В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Александр Аронов о Льве Осинском

В шестом номере журнала «Юность» за минувший год напечатана повесть «Пассажир без билета». Главный ее герой — заслуженный артист РСФСР Лев Осинский.

Автор этого произведения Александр Аронов — чело­век известный и в театральных кругах и в цирковой среде. Цирковой режиссер, он работал с актерами, выпускал номе­ра, полные выдумки, юмора, веселья. Он не только режиссер, но и педагог. Эти его качества сказались при работе в студии Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, где он вместе с Л. Елагиным много сделал для воспитания творческой молодежи, ныне уже занявшей заметное место в театре. Достаточно назвать Е. Никищихину, сыгравшую «Антигону» Ж. Ануйля, и некоторых других.

И в том, что Александр Аронов — литератор и педагог, я вижу большую органическую связь. Мы много читали разной литературы об артистах больших и малых. Но многие из этих произведе­ний мы, прочитав, тут же забывали. Иное дело — повесть о Льве Осинском. Автор не просто описывает жизнь арти­ста, он рисует картину становления личности — от подростка к юноше, а за­тем гражданину — защитнику нашего социалистического Отечества и зрелому мастеру искусства. Лейтмотив этого произведения — мысль о том, что искус­ство приходит через труд и только через труд. Писатель не сглаживает шерохо­ватостей в характерах своих героев, у них есть свои недостатки, но тем жиз­неннее, тем достовернее предстают эти люди перед нами.

Нельзя не заметить, что рецензируе­мое произведение — своего рода страница истории советского цирка. Диву даешься тому, какой еще незадолго до Великой Отечественной войны в системе цирков был хаос, как много было слу­чайных «артистов»; даже в большом городе можно было встретить балаган чуть ли не конца XIX века. Конечно, были и тогда замечательные мастера циркового искусства, горячо, самозаб­венно преданные делу. Какой искренней теплотой, например, проникнуты строки, посвященные старому дрессировщику И. Филатову! Человек и животное! Дружба, любовь, память, бережное от­ношение... Эта небольшая сцена, как драгоценный камень в ожерелье, укра­шает повесть А. Аронова.

На снимке: слева направо — Л. ОСИН­СКИЙ, А. АРОНОВ и В. ВОЛЖАНСКИЙ. Фото С. ВАСИНАНа снимке: слева направо — Л. ОСИН­СКИЙ, А. АРОНОВ и В. ВОЛЖАНСКИЙ. Фото С. ВАСИНА

Через сложные «университеты» про­шел герой повести Левка. В этом преж­де всего и познавательное и воспита­тельное ее значение. Повесть документальна. Очень часто произведения подобного рода отличает сухость изложения фактов, бесстрастное перечисление событий. Этого не ска­жешь о «Пассажире без билета», где документальность, достоверность обле­чены в подлинно художественную лите­ратурную форму.

 

Что менее удалось автору? Образы некоторых людей, окружающих героя. Называются известные артисты, но да­леко не все они наделены индивидуальными характерами, только им прису­щими чертами, даже разговаривают они одинаковым языком. В целом же повесть читается с увле­чением, всему, о чем рассказывает автор, веришь. Хорошая повесть о хорошем артисте!
 

НИК. СЫКЧИН

Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100