Альбом социальных портретов
Артисты эстрады и балетмейстеры ищут темы для танца, ищут они и новые средства современного их решения.
Но, может быть, следует порыться в истории нашего эстрадного танца? Кое-что уже найденное старыми мастерами и сейчас еще не утратило сценической свежести. Для примера напомню о находках мастера эстрадного танца Людмилы Аполлоновны Спокойской, создавшей в свое время серию хореографических социальных портретов.
Л. Спокойская с масками «Банкира» и «Подхалима»
В течение тридцати лет я был свидетелем творческого пути этой талантливой исполнительницы сюжетного танца, привнесшей в эстрадную хореографию живую струю политической и бытовой сатиры. Артистке были некогда посвящены очень теплые рецензии. О ней писали: «Людмила Спокойская — одно из самых ярких явлений в жанре эстрадного танца», ее называли новатором. А один из критиков отмечал: «Нужно обладать громадным мастерством танцовщика-актера, чтобы средствами ритмической пантомимы очертить изобран-ный социальный тип так, как будто бы на его описание истрачены сотни слов и строк. Спокойская это сделала. Это — уничтожающие портреты, которые без промаха расстреливают свою модель».
Что же было самым примечательным в творческих дерзаниях артистки?
В 1936 году артистка с большим успехом выступила в Ленинградском мюзик-холле с программой «Сатирические портреты». Вот символ капитала — Банкир, который покупает за деньги все. Его облик — цилиндр, монокль, лакированный ботинок в луче прожектора. Мертвенно-бледное ,лицо с оскаленными зубами слегка подергивается. Он хочет казаться сильным и беспечным. Но вдруг его ногу сводит судорога. Банкир, одряхлевший, осунувшийся, исчезает, злобно и безнадежно угрожая костлявым кулаком. А вот наш старый знакомый Пришлепов. На голове — красный картуз, на плечах — красная кожанка, в руках — такого же цвета портфель. Артистка скупыми мазками создала убийственный образ одного из присосавшихся к социализму типов — портфеленосца Пришлепова.
После войны Л. Спокойская рисовала свои социальные портреты уже применительно к новой обстановки. Мы увидели на сцене не Банкира, а Дипломата. В галантной манере представившись зрителям, он пытается произнести речь, то льстиво умилительную, то угрожающую. Наконец он пускает в ход последнее средство — подкуп. Но ничего не выходит. Дипломат недоволен, в глазах его зажигаются искорки ненависти. И перед нами охваченный яростью джентльмен в цилиндре, за плечами которого, словно крылья хищной черной птицы, развеваются полы плаща... Джентльмен надвигается на зрителя, но его злобный натиск прерывают позывные Спасской башни, вслед за которыми звучит победная маршевая музыка.
На сцене — Блатмейстер, ловко использующий послевоенные трудности для личной наживы: дорогая шляпа, модный костюм, брюки с отлично отутюженной складочкой. И весело смеется зритель, когда этот самодовольный тип, развалившись на стуле, вдруг оказывается прикованным к нему. Потом спинка стула трансформируется в тюремную решетку.
Мы перелистали несколько страничек из интересного хореографического альбома «Социальные портреты». Я далек от мысли советовать пользоваться этими готовыми рецептами. Природа эстрадного танца, как и вообще эстрадного искусства, такова, что оно остросовременно. Отсюда необходимость пытливых поисков новых тем, а для решения их — новых форм. Однако использовать богатейший опыт и достижения наших мастеров, скрупулезно отбирая каждую крупинку всего, что может быть поставлено на службу сегодня, очень нужно. В этом плане мне представляется весьма интересным и ценным вклад в развитие советского эстрадного танца, внесенный Л. А. Спокойской. Этот вклад, думается, еще не исчерпал себя.
М. УГЛИЧ
Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.
оставить комментарий