В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Арена дружбы

Каждая премьера — будь то в театре, на экране или в цирке — сопряжена с неизбежными волнениями, спорами, ожиданиями. И, вероятно, почти все, в том числе и зрители, испытывают легкое волнение перед началом  каждой  цирковой  программы,  каждой   цирковой премьеры.

Такой  премьерой  зимнего сезона  1961/62 года явилось представление «Арена дружбы». Эта  программа — рапорт о творческих достижениях советского цирка XXII съезду КПСС. Она объединила артистические силы трех поколений, представителей циркового искусства шести братских республик — РСФСР, Украины, Грузии, Литвы, Дагестана, Северной Осетии   и   Автономной Тувинской  республики.

Представление «Арена дружбы» начинается увертюрой композитора Вано Мурадели и прологом, который органически  связан   с   началом программы.

Как бы развивая тему пролога, возникает воздушный номер заслуженных артистов РСФСР Е, Синьковской и В. Лисина.

Программу открывают В. Лисин и Е. Синьковская

Программу открывают В. Лисин и Е. Синьковская

Их безукоризненно четкая работа на летающем снаряде, неожиданность и острота трюков — неизменно приносят успех этим мастерам одного из самых эффектных цирковых жанров. Даже появление их «ракеты» на манеж (кстати говоря, сконструированный самим В. Лисиным) зрители встречают аплодисментами.

Вероятно, неоднократные гастроли в цирках Запада приучили Е. Синьковскую и В. Лисина работать без лонж. За рубежом воздушные номера ценятся лишь при наличии в них риска. Однако бравирование опасностью снижает эстетическое восприятие номера: зрители волнуются за жизнь артистов. Непонятно почему в сложных трюках, исполняемых на высоте четырнадцати метров при большой скорости вращения аппарата — «обрыв на трапеции» и др. — Е. Синьковская и В. Лисин не пользуются лонжами. Нужно   ли   это?   Едва   ли.

Группа джигитов Северной Осетии под руководством народного артиста РСФСР Михаила Туганова показала большой конный номер. Каждый выезд на манеж этих мастеров джигитовки зрители встречают с возрастающим интересом.

Седые москвичи хорошо помнят, как в самом начала Великой Отечественной войны группа джигитов Тугановых старшего поколения ушла на фронт сразу же после представления,  прямо с манежа Московского цирка.

Теперь М. Туганов показал воспитанную им группу новых джигитов и среди них двух двенадцатилетних мальчиков, уверенно владеющих лихим мастерством джигитовки.

Дружно и в хорошем темпе выступала   группа   тувиноких   жонглеров   и эквилибристов  на  проволоке  под  руководством      заслуженного      артиста РСФСР   Владимира  Оскал-Оол.

Если отложить на земной поверхности километры, пройденные по канату над манежами цирков руководителем группы дагестанских канатоходцев «Цовкра» народным артистом РСФСР и народным артистом Дагестанской АССР Рабаданом Абакаровым, то оказалось бы, что он перешагнул на вторую половину экватора.

Дагестан славится своими прекрасными канатоходцами. «Цовкра» — лучшие из них. В числе многих трюков, показанных этими мастерами, один оставляет незабываемое впечатление. Это сальто-мортале одного из артистов с подкидной доски, установленной на проволоке, на колонну» из двух эквилибристов. Не случайно в этом коллективе участвуют четыре неродных артиста Дагестанской АССР. Успех номера делит с ними  и молодежь.

Артисты цирка Украины представлены группой акробатов на батуде под руководством Льва Хоменко; артисты Грузии — акробатической группой,  возглавляемой  заслуженным  артистом.

Группа акробатов на батуде под руководством Льва Хоменко

Порадовала москвичей первая встреча с молодыми литовскими артистами Зигмундом и Витой Черняускас

Грузинской ССР Гурамом Горсеванишвили. Хорошо отработанные трюки, чистота и легкость исполнения обеспечили артистам — участникам этих номеров заслуженное признание.

Понравились зрителям и два номера артистов из Литвы и   Латвии.

Молодые артисты Вита и Зигмунд Черняускас — жонглеры на вольностоящей лестнице — показали отличные, слаженные   по   технике   трюки   в   сочетании   с   балансированием. Отличительной чертой их работы на манеже является изящество и обаятельная простота. В программе Московского цирка артисты Черняускас заняли достойное место. Алдона Беркис выступила с дрессированными собачками, а затем зрители увидели ее в воздушном номере с гимнасткой Алиной Вилля. В хорошем темпе артистки продемонстрировали ряд упражнений на «бамбуке». Но и Алина  Вилля   в   стойке  на   голове  на  вращающейся  трапеции

Гимнасты на бамбуке А. Беркис и А. Вилля

Гимнасты на бамбуке А. Беркис и А. Вилля

Тувинские жонглеры Оскал-Оол

Тувинские жонглеры Оскал-Оол

Дагестанские канатоходцы «Цовкра», как всегда, «на высоте»

Дагестанские канатоходцы «Цовкра», как всегда, «на высоте»

Олег Попов

Олег Попов

не страховалась. Почему? Ведь пользуются же эти гимнастки лонжей (и правильно делают) при работе с зубником. Разве это уменьшает четкость их номера?   Ничуть...

С веселой музыкальной эксцентриадой    выступила группа комиков До-Ре-Ми (Е. Амвросиева, А. Попова и В. Шахнин). Хороших музыкальных номеров в наших цирках маловато. Эксцентриада, показанная До-Ре-

Ми, целиком построена на музыке, пантомиме и буффонных трюках. Она смотрится с интересом и легко слушается. Правда, молодые клоунессы Е. Амвросиева и А. Попова еще не вполне утвердились в жанре, еще не «живут» в образах, а пока только «играют» их. Но самый факт выявления клоунесс на манеже отраден, так как бесспорно расширяет    возможности жанра.

Завершает программу «Медвежий цирк» народного артиста РСФСР Валентина Филатова. Слаженность, темп, легкость подачи номера, четкость венчают упорный труд, потраченный В. Филатовым на дрессировку медведей.

Медвежий
цирк Валентина Филатова     Медвежий цирк Валентина Филатова2

«Медвежий цирк» Валентина Филатова

Веселые акробаты на батуде Хоменко

Веселые акробаты на батуде Хоменко

Акробаты
Горсеванишвили

Акробаты Горсеванишвили

Всю программу «цементирует» народный артист РСФСР Олег Попов. В образе, созданном О. Поповым, есть что-то от русских сказок — от веселого Иванушки, смекалистого «Левши». Зрители увидели О. Попова в новых сценках, в том числе — в лирической клоунаде «Солнце в лукошке»... В очаровательном этюде Олег Попов, не произнося ни слова, с удивительной простотой и искренностью как бы собирает в лукошко солнечный луч и уносит его с манежа.

С Олегом Поповым выступали и дружно помогали ему весь вечер клоуны А. Асадчев  и Я. Шехтман.

«Арена дружбы» — хорошо слаженное представление, поставленное главным режиссером Московского цирка М. Местечкиным и оформленное художником Л.Окунем.

В нем все подчинено единой, хорошо воспринимаемой зрителем идее — показу лучших достижений циркового искусства народов  СССР.

П. БЕРНАЦКИЙ

Фото  С. Мишина

                                                                                            

Журнал ”Советский цирк” ноябрь 1961г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

партнерские предложения программы