Александр Асадчев - музыкальный эксцентрик
После того как прозвучат эти слова ведущего, на манеже появляется артист в скромном, немного мешковатом костюме и канотье. Он вполне может сойти за музыканта обычного джаз-оркестра — от цирка здесь только белые ботинки с бантиками вместо шнурков и пышный красный бант.
Охарактеризовать основной конфликт номера Асадчева можно так — это поединок артиста с музыкальными инструментами (роялем, тромбоном) и аппаратурой (микрофоном и пьедесталом, на котором тот установлен). Ситуации, возникающие при этом, необычны, парадоксальны и в чем-то даже абсурдны.
В самом начале выступления с рояля улетают ноты, затем рояль внезапно поглощает яблоко, которым коверный премировал артиста, пюпитр все время норовит ударить музыканта по голове (и в конце концов ударяет), наконец рояль... взрывается(!), его ножки проваливаются куда-то внутрь, и артист падает на него без чувств. Но справедливости ради отметим, что и обращается он с инструментом не самым почтительным образом: ему ничего не стоит оторвать у рояля крышку, а войдя в творческий экстаз, начать вырывать клавиши из клавиатуры.
Не меньше неприятностей доставляет и пьедестал, на котором установлен микрофон. То он споткнется об него и расплющит тромбон «в лепешку», а споткнувшись во второй раз, разломает его на две части и затем соединит их весьма хитрым способом, после чего на тромбоне приходится играть с помощью... ноги.
Но «главный враг» артиста — это микрофон, который с самого начала отказывается работать. Тогда артист превращает его в вешалку. Но и такое наказание не действует: микрофон не работает. Тут уж Асадчев пытается «кокетничать» с ним, но безрезультатно. А в финале номера разозленный микрофон буквально нокаутирует своего противника, и тот, перелетев на другой конец манежа, оказывается на «взорвавшемся» рояле, который и увозит его за кулисы.
И все же главное в этом номере не различные смешные ситуации, а то, как Асадчев-актер эти забавные ситуации обыгрывает.
Артист создает на манеже образ трогательно-смешного недотепы-музыканта, вечно попадающего впросак и тем не менее с упорством продолжающего свое выступление. Герой Асадчева то немного самоуверен, то застенчиво робок, то по-мальчишески задирист. Причем переходы из одного состояния в другое настолько психологически оправданны и достоверны, что зрители безоговорочно верят артисту и всему тому, что происходит с ним на манеже.
Герой Асадчева подкупает нас и своим оптимизмом. Ведь не у каждого хватит сил после стольких злоключений продолжать задуманное: другой бы опрометью убежал с манежа, когда под ним взорвался рояль. А этот ничего — выступает, и в конце концов весь зрительный зал хлопает в такт мелодии, которую он играет на тромбоне...
Номер окончен, и неутомимого музыканта, уехавшего с манежа на взорвавшемся рояле, буквально силой выталкивают на поклон. И он искренне недоумевает: почему же ему рукоплещет зрительный зал?
Асадчев не прибегает к помощи слова, в его арсенале лишь средство пантомимы. Он принадлежит к той категории актеров, которые без слов умеют все рассказать зрителям о своем герое, сыграть свою пьесу на манеже так, что она становится понятной зрителям любого возраста.
Номер обладает четкой драматургией, переходы от одного трюка к другому (а правильнее сказать, от одного инструмента к другому) естественны.
Надо еще учесть и то, что Асадчев работает один (помощь инспектора манежа в данном случае минимальна), он не может рассчитывать на помощь партнеров. А одному приковывать к себе внимание всего зрительного зала на протяжении номера очень непросто. Но смех в зрительном зале во время выступления Асадчева не затихает ни на минуту...
Хочется надеяться, что о дальнейшем мы встретимся с новыми героями Александра Асадчева.
МИХАИЛ НИКОЛАЕВ
оставить комментарий