В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Преданность музыки Александра Цыганкова

A. ЦыганковПуть Александра Цыганкова в музыке — долгий и счacтливый труд. Уроженец Сибири, рос в семье, где любили музицировать. Мать играла на фортепиано. Дед — на мандолине.

На фото. A. Цыганков

Александру захотелось научить­ся играть не этом инструменте. Если что-то нравилось, упорно добивался исполнения желания — это качество он сохранил до сих пор. Вначале играл в духовом ор­кестре Дворца пионеров города Оренбурга. Потом посту­пил сразу в четвертый класс музыкальной школы Омска. C энтузиазмом играл в оркестре «Спутник» Омской фи­лармонии. Серьезная профессиональная учеба началась в Омском музыкaльном училище. Первый курс. Первый конкурс. Первое место. Первый титул.

Музыкальное училище закончил за три года. Алек­сандр Цыганков становится победителем Всероссийского фестиваля советской музыки в Свердловске. Много кон­цертирует. Но желание совершенствоваться приводит его в Московский государственный музыкально-педаго­гический институт имени ГНЕСИНЫХ. Творческая атмосфера института, общение c такими педагогами, как профессор Шишаков и лауреат Всероссийского конкурса Рудольф Бе­лов, создали ту среду, которая питала талант Цыганкова.

Будучи студентом 1 курса, он становится лауреатом IХ Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Со­фии. Из семидесяти двух исполнителей на народных ин­струментах жюри выбрало и отметило домриста Цыган­кова. На Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах в 1973 году он получил приз за луч­шую обработку русской народной песни. Сейчас A. Цы­ганков — лауреат восьми конкурсов.

Занимаясь на четвертом курсе Института имени Гне­синых, Цыганков прошел по конкурсу в Государствен­ный оркестр русских нарoдных инструментов имени H. П. Осипова, где проработал долгие годы. Работа в оркестре расширила его творческие возможности, осо­бенно в плане ансамблевого музицирования. K всесоюз­ному конкурсу исполнителей на народных инструментах в 1979 году Цыганков подготовил ансамбль солистов ор­кестра имени Осипова, c которым они заняли первое место, мастерски исполнив «Маленькую ночную сере­наду» Моцарта и «Интродукцию и чардаш» Цыганкова. 

Композицией Александр начал заниматься еще в учи­лище. Репертуар для домры недостаточно велик. Расши­ряется он благодаря переложениям классического репер­туара других инструментов, особенно скрипки. Александр Цыганков сделал много таких переложений. Особенно популярны его талантливые переложения таких шедев­ров скрипичной музыки, как фантазия на темы оперы Гуно «Фауст» Венявкого, «Баскское  каприччио» Сара­сате, «Венецианский карнавал» Паганини, «Фолия» Корелли-Крейслера. Сохранив суть и образность этик произведений, он дал им. вторую жизнь на своем инстру­менте.

Его исполнительское искусство вызывает восторжен­ные отклики западной прессы. B Японии и Америке Цыганкова называют «русским Паганини». B своих концер­тах Александр c неизменным мастерством играет как классический репертуар, таки бесчисленные обработки русских народных песен. Большинство этик обработок сделаны им самим. B обработках он не допускает штам­пов. Каждая сделана в своем стиле: классическом, го­родского романса, народных частушек, припевок. A шуточная пьеса на тему «Перевоз Дуня держала» напи­сана в стиле кантри c элементами рока. Исполняется эта пьеса легко, весело, с юмором и озорством, что всег­да вызывает радостный отклик публики. Александр Цы­ганков считает, что нельзя искусственно разграничивать различные музыкальные жанры. B концертах должны зву­чать и произведения классики, и народная музыка, и произведения современных композиторов, и джаз.

— O дни говорят, что на домре надо играть сугубо народную музыку. Другие являются сторонниками актив­ной академизации. Одно не должно заменять другое. Нет смысла искусственно ограничивать инструмент, так же, как и нет смысла отрывать народные инструменты от той почвы, которая их породила, — говорит Алек­сандр Цыганков.

B концертах он исполняет и свои собственные оригинальные сочинения, такие, как «Элегия», «Поэма па­мяти павших героев». В его исполнении сочетаются виртуозность и умение «петь» на инструменте. Приемы зву­коизвлечения в его игре являются предметом изучения специалистов. A. Цыганков обогатил исполнение на дом­ре штрихами, которые до него широко не применялись: пиццикато левой руки, приемы дуэтной игры, игра двой­ными нотами, искусственные флажолеты.

B концертах он сочетает исполнительство c просвети­тельской работой — синтез слова и музыки.

— Когда рассказываешь об инструменте, об истории создания произведения, o композиторе, слушателю хо­чется проникнуть в суть, — говорит Александр Цыганков.

Рассказывая o «Венецианском карнавале» Паганини, он увлекает слушателя интересными ассоциациями. На­пример, форма вариаций, в которой написана эта пьеса, сродни карнавалу — смена масок, хоровод ярких образов.

Цыганков занимается и педагогикой. Закончив асси­стентуру Института имени Гнесиных, он стал преподава­телем этого института.

C одинаковой отдачей он выступает в лучших кон­цертных залах Москвы и в далеких селах, в различных странах мира и в красных уголках заводов. Перед гаст­ролями в какую-либо страну, он делает обработку на­родной песни этой страны. Так, перед поездкой в Мек­сику, родилась обработка народной песни «Голубка» где домра напоминает по звучанию гавайскую гитару.

— На обработку вдохновляет сама музыка.  Стиль чардаша, цыганские мелодии увлекали меня с детства. Мечта осуществилась, когда перед поездкой в Венгрию я написал «Интродукцию и чардаш»,— рассказывает Алек­сандр.

Эта темпераментная, захватывающая пьеса является украшением многих его концертов. Партию фортепиано в них исполняет Инна Шевченко, прекрасная пианистка, чуткий аккомпаниатор. Их ансамбль воспринимается как единый инструмент. Александр Цыганков мечтает повсе­местно возродить традиции семейного музицирования — чтобы члены семьи играли на разных инструментах и их объединяли бы не только родственные связи, но и музыка.

Несколько лет назад на телевидении был записан его сольный концерт. B редакцию пришло множество писем. Люди просили рассказать o народных инструментах, ис­полнителях, композиторах. Так родилась передача «Го­лоса народных инструментов», неизменным ведущим ко­торой был Александр Цыганков. Эта передача сыграла большую роль в пропаганде народного искусства.

за последние годы особенно возрос интерес к рус­скому народному искусству за рубежом. Немалая заслу­га в этом Цыганкова. Шведские музыканты приглашали Александра Цыганкова для проведения семинара участников народных оркестров. Был он и в числе первых приглашенных для участия в цикле передач шведского телевидения «Встречи c русскими артистами». Умение убеждать и заражать своей убежденностью. Обаяние личности. Щедрость души. Все это свойственно Александру Цыганкову.
 

АННА ИСТОМИНА

Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100