд на автомобиле № 47 (фирма «Фиат»)». Здесь же — программа концерта, данного в Витебске артистами — участниками автопробега, и рецензия из «Известий Витебского Губисполкома и Губкома РКП»: «Номера концерта исполнялись прекрасно. Солист Великорусского оркестра Сергей Большой показал, во что может превратиться примитивный инструмент балалайка в руках художника».
С большим успехом проходят гастроли Сергея Большого по стране. В ноябре 1924 года он впервые получает приглашение выступить по радио, и с тех пор более сорока лет звучит в эфире его балалайка. Бережно хранится в альбоме программа торжественного вечера в Большом театре, посвященного VIII годовщине Красной Армии (февраль 1926 года). Со вступительным словом выступил М. И. Калинин, доклад сделал К. Е. Ворошилов. Среди участников концерта — А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. В. Гельцер, Е. Н. Гоголева, В. И. Качалов, Н. П. Смирнов-Сокольский. В этом концерте посчастливилось выступить и Сергею Большому.
Продолжаются гастрольные поездки артиста по стране. Балалайка С. Большого звучит на открытии Турксиба и в Крыму, на Кавказе и на Украине. Печать отмечает у него «живую манеру игры и исключительное владение техникой». Сергей Дмитриевич много работает над самим музыкальным инструментом, стремится усовершенствовать его. Одну из балалаек, сделанных С. Большим, приобрел музей музыкальной культуры имени Глинки. Балалайки всевозможных размеров и конструкций, изготовленные им, звучали в концертах Красноармейского балалаечного оркестра ЦДКА, солистом которого он был. «Правда» в одной из рецензий в феврале 1937 года писала: «ЦДКА вырастил и воспитал еще один замечательный коллектив... Красноармейцы с балалайками в руках пускаются в пляс, вовлекая в круг замечательного мастера С. Большого»...
С 1957 г. С. Большой не выступает в концертах. Но старейший музыкант не расстается с любимым делом. Он член жюри первого и второго конкурсов имени Андреева (1961 и 1964 гг.), активный музыкально-общественный деятель. Свою семидесятую годовщину Сергей Дмитриевич Большой встречает полным сил и новых творческих замыслов.
А. ПАВЛОВА
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1967 г.
оставить комментарий