Мастер волшебных красок
Огромный рыжий красавец упрямо ухватился передними лапами за края тумбы, всем своим видом выражая явное нежелание «играть с огнем».
На фото. Художница Анель Алексеевны Судакевич
Но мгновение — и, повинуясь едва уловимому жесту, «царь зверей» покорно устремляется в горящий обруч. Кивок головы, мимолетный взгляд женщины — и как будто стальная пружина поднимает грозных хищников, заставляет их броситься в пламя. В ярком освещении блестит золотая вышивка колета, пурпур плаща, пенная белизна лосин на стройных ногах укротительницы. Зрители так увлечены, что не замечают присутствия на манеже... еще одной женщины. Правда, объявляя номер, ведущий не назвал ее фамилии. Может быть, поэтому она не столь известна публике как Ирина Бугримова. Но в цирке имя художницы Анель Алексеевны Судакевич знает каждый. Конечно, Анель Алексеевна не входила в клетку ко львам. И вместе с тем, она вполне зримо присутствовала на манеже все время, пока знаменитая укротительница демонстрировала чудеса смелости.
Не натяжка ли? Но, наверное, убедительнее всех на это ответит Ирина Бугримова.
— Удачно найденный художником костюм не только позволяет свободно двигаться по арене, но и придает мне легкость, уверенность в себе.
И не только одна она говорит так... В многоликой, шумной, пестрой и веселой стране, которая носит короткое имя «цирк», есть свои волшебники, владеющие даром превращения, наполняющие арену буйством и гармонией красок. От художника зависит то приподнятое настроение, которое овладевает каждым уже при входе в нарядный, залитый светом зри: тельный зал. И красота полета воздушных гимнастов. И парадность, красочность массовых прологов. И даже безудержный хохот, которым вы откликаетесь на проделки клоунов, — ему тоже во многом обязаны творческой выдумке художника.
Он вместе с режиссером не только собирает в одно целое, подчиняет единому замыслу всю программу, но и помогает каждому артисту найти свое «лицо», точнее, ярче донести до зрителя идею номера. Имя Анель Алексеевны знакомо нам давно по широко известным немым фильмам «Потомок Чингиз-хана», «Поцелуй Мэри», «Победа женщины» и другим, где она, в прошлом популярная киноактриса, исполняла ведущие роли. Какой стала она сейчас — уже известный художник, работы которого высоко ценят не только советские, но и зарубежные зрители? Анель Алексеевна показывает мне многочисленные наброски, эскизы, уже готовые работы, уникальные снимки... ...Среди листов ватмана, заполнивших рабочую комнату художницы, вдруг мелькнула тонкая книжица в пестрой обложке. Читаю: «Русский лубок XVIII века».
— Готовлю оформление программы во Францию, — понимает мой вопрос хозяйка. — Вот эскизы оформления манежа. Пока не знаю, на каком из вариантов остановиться. Вначале прельстила мысль решить его легким условным национальным орнаментом. Потом захватила другая идея: выполнить в манере русского лубка. Это, признаться, довольно ново для цирка.
Что может более красить человека, как увлеченность, творческий порыв? Этот порыв переполняет мою собеседницу, когда она делится со мной своими поисками. Поиски... Тернистую, но благодарную дорогу истинного художника открыл Судакевич ее первый учитель — народный художник СССР Федор Федорович Федоровский.
На заре своей деятельности художника-декоратора ей посчастливилось работать под руководством этого выдающегося мастера театрального изобразительного искусства над оформлением оперы «Садко». Зрители, наверное, и сейчас помнят этот красочный, пронизанный неистощимой художественной выдумкой спектакль. Одно из незабываемых впечатлений оставляла картина подводного царства. Чуть намеченные, словно прозрачные силуэты его обитателей. Зелень и синева, кажется, всех существующих на свете оттенков... Пышная роскошь царских покоев... Самой Анель Алексеевне памятнее всего наряд царевны Волховы. Не удивительно, это ведь ее, можно сказать, первое создание. Конечно, сейчас на все смотришь другими глазами. А сколько пришлось тогда перепробовать материалов, сколько отвергнуть красок, приложить изобретательности, прежде чем каждая складка платья Волховы заиграла, переливаясь причудливой игрой цветов! Найден эффект, создающий иллюзию струящейся воды в костюме сказочной царевны-реки. Сдан первый экзамен взыскательному учителю.
На ее глазах совершалось чудо. Ничем не примечательны «скучные» куски папье-маше, но стоило их покрыть поташью и «украсить» компрессной клеенкой, как они перевоплощались в бесценные золотые изделия, а обыкновенная марля — в дорогую парчу. Оказывается, увлекательно, взяв себе в союзники Изобретательность, Вкус, Дерзание и Увлеченность, побеждать серость обыденности! Тогда перед Судакевич широко открылся волшебный мир сценического искусства. Глубже всего запало в сердце стремление к неуемной выдумке, любовь к праздничности красок на сцене, позднее — на арене. ...Большие желто-бирюзовые вазы, наполненные цветами, причудливым кольцом сомкнулись на манеже. Всего лишь момент, и вот уже они... расплескались хороводом улыбающихся девушек. Пышными букетами приветствуют артистки зрителей. Эффект потрясающий! А сколько их, таких примеров выдумки художника за годы работы!
— Яркие краски рождают радость, поднимают в душе все хорошее, светлое, — задумчиво говорит Анель Алексеевна. — Наверно, именно за солнечность палитры я особенно люблю цирк.
В художественном оформлении Судакевич — ничего лишнего, ничего от «красивости», но всегда — от красоты. И эту элегантность, высокий вкус, корректность и сдержанность работ А. А. Судакевич подчеркивает наша и зарубежная пресса. Умение сочно и в то же время скупо решить цирковой образ — завидное качество художницы. Она бесконечна в проявлении своей фантазии. Мы восхищаемся ее изобретательностью в эскизах номера заслуженной артистки РСФСР Веры Сербиной, где смена образов граничит с подлинной фантастикой (недаром В. Сербину шутливо называют «ансамблем Моисеева на проволоке»); но мы помним и решенный предельно лаконично черно-белый костюм Владимира Дурова; и изящное трико Льва Осинского. Действительно, надо обладать чутким проникновением в идею номера, чувствовать природу самых разнообразных цирковых жанров, чтобы так «найти» себя в каждом из огромного многообразия номеров, артистических индивидуальностей.
И еще об одном драгоценном качестве художника нельзя не упомянуть в рассказе об Анель Алексеевне Судакевич. Ее творчество самобытно, но оно и глубоко народно. Это помогло ей создать выразительные костюмы во многих тематических прологах и она продолжает искать, искать... Как не похожи эти поиски на «творчество» ремесленников от искусства в цирке, мишурой и блестками прикрывающих собственную будничность мысли. Нельзя не вспомнить, говоря об этом, о периоде ее работы вместе с большим советским художником сцены П. В. Вильямсом над оформлением программ народных танцевальных ансамблей еще в довоенные годы.
— Это было время бурного становления всевозможных ансамблей, — рассказала Анель Алексеевна. — Помню, часами просиживала я в библиотеке, изучая материалы, делая наброски и зарисовки и понимая, что богатства национального костюма должны быть сохранены, но в то же время осовременены. Позже я пришла в цирк. Ну почему, думала я, костюмы цирковых артистов должны включать в себя «обязательную» позолоту, мишуру, фальшивые кружева и тому подобные атрибуты старых времен? Ведь это нивелирует номера, делает актеров почти всех на одно лицо, причем не очень приятное...
— Когда я пришла в цирк... Это были первые послевоенные годы.
Легким, грациозным движением Анель Алексеевна поправляет выбившуюся прядь волос. Тонкие лучики морщинок окружают сузившиеся глаза. Чувствуется, эти воспоминания приятны моей собеседнице и она всецело отдается им.
— Людей, изголодавшихся в годы ненастья по ярким краскам, ощущению праздничности, особенно неудержимо тянуло к массовым жизнерадостным зрелищам. Это чувство захватило и меня. И вот, с тех пор... Впрочем, если уж быть откровенной до конца и, главное, точной, — говорит художница, — мой дебют в цирке произошел гораздо раньше. И знаете в каком амплуа? Наездницы! Не верите? Она протягивает мне пожелтевшую от времени фотографию. Белокурая красавица в расшитом блестками костюме горделиво восседает в кабриолете. Явственно ощущается стремительный бег животных по манежу. Внизу фото мелким шрифтом: «Два — Бульди — Два».
— Узнаете? — смеется Анель Алексеевна.
Еще бы! Вряд ли кто из любителей цирка не хранит в памяти этот популярный в свое время фильм. Но, ручаюсь, так же, как и я, немногие знали, что в нем снималась теперешняя художница. Когда в сцене конного аттракциона Судакевич предложили дублершу, она решительно отказалась, предпочтя сама овладеть сложным искусством вольтижировки.
— Открою и еще один секрет, — говорит художница. — Наверное, не один артист позавидует мне, когда узнает, что номер этот ставил сам знаменитый Вильямс Труцци.
Напрашивается сам собой традиционный вопрос:
— Не с того ли времени вы и «заболели» цирком?
— Кто знает, кто знает... — Ну, а если серьезно, цирк я люблю действительно давно. Ведь это одно из самых захватывающих зрелищ. В цирк нельзя заглянуть мимоходом, «на минутку». Он забирает тебя целиком. А кроме того, это так заманчиво для художника — одевать красивые, сильные тела.
А. А. Судакевич — одна из ведущих художников советского цирка, неутомимый энтузиаст своей профессии. Когда она начала в нем свою творческую деятельность, цирк еще не знал штатных художников. Программа оформлялась «приглашенными» мастерами. Интересные, даже порой великолепные работы В. Рындина, Н. Акимова и других ведущих театральных художников страны лишь подчеркивали будничность и разностильность остальных спектаклей. А. Судакевич и ее коллегам принадлежит несомненная заслуга формирования стиля советского цирка, проникнутого оптимизмом, молодым задором, подлинным вдохновением.
Современность, советский стиль — широчайшее поле деятельности, необозримый простор для фантазии! Сейчас это целиком владеет думами художника А. Судакевич. С ней связана и вторая ее увлеченность — поиски советского стиля в моде, одежде наших людей. И закономерно, что, когда в Москве открылся первый в стране Дом моделей, Анель Алексеевна Судакевич также нашла здесь свое призвание. И здесь она горячий поборник нового. Одежда человека, — утверждает она, — должна подчеркивать, выявлять самое лучшее, прекрасное, что присуще только людям нашей страны. В чем высшая награда для человека? Признание необходимости, полезности его труда. Художник А. Судакевич никогда не появляется на манеже. И вместе с тем она постоянно, зримо присутствует здесь вместе с актером. И все вместе — зрители и артисты, мы от души говорим ей:
—Спасибо! Спасибо за труд, красивый, солнечный, великолепный!
Майя МАРЧУКОВА
Журнал Советский цирк. Март 1963 г.
оставить комментарий