Александр Аронов о Льве Осинском
В шестом номере журнала «Юность» за минувший год напечатана повесть «Пассажир без билета». Главный ее герой — заслуженный артист РСФСР Лев Осинский.
Автор этого произведения Александр Аронов — человек известный и в театральных кругах и в цирковой среде. Цирковой режиссер, он работал с актерами, выпускал номера, полные выдумки, юмора, веселья. Он не только режиссер, но и педагог. Эти его качества сказались при работе в студии Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, где он вместе с Л. Елагиным много сделал для воспитания творческой молодежи, ныне уже занявшей заметное место в театре. Достаточно назвать Е. Никищихину, сыгравшую «Антигону» Ж. Ануйля, и некоторых других.
И в том, что Александр Аронов — литератор и педагог, я вижу большую органическую связь. Мы много читали разной литературы об артистах больших и малых. Но многие из этих произведений мы, прочитав, тут же забывали. Иное дело — повесть о Льве Осинском. Автор не просто описывает жизнь артиста, он рисует картину становления личности — от подростка к юноше, а затем гражданину — защитнику нашего социалистического Отечества и зрелому мастеру искусства. Лейтмотив этого произведения — мысль о том, что искусство приходит через труд и только через труд. Писатель не сглаживает шероховатостей в характерах своих героев, у них есть свои недостатки, но тем жизненнее, тем достовернее предстают эти люди перед нами.
Нельзя не заметить, что рецензируемое произведение — своего рода страница истории советского цирка. Диву даешься тому, какой еще незадолго до Великой Отечественной войны в системе цирков был хаос, как много было случайных «артистов»; даже в большом городе можно было встретить балаган чуть ли не конца XIX века. Конечно, были и тогда замечательные мастера циркового искусства, горячо, самозабвенно преданные делу. Какой искренней теплотой, например, проникнуты строки, посвященные старому дрессировщику И. Филатову! Человек и животное! Дружба, любовь, память, бережное отношение... Эта небольшая сцена, как драгоценный камень в ожерелье, украшает повесть А. Аронова.
На снимке: слева направо — Л. ОСИНСКИЙ, А. АРОНОВ и В. ВОЛЖАНСКИЙ. Фото С. ВАСИНА
Через сложные «университеты» прошел герой повести Левка. В этом прежде всего и познавательное и воспитательное ее значение. Повесть документальна. Очень часто произведения подобного рода отличает сухость изложения фактов, бесстрастное перечисление событий. Этого не скажешь о «Пассажире без билета», где документальность, достоверность облечены в подлинно художественную литературную форму.
Что менее удалось автору? Образы некоторых людей, окружающих героя. Называются известные артисты, но далеко не все они наделены индивидуальными характерами, только им присущими чертами, даже разговаривают они одинаковым языком. В целом же повесть читается с увлечением, всему, о чем рассказывает автор, веришь. Хорошая повесть о хорошем артисте!
НИК. СЫКЧИН
Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.
оставить комментарий