В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В помощь  цирковой самодеятельности. Групповой акробатический номер

 

 

 

Этот номер предназначается для участников цирковой самодея­тельности, уже овладевших основами акробатики — разнообразны­ми   акробатическими  прыжками   и  комбинациями.

Номер готовится под руководством тренера-преподавателя. Он состоит из групповых пирамид и прыжков. Возможно также включе­ние в номер элементов плечевой акробатики (для этого потребует­ся дополнительная специальная подготовка      всех участников номера).

Рассчитан номер на 9 участников, из них 2 девушки. В номер входят: № 1 —основной нижний, несет главную нагрузку при допол­нении пирамид; № 2 и 3 — нижние; № 4 — основной средний; № 5 — средний; № 6 и 7 — средне-верхние (девушки); № 8 и 9 — верхние, самые легкие по весу участники номера.

 

Выход

 

Выбегая один за другим, 8 прыгунов исполняют разнообразные прыжки с трамплина, установленного у выхода на манеж или сбоку сцены. Порядок выхода по номерам: 8—3—6—4—7—9—2—1. Но­мер 5 остается за кулисами. Рассыпавшись во все стороны, они зани­мают всю площадку манежа (сцены). Общий комплимент.

 

Завязка номера

 

Нижние и основной средний сходятся на линии главной дорож­ки. Их лица обращены в разные стороны (один смотрит вправо, дру­гой — влево). Верхние встают против своих нижних. Это перестрое­ние должно быть быстрым. Затем четыре пары одновременно испол­няют три упражнения: разножки с кистей, с фуса и заднее сальто  с  фуса.  Общий  комплимент.

 

Пирамида «стена»

 

Трое нижних в порядке номеров: 3—1—2 перестраиваются в ше­ренгу по линии боковых проходов цирка (или вдоль сцены) с интер­валами в 1,5  метра. Основной средний (№ 4) с подхода спереди поднимается на плечи центрального нижнего № 1 любым способом: опорой ноги о бедро и руками в кисти нижнего, темповым прыж­ком с пола с полупируэтом, с опорой рук в кисти нижнего, прыжком с фуса с полупируэтом и т. д. Девушки (№ 6 и 7), забегая сбоку и сзади, одновременно поднимаются на плечи двух крайних нижних, или с бедра, или толчком ноги об икроножную мышцу и опорой рук в кисти нижних. Верхние занимают интервалы между парами и поднимают широко раскрытые руки вверх.

Стоящие на плечах, приседая, захватывают запястья рук верхних, а те, в свою очередь, также захватывают запястья средних, образуя двойной хват (см, рисунок). Причем у центрального среднего (№ 4) заняты обе руки: правую руку он соединяет с левой рукой верхне­го, находящегося от него по правую сторону, левую — с правой ру­кой левого партнера. Крайние средние (девушки) берутся одной ру­кой за  руки   верхних,  а  свободной  рукой делают  комплимент.

Нижние, слегка приседая и раскрывая руки в стороны, опирают­ся ими в бедра верхних. У центрального нижнего заняты обе руки, средний (№ 4) стоит на его плечах самостоятельно, крайние нижние подхватывают верхних за пояс одной рукой, обращенной к центру пирамиды, а другой рукой крепко держат ноги стоящих на их пле­чах девушек (№ 6 и 7) (рис. 1).

По команде основного среднего одновременно строится и фик­сируется пирамида «стена»: верхние, слегка подпрыгнув, повисают на широко раскрытых руках средних, которые полностью выпрям­ляются на плечах нижних, причем крайние средние для противовеса слегка   отклоняются   в   сторону   от   центра   пирамиды.

Нижние, приподнимаясь и выпрямляя свои руки, находящиеся на поясах верхних, как в распорках, удерживают верхних в подвесках, соблюдая ровную линию пирамиды  (рис. 2).

Для усложнения этой пирамиды можно исполнить «круг». Центр пирамиды, являясь как бы осью, вращается на месте, одно крыло двигается по кругу вперед, второе — назад, соблюдая равнение в шеренге. Рассыпается пирамида почти одновременно: средние, опу­стив верхних на пол, спрыгивают с плеч — центральный средний вперед, крайние вперед и в стороны. Вслед за соскоком следует общее исполнение передних кульбитов.  Комплимент.

 

Затяжное сальто

 

Вся группа быстро отбегает к трамплину, выстраивается впереди него по ранжиру (маленькие впереди). Они образуют живую плот­ную колонну. Нечетные номера в колонне поднимают правые руки, отклоняясь головами в левую сторону. Четные номера делают то же самое, только другой рукой и отклоняясь в противоположную сторону. Находящийся до этого момента за кулисами средний (№ 5) с разбега прыгает через эту группу, исполняя с трамплина переднее затяжное сальто. Участники номера за исключением верхнего (№ 9) быстро выстраиваются по ранжиру в шеренгу с интервалом в 1,2— 1,3  метра. Верхний становится на правом фланге. Общий комплимент на прыгуна № 5.

 

Плечевая комбинация

 

Номер 5 встает на свое место в шеренге. Одновременно все поворачиваются лицом к верхнему. Он, как бы испугавшись их взгля­да, приседает, а затем очень быстро бежит на группу на четверень­ках и «сбивает» стоящих. Все поочередно перепрыгивают через не­го разножкой, в темпе ложатся вперед на ковер, образуя уплотнен­ную линию. У каждого впереди лежащего ноги раскрыты, а задние обхватывают руками их голени. Последний перепрыгнувший через № 9 подает команду, и вся группа лежа исполняет боковой перекат на 360 градусов, затем, быстро вскочив, плотно примыкая друг к другу плечом, образуют наклонную горку; крайний нижний стоит в полный рост, а последний на колене. Верхний (№ 9) по живой гор­ке, образованной из спин участников номера, вбегает на плечи крайнего нижнего. Верхний (№ 8) и обе девушки отходят на задний план, остальные остаются в растянутой колонне.

Верхний (№ 9) поочередно исполняет заднее сальто по плечам нижних и средних с концовкой: сальто на пол или простой соскок с плеч. Комплимент на верхнего (№ 9).

 

 

Пирамида  «изгородь»  с полуколоннами

 

Трое нижних в порядке номеров 2—1—3 занимают линию в центре и поперек манежа (вдоль сцены). Поставив ноги врозь, с развернутыми наружу стопами, они делают полуприседания, почти касаясь  коленями  друг друга.

Средние (№ 4 и N9 5), забегая с боков, становятся сзади в интер­валы между нижними. Опираясь руками о плечи нижних, каждый из средних встает ногами на их бедра — одной ногой центральному нижнему, другой — находящемуся от него справа или слева нижне­му (№ 2 и № 3). Нижние глубоким хватом под коленки крепко дер­жат руками ноги средних, причем у центрального нижнего заняты обе руки, а у крайних — только руки, обращенные к центру пира­миды.

В это время находящиеся сзади девушки берут к себе на плечи верхних, и подают их на плечи средним, а сами исполняют у край­них нижних ножные флажки с прогибами. Флажки исполняются так: девушки подходят сбоку (№ 6 справа, № 7 слева) и спереди нижних. Они соединяют двойным хватом с нижними кисти рук (№ 6 — левую, № 7 — правую). Затем каждый из них ставит ногу (№ 6 — левую, № 7 — правую) с развернутой наружу стопой на бедро нижнего, ближе к коленке. Придерживаясь другой рукой за предплечье нижнего и оттолкнувшись от земли другой ногой, вы­прямиться на первой ноге, стоящей на его бедре. Свободную ногу вынести сзади за шею нижнего и, как крючком, зацепить за нее загнутым внутрь подъемом. Затем, отпуская руки, глубоко прогнуть­ся назад на выпрямленных ногах (рис. 3). Нижние могут свободными руками придерживать девушек за ноги, заложенные им за шею. Свободные руки девушек и верхних в комплименте. Сход девушек с флажков производится в обратном порядке.  Верхние, подавая ру­ки средним, спрыгивают с пирамиды вместе с ними. Общий комп­лимент.

При хорошей подготовке группы эту пирамиду можно значитель­но усилить: верхние должны исполнять у средних стойки на руках, а девушки — стойки на коленях крайних нижних.

Последние исполняются так: девушки, находящиеся сзади и не­сколько сбоку крайних нижних, соединяя в глубоком двойном хвате руки со свободными руками нижних и опираясь другими руками в колено каждого, толчком ног выходят в стойку как на разновысо­ких брусьях (рис. 4).

 

Прыжковая комбинация

 

Верхние по дуге барьера, в разные стороны, уходят на задний план. Средние и центральный нижний, отступая назад, становятся в одну линию с верхними. Обе девушки выходят вперед и расходят­ся влево и вправо. Напротив каждой встает нижний. Девушки в две линии навстречу друг другу исполняют рондад флик-фляк, темпо­вый прыжок назад, а нижние подхватывают их на выпрямленные ру­ки под спину в «суплес». Нижние, опуская девушек вперед, подтал­кивают их, и они исполняют в обратных направлениях рондад флик-фляк. Нижние сходятся ближе к центру, попарно с каждым из них № 1   и  № 4 соединяют руки в «банкетки» (рис. 5).

 

Мизансцена «Банкетки»

 

Девушки, слегка подпрыгивая, подбегают к своим партнерам и ложатся брюшным прессом на их соединенные руки. Опираясь ру­ками в предплечья партнеров, с темпового подброса встают на «бан­кетки» ногами.

 

Мизансцена трех линий

 

Нижние бросают одновременно и снова ловят на «банкетки» де­вушек, исполняющих задние сальто (2—3 раза). Концовка — бланш-сальто на пол. Каждая пара нижних страхует свою верхнюю.

Девушки выходят вперед, нижние выстраиваются в линию. Третью, заднюю линию занимают свободные участники номера. Общий комплимент.

 

Пирамида «Малые ворота»

 

Основной нижний № 1 — в центре манежа. Основной средний № 4 входит к нему на плечи. Средний № 5 берет на плечи верхнего № 8 или № 9 и, поднося его сзади, подает на колонну к № 4, стоя­щему на плечах № 1, то есть верхний, сзади соединив свои руки с согнутыми руками среднего № 4, темповым толчком от плеч № 5 и опорой руками в выпрямленные руки № 4 входит к последнему на плечи ногами. Основной средний № 4, отпуская руки верхнего, захватывает его ноги, образуя колонну. Девушки подходят с боковых сторон колонны почти вплотную к нижнему № 1. Каждая из них свою руку (внутреннюю по отношению к колонне) ставит сзади на подъем ноги среднего № 4, стоящего на плечах нижнего, другой рукой сверху обхватывает руку нижнего за локоть и, согнув ближ­нюю к центру пирамиды ногу, подает ее своему партнеру — ниж­нему (№ 2 и 3),    стоящим по сторонам от них.

Боковые нижние (№ 2 и 3), подхватив руками за голени своих партнерш, одновременно поднимают их вверх на выпрямленные руки. Девушки, держась руками, выходят в горизонтальное поло­жение. Опираясь шеей о бедро среднего (№ 1) и одной рукой, стоя­щей на подъеме его ноги, отпуская вторую руку с поворотом нару­жу, фиксируют горизонтальное положение в боковом упоре одной рукой. Боковые нижние держат их в горизонтальном упоре одной рукой за  голени, другие  руки свободны — в  комплименте (рис.  6).

Двое незанятых юношей, уходя за кулисы, готовятся к началу прыжковой части номера. Для усложнения этой пирамиды можно ее развернуть на 360 градусов по принципу вращения пирамиды «стена». Концовка пирамиды завершена простым спрыгиванием или эффектными соскоками.

Последние исполняются так: крайние нижние, сближаясь с цент­ральной колонной, ставят девушек к себе на плечи, а те в свою очередь, опираясь уже обеими руками, помогают перестроению пи­рамиды. Группа — центральная колонна из трех человек и две бо­ковые колонны по два человека — одновременно падает вперед. Достигнув угла в 50—45 градусов, все спрыгивают с плеч вперед и одновременно   исполняют   кульбиты.   Общий   комплимент.

 

Прыжки

 

Данная часть номера полностью зависит от степени технической подготовки исполнителей, но разнообразие прыжков, нарастание их сложности и быстрый темп исполнения строго обязательны в любом случае. Прыжки должны делаться в раэнолинейном чередовании: по прямой линии вперед и назад, в три угла, по кругу и на месте, в сольном, парном и групповом исполнении. Каждый участник дол­жен  исполнить  не менее двух прыжковых комбинаций.

 

Финал номера

 

Группа, заняв всю площадку манежа (сцены), исполняет «шари-вари» — массовые разнообразные акробатические прыжковые упраж­нения: арабские колеса на месте, курбеты, флик-фляки на одну ногу с поворотом, сальто на месте, копфшпрунги с поворотами и т. д. Этим завершается  демонстрация номера.

 

Н.   СТЕПАНОВ,

педагог-режиссер   ГУЦИ 

  Журнал «Советский цирк» август 1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100