Мой учитель Алексей Артемьев
Эти строки — o замечательном артисте и человеке, o моем учителем партнере Алексее Алексеевиче Артемьеве. Он был выпускником циркового училища.
На фото номер «Танцовщики на проволоке». Старик — АЛЕКСЕЙ АРТЕМЬЕВ.
Вместе с ним y тех же педагогов занимались Владимир Волжанский, братья Французовы и другие известные впоследствии мастера цирка. Алексей Артемьев и eгo партнер Григорий Бурдой окончили училище а 1939 году и стали танцовщикамм на проволоке. Артемьев выходил в обрезе девушки, Бурдон галантно ухаживал за «девушкой», они старались переплясать друг друга. B финале номера происходило «разоблачение»: юная «танцовщица» сбрасывала платье и публика екала, когда видела двух молодых артистов.
... C первых дней Великой Отечественной войны Алексей Артемьев на фронте. Но c проволокой он и там не расставался — носил в рюкзаке трос и при первой возможности натягивал проволоку между деревьями, радуя своим искусством однополчан.
Когда окончилась война, Артемьев вновь вернулся на манеж и создал прекрасный номер танцовщики на проволоке», который был оформлен в русском стиле. Проволока, натянутая между двух белоствольных березок (образ, видимо, навеянный выступлениями Артемьева не фронте). Девушки в русских нарядах. Парни в расписных рубахах , один из них — гармонист. A вот и главное действующее лицо — веселый, немного лукавый старичок, он не прочь пуститься в пляс, но окааы вается, что до сих пор он ни разу «не ступал» на проволоку. Тут-то и начинается сaмое интересное: Старик (A. Артемьев) движется по проволоке без веера, оступается, качается, «неловко» приседает, хватается за трос руками, делает оборот вокруг него и вновь стоит не проволоке. Все смелее становятся его движения, все рискованнее. И вот уж он поражает своих друзей, a вместе c ними и публику виртуозными танцами.
Как он танцевал «Барыню» с бубном в руках) Как выполнял «ползунки», «кабриоли», какие делал «оттяжки». Профессиональные танцоры говорили, что так прекрасно исполнял вce эти комбинации нелегко даже не полу, a уж на проволоке тем более.
Алексей Алексеевич танцевал удивительно красиво. Его финальнaя комбинация — крутка на железном крючке, вмонтированном в метлу, — вызывала и смех и бурные аплодисменты. Ведь он делал двенадцать-пятнадцать оборотов вокруг проволоки.
Но Артeмьев был не только замечательным танцором, но и прекрасным педагогом. Он учил только нас, своих партнёров, но помогал советами многим артистам. В то время даже существовало пометив «школа Артемьева». И действительно, тогда многие учились по его методике, перенимали его навыки, считали его непревзойденным мастером танцев на проволоке. A в жизни этот большой мастер был удивительно скромным человеком.
Последние двенадцать лет его номер состоял из четырех исполнителей. Кроме самого Артемьева на манеж выходили E. Сухерева, A. Сухарев и я. Выступления наши всегда имели успех. Главная заслуга в этом - Алексея Артемьева. B 1972 году все участники номера ушли на заслуженный отдых, но своего руководителя не забывали никогда, встречались с мим, переписывались.
Недавно Алексея Алексеевича не стало... Хочется, чтобы o его искусстве помнили молодые артисты. Поэтому я и написала эти строки о талантливом цирковом мастере.
Софья Исунова
Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.
оставить комментарий