В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Андрей Николаев - клоун Андрюша

Андрей Николаев - клоун АндрюшаЭто было в столице Украины — в Киеве. Гражданин Николаев А. Н. решил принять ванну.

Как и положено в этом случае, он разделся и, испробовав ногою — не очень ли горячо, погрузился в воду. Лицо его озаряла улыбка удовольствия. Вдруг он почувствовал, что кто-то схватил его за ногу. Он посмотрел на дно ванны, и лицо его исказил ужас. На дне сидел крокодил. Николаев завопил от страха и хотел выскочить из ванны, но свирепый хищник, отпустив ногу, схватил его за руку. Началась сумасшедшая борьба. Сверху оказывался то крокодил, то Николаев. Они боролись из последних сил.

Свидетели этого кошмарного происшествия, вместо того чтобы хвататься за голову, кричать, звать на помощь, весело смеялись и дружно аплодировали.

Дело в том, что ванна была установлена на манеже цирка, а с крокодилом боролся коверный клоун Андрей Николаев, или, как его зовут в цирке, Андрюша. И еще одна небольшая деталь: крокодил этот был игрушечный, резиновый, надувной, и в финале борьбы обессилевший Андрюша, схватив крокодила зубами за хвост, выпустил из него воздух, что вызвало еще большие аплодисменты зрительного зала.

Этим «происшествием» мне и хочется начать рассказ о клоуне Андрюше — Андрее Николаевиче Николаеве. Ему 32 года. Тринадцать лет назад он впервые вышел на манеж, чтобы стать одним из лучших клоунов советского цирка.

Вот он появляется перед зрителями в чуть утрированном голубом костюме поверх полосатой красно-белой майки, в красном беретике и в чуть более нужного размера ботинках. Большие удивленные глаза и движения ребенка, который все хочет увидеть, потрогать, которому до всего есть дело, которого все изумляет и радует. Он стремится за все схватиться, все опробовать, все сделать. И если ему что-то не удается, он печалится и переживает до слез. При этом он не играет на публику. Он всецело поглощен тем, что делает, и, только задумав что-то, оглядывается на зрителей, как бы ища поддержки.

Цирковые критики любят говорить об образе клоуна. Что он хочет сказать этот коверный? Кого он изображает, зачем и почему? Ответим им: Андрюша — молодой, полный сил и энергии человек. Он обожает шутку, веселье, любит разыгрывать, он смешлив, хитер, безусловно не глуп, хоть и не прочь порой изобразить из себя дурачка. А больше всего он любит посмеяться над зазнайкой и невежей, над эгоизмом и скупостью. Он любознателен и наивен, стеснителен и застенчив, но подчас пытается прикрыть эти свойства своего характера маской развязного человека, что, впрочем, ему не удается. Желание все узнать, все в жизни испробовать, повторить в сочетании с детской наивностью и ставит его в смешные положения. Он пробует прыгать через униформистов и бороться с крокодилом, и жонглировать чем попало, и быть снайпером, и танцевать классику, и прокалывать себя саблей, и дрессировать курицу... Так возникают николаевские пародии на цирковые жанры, пародии, которые не становятся самодовлеющими в представлении, а связывают отдельные номера программы. То есть, другими словами, Николаев делает именно то, что и надлежит делать коверному.

А сказать он хочет: друзья, как хороша жизнь! Как весело работать, если твой труд доставляет радость людям, и как нелепо выглядят в наши дни всякие пережитки.

Николаев почти никогда не разговаривает на манеже, но его лицо, глаза, руки, любое его движение красноречивее слов.
Он многое умеет. Он отлично жонглирует, великолепно прыгает с трамплина, крутит сальто, пародирует балет, показывает фокусы. И что самое ценное— он сам автор и режиссер своих антре и реприз. Он не пользуется трюками других коверных, не заимствует чужое, а изобретает сам. Поэтому его выступления всегда отличаются свежестью, и его премьеры — всегда премьеры.

Вот он пародирует классический балет. Выходит на пуантах, встав на носки своих больших клоунских туфель, в балетной пачке. Он стыдливо и кокетливо посматривает на зрителей и начинает танец. Вдруг он спотыкается и падает, но благодаря скрытой в пачке надутой резиновой камере, с силой оттолкнувшись от манежа, мячиком взлетает обратно. Вот он выступает в роли сверхметкого стрелка, поражая детские надувные шарики из любого положения. Вот он жонглирует шляпами. Вот... Нет, его надо смотреть.
Недаром ему так аплодировали не только наши зрители, но и зрители Венгрии, Польши, Болгарии, Японии, Швейцарии, Федеративной Республики Германии, Австралии, Италии, Скандинавии.

Одна из будапештских газет писала о нем:

«В программе, кроме Кио, есть еще один мировой аттракцион. Это — Андрюша, коверный. Он — душа всей программы. Его шутки остроумны без сентиментализма, это подлинно клоунский юмор. Если его можно сравнить с кем-то, то это с Ривельсом. И с тех пор наш старый цирк не видел такого настоящего коверного, как Андрюша».

Ривелъс — знаменитый испанский клоун Андрей Николаев умеет и любит работать, упорно осваивая каждый новый трюк. Он смело идет на риск, любит свою профессию и беспрестанно ее совершенствует.

Во время гастролей в Австралии в номере эквилибристов Бернадских заболел артист, исполнявший сальто через кольцо с трамплина. Николаев вызвался его заменить. На репетиции из-за неисправности трамплина он упал и получил серьезные ушибы. Его увезли в больницу. Но вечером в Брисбенском цирке должна была состояться премьера, и Андрюша уговорил врача отпустить его на представление. В этот вечер он исполнил все свои номера и заменил заболевшего эквилибриста в номере Бернадских.
Высокая профессиональная техника, талант и безудержная веселость сочетаются у Николаева с огромной работоспособностью, взыскательным отношением к творчеству, сознанием высокой ответственности перед зрителями. После одного интервью, которое было проведено с ним в Мельбурне, в местном журнале писали:

«С каждым его ответом все рельефней вырисовывался облик настоящего советского человека, гражданина великой социалистической державы».

Легкий, непринужденный юмор, мягкость, отсутствие какой бы то ни было пошлости, интеллигентность сопутствуют Николаеву во всех его выступлениях.

Очевидно, поэтому он и занял первое место на конкурсе европейского циркового юмора в Софии в декабре 1965 года. А в конце прошлого года в сицилийском городе Катанья ему был вручен приз «Оскар Мондиале» — Золотая маска Грока, вручающийся раз в два года. В 1957 году эта премия — Золотая маска Грока — была вручена французскому клоуну Ахиллу Завета.
В дни пятидесятилетия советского цирка Андрею Николаеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Удивляет, что этот талантливый клоун, имеющий свое лицо, непохожий на других наших коверных, ни разу не выступал на манеже Московского цирка. Надо думать, что москвичам все же повезет, и они увидят Андрея Николаева в Москве до того, когда он уйдет на пенсию.

ВЛАДИМИР ПОЛЯКОВ

ОТ РЕДАКЦИИ. За последнее время журнал несколько раз высказывал недоумение, почему интересного клоуна Андрея Николаева (Андрюшу) не включают в программу Московского цирка. Редакция журнала ждет, что руководство Московского цирка примет наконец определенное решение, и мы сможем сообщить читателям, когда столичные зрители увидят популярного клоуна.


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Ознакомтесь технология производства рулонных газонов http://www.travka2002.ru;Усилители Высокой частоты. Способ преминения усилителя Высокой частоты у3-33.