Ансамбль «АББА» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ансамбль «АББА»

На экране зеленые луга, быстрая речка и веселый жеребенок, резвящийся в тени деревьев.

Метафора однозначна. Авторы фильма, напоминая зрителю, что мир изначально тих и спокоен, как бы предлагают ему расслабиться перед тем, как на него обрушится лавина звуков и эмоций.

И вот мы попадаем в атмосферу приподнятости, ажитации праздника.

Маленькие рисованные человечки тащат на себе большие, в человеческий рост буквы АББА.

Шумные встречи на аэродромах и не менее шумные проводы, взмывающие в небо и опускающиеся на землю авиалайнеры, толпы людей, бегущие по стадионам, запруженные улицы, бесчисленные рекламные плакаты, значки, майки, гольфы, шапочки, на которых, как магический знак, только одно слово — АББА, АББА, АББА.

На мгновение смолкает шум, и мы видим героев фильма — очень обыденных и усталых... Пауза дает возможность авторам ленты рассказать их биографии, в общем-то похожие: участвовали в умеренно известных поп-группах: сначала — как любители, потом как профессионалы. Уже несколько лет работают вместе. Большинство своих песен написали в маленьком домике, на лоне природы.

Итак, первое интервью: «Да, да, мы любим петь», «Да, мы зарабатываем много, но не в этом дело», «Однажды я проснулась перед концертом и не знаю, в каком я городе...», «Да, да, мы любим петь!».

И вот мы видим их за кулисами. Все четверо очень деловые, собранные, явно волнуются — ведь это первая встреча с австралийскими зрителями.

Совместное производство Австралия — Швеция фильм. Авторы сценария Боб Кэсуэлл, Лаффе Халлстрем, режиссер Лаффе Халлстрем. Операторы Боб Черчилль, Поль Онорато. В главных ролях: Ани Фрид Люнгдад, Бенни Ангерссол, Бьорн Ульвесус, Анета Фельтскуг.

Бурлит заполненный до отказа громадный стадион... Но что это? Над стадионом и над почти открытой сценой идет проливной дождь. Свет прожекторов, разноцветные зонтики зрителей, золотистые костюмы артистов — все это мерцает, переливается многоцветьем красок, блестит... поистине запоминающееся зрелище.

«АББА» на сцене... Выразительные голоса, мелодичность, пластика, эмоциональная наполненность. Каждый участник прославленного квартета — индивидуальность, характер. А все вместе — единый организм. Каждая песня не просто песня, а законченный эстрадный номер, имеющий свое развитие.

Авторы фильма умеют показать исполнителей в самом выгодном сеете (в буквальном и переносном смысле слова), в самых неожиданных ракурсах.

И все же, мне кажется, не только в этом секрет экранного успеха группы «АББА».

Снять фильм про тот или иной эстрадный коллектив или исполнителя — дело чрезвычайно сложное.

Авторы фильма «АББА» не стали искать драматургию ленты в мелодраматических банальных сюжетах — они шли по пути, подсказанному им эстрадным жанром: ввели в фильм зрителей, сделав их полноправными участниками представления.

Эстрада требует партнерства. Без зрительного зала она теряет свою эмоциональность и непосредственность.

«АББА» и зрители — вот два полюса фильма, противоборствующие, сходящиеся, влюбленные друг в друга...

«Вы заставили нас забыть про дождь,— говорит зрителям один из участников квартета, — и мы постараемся сделать то же самое».

И действительно, зрители отзываются на каждое движение актеров, на каждый звук: они и пританцовывают вместе с артистами и подпевают им. Тут уж не до дождя!

Мы, кинозрители, буквально слышим дыхание зрителей концерта, нам невольно передается их настроение.

Мы воспринимаем исполнителей не только самих по себе, но и через восприятие «живых» зрителей, и это усиливает наше эмоциональное впечатление.

Однако было бы несправедливо не заметить, что кроме артистов и зрителей в фильме есть еще один персонаж. Это — репортер, которому поручено сделать передачу про «АББА» для австралийского радио. Собственно, это единственный вымышленный персонаж фильма. Кажется, его появление способствует успешному показу прославленного ансамбля.

Итак, передача должна быть необыкновенной. Продюсер потребовал от репортера, что бы «это был разговор по душам. Мне не интересно, как они едят и пьют, я хочу понять их изнутри».

Репортер рьяно принимается за дело. Он бросается вслед за артистами, совершает вслед за ними умопомрачительные броски из города в город, присутствует на концертах, пробирается за кулисы. Но... везде его преследует неудача... то он опаздывает, то его выпроваживают из-за кулис, так как он забыл свое редакционное удостоверение, то... Постоянно теряя возможность встретиться с артистами, он в то же время не теряет бодрости духа и берет множество интервью у зрителей всех возрастов. Но об этом чуть позже... Сейчас же мне бы хотелось остановиться на приеме, которым обусловлено само присутствие репортера в сюжете.

Этот типичный эстрадный прием ведения сюжета придает ему известную долю иронии, столь необходимую для помпезного зрелища. Похождения незадачливого корреспондента, который, переезжая из города в город, клянется своему продюсеру, что «все в порядке», «они у меня в руках» и пр,— по-настоящему смешны и весьма правдоподобны. И, главное, отображают события чуть в кривом зеркале, как бы намекая — весь этот шум и гам, по существу, лишь игра в кумиров. Именно в этом смысле, мне кажется, надо понимать и сон репортера, в котором он становится главным лицом квартета.

И все-таки наш герой настигает артистов, «случайно» столкнувшись с ними в лифте. В этом «хеппи энде» авторам, увы, изменяет чувство юмора.

Однако, к сожалению, это далеко не единственный просчет фильма. Несмотря на то, что авторы вроде бы иронизируют над излишней рекламной шумихой, ее слишком много в фильме. Зачастую, чтобы показать какой-то эпизод рекламного характера (например, как кассир пересчитывает выручку), прерывается показ концерта, разбивается впечатление от номера. В ленте немало повторов, однообразных бессодержательных кадров. Это досадно!

Вернемся, однако, как и было обещано, к интервью со зрителями, которые добросовестно проводит репортер. Он задает, впрочем,только один вопрос: «Чем вам нравится АББА?»

Послушаем ответы: «Они ритмичны... Они доходчивы... Они такие чистые... У них хорошее чувство ритма, музыка и слова неплохие... Их песни хочется петь...» Как видите, ответы достаточно однотипны, хотя говорят люди разных возрастов. Всем всё нравится. Однако нет в этих ответах ни слова о содержании, смысле искусства, предложенного взиманию зрителей. И в этом, наверное, также сказалась ограниченность позиции авторов фильма.

Но вот последнее интервью, собственно, даже не интервью, а разговор репортера с шофером мамино , который везет его на концерт. Вот что говорит шофер: «Я повел на их концерт всю семью и очень раскаялся. Там одна из них в самых обтягивающих штанах, которые я видел в жизни. И еще танцует, и еще поворачивается спиной к зрительному залу...»

Репортер не отвечает блюстителю нравственности. Он спешит на очередную встречу со знаменитостями, которой не суждено состояться.

А всем тем, кто в блестящем радостном, озорном искусстве эстрады видит только «обтягивающие» костюмы артисток и длинные волосы артистов, ответ дают лучшие эпизоды фильма, в которых раскрывается талант и мастерство ансамбля «АББА», утверждающего в своих песнях красоту бытия, поэзию бурной современной жизни.

М. БАРУЛИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования