Анатолий Шаг-Новожилов - изобретатель, рационализатор - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 17:01 | 25.11.2019

Анатолий Шаг-Новожилов - изобретатель, рационализатор

Анатолий Шаг-Новожилов - изобретатель, рационализаторРадость достав лает встреча с человеком, который не старается быть привлекательным, а покоряет природой своей; непосредственный, искренний во всем.

Таков Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов. Человек творческий, по существу, Шаг-Новожилов изобретатель, рационализатор. У него бесконечное множество задуманного. Его домашняя мастерская в Ялте — это лаборатория, скопление инструментов и материалов, из которых можно изготовить нужную деталь для циркового аппарата. Идем аппаратов иллюзионных аттракционов и номеров других жанров возникают у Анатолия Сергеевича постоянно. Ни у кого, пожалуй, нет такого обилия придуманного, как у него. Придуманного и часто не осуществленного. Однако каждое изобретение им столь выверено, что может в любой момент быть использовано. Это — богатейшая кладовая, волшебный запасник, мир технических чудес, рожденный выдумщиком из страны цирка. «Я уважаю изобретателя, его увлеченность, его талант, — говорил Шагу известный иллюзионист А. Вадимов. — Я поэтому в своих книгах не разоблачил ни одного твоего трюка. И ненавижу тех, кто берет у других и выдает за свое».

Артисты, встречавшиеся с А. Шагом-Новожиловым в программах, восхищенно говорят о его умении все делать своими руками, о его необыкновенной трудоспособности.

Подростком в 1924 году Анатолий Новожилов поступил в ФЗУ. В 1927 году стал модельщиком пятого разряда. Для этого нужно было знать литейное дело, быть специалистом токарем по дереву, в совершенстве читать чертежи. И уже тогда, в ученические годы, Анатолий пристрастился к цирку.

В 20-е годы Новожилов уже выступает в программах в Днепропетровске, Умани (цирк Дротянкина), на Волге у Васильева, в Херсоне (у дяди Пуда), в Николаеве в коллективе под руководством И. Черского — в самом различном амплуа — в качестве акробата-эксцентрика, акробата-прыгуна, коверного, музыкального эксцентрика. У Сержа прошел жокейскую школу.

Однажды в Бердичеве, куда выехали с программой артисты, громадные афиши зазывали на представление, будоража воображение необыкновенными номерами. Один из участников представления иллюзионист Бен-Бахар, решив, что успех зависит лишь от него, потребовал себе 50 процентов сбора. Труппа возмутилась. Особо протестовал юный Новожилов. Бен-Бахар уехал. Тогда, с согласия товарищей, Новожилов взялся заменить Бен-Бахара. В течение трех дней он изготовив своими руками все необходимое, удачно показал номер иллюзии. Это было в 1929 году.

Судьба привела Новожилова в Харьков. Здесь он сделал легкую аппаратуру для фокусов, манипуляции, успешно прошел просмотр в филармонии. Вслед за демонстрацией фокуса шло его разоблачение и тут же — новое засекречивание. Для тех лет это было непривычно. Одновременно Шаг выступал как чтец, конферансье, акробат, танцор. Лишь через два
года для Шага-Новожилова жанр иллюзии стал главным. Произошло это так. Призванный в армию, он был включен в концертную команду Дома Красной Армии. Тогда, в 1934 году, он создал иллюзионно-трансформационный аттракцион «У них и у нас». После демобилизации, продолжая совершенствовать аттракцион, Шаг создал новое представление «Ось Берлин — Рим — Токио» (1938 г.). В самый канун Великой Отечественной войны он показал аттракцион «Если завтра война».

Из предвоенной творческой деятельности Шага следует назвать его участие во Всесоюзном конкурсе эстрады. Второй тур проходил в Москве, в помещении Театра имени Евг. Вахтангова. Но конкурсу не суждено было завершиться — началась война.

В свою часть Шаг явился на третий день войны. Он был пулеметчиком команды воздушно-морского десанта, входил в состав морской бригады. Был командиром стрелковой роты. Не однажды Шаг вел диалог со смертью и в бою и в стихах, которые рождались у него в огне сражений:

«...Твоя коса, как на прямой наводке,
Ты не пугай меня, ей-богу не боюсь!»


В 1944 году Шаг стал членом КПСС.

После войны Шаг выпустил аттракцион «Победа» (1946 г.), в основу которого положил фельетон «Это сделано у нас» В. Масса и М. Червинского.

Масштабнее и политически острее был новый аттракцион Шага «На цирковой и международной арене» (1951 г.). Так, например, американский сателлит просил у дядюшки Сэма хлеб. Тот преподносил ему на блюде огромную буханку. Но когда сателлит брал ее, у него в руках оказывался танк. Броско решалась тема долларовой помощи. Шаг на вопрос коверного «Что это такое?» — брал огромный чеканный доллар, бросал его коверным. Как только доллар попадал к ним, руки их оказывались прикованными к доллару длинными цепями. Они старались высвободиться, вырваться из цепей, но цепи еще крепче сжимали их.

Миру капитализма противостояла наша Родина, страна труда. На виду у зрителей манеж преображался, возникали разноцветные фонтаны фейерверка. Праздничное зрелище завершало все действие. Здесь снова, как и в предыдущих работах, раскрывалась творческая позиция Шага-режиссера: «Каждый раз, готовя новый аттракцион, трюковые решения я определяю темой и никогда тему не подгоняю к трюку».

Успех вдохновил Шага на новые поиски, он решал задачи артиста, исполнителя. В новом аттракционе «Чудодей Егорыч» (1956 г.) Шаг исполнял три роли — старшего униформиста Егорыча, факира и артиста во фраке, демонстрирующего трюки. Эти превращения-перевоплощения происходили мгновенно перед зрителем на манеже. В финале Шаг обращался к теме изобилия, раскрывавшейся в эффектнейших придуманных трюках. Изобретательность мастера была неистощима. Когда казалось, что неполадки не могут быть устранены, Шаг находил решение, которое удивляло всех своей кажущейся несложностью.

Шла работа над совершенствованием известнейшего сейчас чуда — молниеносного появления цветущего сада. Техника «заедала». Деревья появлялись не одновременно — впечатление рушилось. И вот, когда казалось все испробовано, Шаг нашел простейшее решение. Сигналом для начала трансформации послужили стихи, написанные артистом И. Фридманом:

«Цветет на манеже весна
золотая,
Что может быть ярче
и краше ее?
Родному народу от края
до края
С любовью несем мы искусство
свое».


Как только заканчивалось чтение этих строк, срабатывала хитроумная придумка, и появлялся сад в цвету. Кстати, в более развернутом и технически совершенном виде этот сюжет нашел свое воплощение в программе Белорусского коллектива «Будьте здоровы, живите богато!»

Шаг-Новожилов — один из тех, чье искусство выдумки сохраняет цирку его необычность, зрелищность, праздничность. Он незримо присутствует своим творчеством иллюзиониста-изобретателя в немалом числе произведений искусства манежа, созданных в минувшие десятилетия. Вспомним детское представление «Последний звонок» (1959 г.), осуществленное режиссером Н. Зиновьевым на стадионе «Динамо». Оно привлекало изобретенным Шагом превращением двухсот черно-коричневых парт в белые палатки, а у школьников зимняя форма превращалась в летнюю пионерскую одежду.

Для воздушного номера Е. Аванесовой Шаг придумал в 1958 году летательный аппарат. Авторству Шага принадлежит калящий котел в представлении «Под цыганским шатром» (1956 г.). Котел этот по ходу действия цыганки наполняли молоком, а потом из котла в хороводе цветных фейерверков появлялась героиня.

Участвовал Шаг в разработке и создании фокусов для водной феерии к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году. Из подобного рода работ Шага, покоряющих удивительной фантазией, изобретательностью, было его хождение по воде, которое он демонстрировал на водном стадионе в Лужниках в пантомиме «Волшебный кристалл» (1960 г.), осуществленной режиссером А. Арнольдом.

Странное дело, столь активная творческая причастность Шага ко всем упоминавшимся представлениям нигде не обозначена. Впрочем, это его мало волнует. Надо думать, потому, что он поглощен самим делом, составляющим главное в его жизии. В какой-то мере, терпимое отношение к «безымянности» живет в нем с первых артистических лет. Мы имеем в виду возникновение его псевдонима. А. Новожилов работал вместе с экацентриком-акробатом Алексеем Григорьевичем Швецовым. Инициалы Швецова и послужили для образования псевдонима: лаконичного 2-ШАГ-2. которое и появлялось на афишах. Псевдоним этот Анатолий Сергеевич сохранил и после 1930 года, когда перестал выступать в акробатическом дуэте.

Значительной в творческой биографии Шага-Новожилова была его деятельность в качестве руководителя Белорусского коллектива. Совместно с Б. Дуросом он написал сценарий циркового представления «Будьте здоровы, живите богато!». Для этой программы Шаг придумав и изготовил реквизит аттракциона, в который входили и появление цветущего сада и поля ржи. Этот прославленный номер продолжает и сегодня радовать зрителей в варианте заслуженного артиста РСФСР Ю. Авьерино.

Творческое горение, беспокойство изобретателя звали Шага к созданию новых зрелищ, которые вели за пределы цирковых зданий. Шаг решил создать цирк-аквариум на 1000 мест. По его плану от цирка-аквариума в акваторию моря на 50 метров должна выходить двухъярусная галерея на 2500 мест для обозрения морских животных, живущих в специальных бассейнах. Была проведена подготовительна! работа самого различного плана — от проектирования всего комплекса на отведенном в Ялте месте, до постановки опытов по дрессуре дельфинов, разработке эскизов костюмов для артистов-аквалангистов. Предполагатся, что зрители увидят каланов, осьминогов, касаток — богатый мир моря. Шаг участвовал в экспедициях по изучению морских животных.

Намечено, что зрители будут входить не в зал, а опускаться в грот и одновременно видеть оттуда все, что происходит над водой и под водой. Его помощником в разработке планов, в создании макета цирка-аквариума, как и в ряде других работ, является его жена — Нина Григорьевна.

Строительство цирка-аквариума намечается осуществить в 11-й пятилетке.

Представление о Шаге-выдумщике было бы неполным без упоминания о ого связи с театром. В программах, изданных к спектаклю Кишиневского театра оперы и балета — опере «Дракон» Э. Лазарева, он назван режиссером иллюзионных эффектов. В программе Большого театра, осуществившего а 1972 году новую постановку оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки в числе постановщиков назван А. Шаг как режиссер иллюзионных эпизодов.

Встреча а этой работе с народным артистом СССР Б. Покровским, видимо, вдохновила Шага и послужила стимулом к созданию в будущем цирковой феерии «Руслан и Людмила». Постановку ее он осуществил вместе с режиссером А. Сониным, премьера состоялась в Ленинградском цирке в 1979 году. Заслуга постановщиков в том, что они восстановили очень нужный, но, к сожалению, забытый жанр пантомимы. Это тем значительное, что создан спектакль по сочинению А. С. Пушкина, к творчеству которого авторы отнеслись трепетно, ряд сцен привлекает поэтической атмосферой. Сегодня «Руслан и Людмила» в пути.

Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов является лектором общества «Знание». И в этой области он остается верен своему принципу: быть политически злободневным, агитационно публицистичным.

Заслуженному артисту БССР Анатолию Сергеевичу Шагу-Новожилову 70 лет. Да, так по паспорту. Но вглядитесь в его бурную деятельность. Он молод. Это не иллюзия, не фокус. Сейчас он увлечен созданием комедийного аттракциона для клоунов Щукина и Серебрякова. Нужно быть молодым духом, жизнерадостным и жизнедеятельным человеком, чтобы создавать аттракцион смеха. Эта задача Шагу по плечу, потому что он понимает и ценит юмор молодо и увлеченно. И сам шутит.


А. ШНЕЕР,
М. КОГАН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования