Анатолий Папанов - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Анатолий Папанов

Анатолий ПапановТворчество большого актера драматического театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова необычайно популярно и, кажется, хорошо известно всем, но талант — явление поистине безграничное и непредсказуемое.

Пластинка, которая готовится на фирме «Мелодия», знакомит нас не только с литературно-драматическими записями Папанова, но и с его последними работами в песенном жанре. На первой стороне пластинки оживают в звуках незабываемый папановский генерал Серпилин из фильма «Живые и мертвые», фантастические, наполненные гоголевским юмором персонажи из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Потом доверительный рассказ актера о себе (фрагменты творческой встречи, записанной на радио). А перевернув пластинку, мы слышим, как Папанов поет, причем не только привычные «смешные» песни, но и глубокие, вдумчивые, лирические. Автор этих песен и составитель пластинки композитор Вадим Орловецкий.

— Судьба свела нас в Новосибирске необычайно жарким летом 1982 года, — рассказывает он. — Театр сатиры приехал туда на гастроли. Мне удалось тогда договориться с Андреем Мироновым порепетировать перед спектаклем одну из песен для предполагавшейся записи в Москве. Помню, вошел я в гримуборную, где актеры отдыхали между дневным и вечерним спектаклями, и увидел целое созвездие сатировцев — Миронова, Ширвиндта, Державина, Мишулина и Папанова... В волнении перед такой необычной аудиторией подошел по просьбе Миронова к инструменту и начал «Песенку настройщика роялей». По мере ее исполнения воодушевлялся все больше и больше, «входил в образ» и завершил свое исполнение лихим пассажем... Это воодушевление привело к тому, что Андрей Миронов сказал после небольшой паузы: «Не понимаю, зачем вам здесь я». После нашего короткого разговора с Мироновым к роялю подошел Анатолий Дмитриевич и спросил, не могу ли я и ему предложить какой-нибудь музыкальный номер... Просьба, как вы понимаете, была совершенно неожиданной: что показать прославленному артисту, которого я любил, как и многие зрители?! Что-то комическое, игровое?.. Я еще раз посмотрел в глаза Анатолия Дмитриевича, и этот мудрый, проникающий в самую душу взгляд вдруг вывел меня из замешательства. В глубинах памяти ожил генерал Серпилин в исполнении Папанова из «Живых и мертвых». Я уже знал, что должен играть...

«А сердце, к сожалению, стареет... В обрез его минуты и часы, Оно не вечный двигатель... скорее, Оно, как заведенные часы...».

Песня на стихи М. Лисянского «Сердце», написанная мною в середине семидесятых... В общем-то о поколении Анатолия Дмитриевича, о нем самом... Где-то после третьего куплета решился взглянуть на Папанова и понял, что не ошибся с выбором. Он попросил у меня ее с тем чтобы в Москве посидеть с концертмейстером и «сделать песню» — так и сказал.

На следующий день «Сердце» было уже у него... А еще через несколько дней его увезли с инфарктом в Москву — задолго до окончания гастролей... Я благодарен судьбе за то, что это была не последняя наша встреча. Анатолий Дмитриевич после того, как врачи подняли его на ноги, о песне «Сердце» не вспоминал. Но именно этот эпизод помог мне раз и навсегда определить для себя широту его исполнительского диапазона — от незамысловатой песенки до серьезной лирической. В дальнейшем мы выбирали близкие ему песни. Я показывал ему практически все свои новые работы, и, если песня привлекала внимание Папанова, он записывал ее на магнитофон, затем просил меня сыграть один аккомпанемент... Это были первые этапы совместной работы. Между тем в нынешней эстрадной среде это не очень-то принято — чаще «звезда» предлагает тебе принести готовую кассету с записью, обещая потом продумать, ляжет ли ей эта вещь на душу...

Народный артист СССР Анатолий Папанов был начисто лишен как «звездной болезни», так и присущих такого рода «звездам» качеств.

Услышав этот рассказ, я невольно задумалась о редком даре человечности. Ведь он присущ далеко не всем, даже очень талантливым, людям. Наверное, поэтому лирические песни в исполнении А. Д. Папанова звучат так глубоко и проникновенно, в них чувствуется такое серьезное, внимательное отношение к слову, к образу, а в конечном итоге к человеку, о котором и для которого поется. Анатолию Дмитриевичу понравилась песня Вадима Орловецкого на стихи Михаила Пляцковского «Клавдия Ивановна», посвященная Шульженко. Ее нежный, сдержанный лиризм как бы возвращает нас в те времена, когда певучесть мелодии была главным достоинством песни, когда, слушая, хотелось подпеть.

Песня «Клавдия Ивановна» стала первой в цикле песен-портретов В. Орловецкого, посвященном памяти ушедших певцов, актеров, музыкантов. Он обращался к поэтам, хорошо знавшим любимых артистов. Так родились «Песня о Бернесе» на стихи Константина Ваншенкина, «Песня об Утесове» на стихи Марка Лисянского, «Памяти друга» — о Соловьеве-Седом на стихи Михаила Матусовского... А теперь появится и песня о Папанове. Стихи уже написал поэт О. Кочетков.

...Сущность человека определяется его умением любить других, хранить память об ушедших, тем самым перенося их свет, продолжая их жизнь. Как мы удивительно нещедры, как не умеем ценить тех, кто нас связывает с прекрасным. Даже когда они покидают нас, мы не идем дальше бесчисленных «ахов» и «охов» и не очень энергично пытаемся увековечить ушедших звуком, словом, рисунком, скульптурой, всеми теми скромными средствами, которыми владеем. Трудно «шла» папановская пластинка. Реставраторы фирмы «Мелодия» беспомощно «опускали руки». И только при участии звукорежиссера и композитора В. Б. Бабушкина, человека долга, дело сдвинулось с мертвой точки.

Когда слушаешь песни в исполнении А. Д. Папанова, становится совершенно ясно, что он должен был раскрыться еще одной гранью своего таланта — как исполнитель лирических песен. И эта грань уравновесила бы его великолепные гротесковые музыкальные зарисовки.

О комедийном даре Папанова знает каждый. Его говорящий и поющий Волк в сериале Котеночкина «Ну, погоди!», его знаменитый «Водяной» (музыка М. Дунаевского, стихи Ю. Энтина) из мультфильма «Летучий корабль» заставят улыбнуться еще не одно поколение детей и взрослых. А как он «сделал» сатирическую песню-сценку В. Орловецкого на стихи И. Николюкина «Исповедь»! Сколько образных деталей «увидел» артист в образе незадачливого потребителя спиртного. А рядом другой образ — удалой «Камаринский мужик» (стихи В. Семернина). Трагическим заключительным аккордом звучит так и не спетая Папановым песня «Сердце» — песня, теперь уже посвященная его памяти.

Анна ИСТОМИНА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования