В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О творчестве иллюзиониста Алли-Вада

 

 

 

С творчеством артиста Алли-Вада (А. Вадимова) я знаком с 1934 года. Впервые я увидел его в цирке г. Владивостока. Номер Алли-Вада начинался с выхода на манеж ассистентов; последним выходил лилипут, одетый в та­кой же костюм, как и сам Алли-Вад!.. Ли­липут; показывая на выход, говорил: «Я еще не Алли-Вад!.. Алли-Вад там! Он вол­нуется перед выходом!..» Затем выходил Алли-Вад и начинал выступление фокусами «Появление вазы с живыми рыбками», «Появление вазы с огнем» и «Превраще­ние огня в цветы». В этой же программе демонстрировался «Портретный фавус» (с портретами десяти великих русских писа­телей), «Винная бочка», «Тамбурин», «Сон на острие меча», «Стол спиритов» и другие трюки.

Затем я встречал фокусника Алли-Вада на манежах разных цирков нашей стра­ны. В 1949 году А. Вадимов выпустил новую программу в постановке режиссера И. Немчинского. Стараясь придать интерес аттрак­циону, режиссер связал трюки с политсатирой. Взять, например, «Машинку для печа­тания денег», из которой вместо денег вы­летали напечатанные слова «клевета», «фальшивка» и т. д. Это была сатира на од­ного из иностранных политически деяте­лей. Фокус «Тамбурин» шел с текстом: «Ленты, кружева, ботинки... не хватает толь­ко продавщицы, а вот и она», — и из про­рванной бумаги шестигранника выскакива­ла ассистентка (одна, а не две, как сказано во вступительной статье книги «Искусство фокуса»). Из искусства манипуляции в но­вой программе А. Вадимов демонстриро­вал трюк «с разрезанием веревки». Кстати, несколько трюков из этой программы он описал в книге «Фокусы на клубной сце­не» (в  пятой программе —«Фестивальной»).

Следует упомянуть, что во всех програм­мах А. Вадимова было мало трюков, осно­ванных на манипуляции. Это, с моей точки зрения, объясняется недостаточностью по­знаний и опыта А. Вадимова в искусстве манипуляции. Известно, что фокусники де­лятся на две группы; манипуляторов и иллюзионистов. В отличие от иллюзиониста, показывающего фокус с помощью спе­циально изготовленных аппаратов, манипу­лятор основывает свое искусство лишь на большой технике, подвижности, гибкости пальцев,  кистей  рук.

Искусство иллюзии и манипуляции пра­вильно было бы выделить в самостоятель­ные разделы. Однако в рассматриваемых книгах  этого  не сделано.

Есть в книге и неправильные советы. Возьмем фокус с исчезающей тросточкой, который описан в книге «Фокусы на клубной сцене». Его А. Вадимов никогда не де­монстрировал и неправильно описал. Ав­тор советует «окрасить тросточку темно-си­ней краской под цвет пружинной стальной ленты». При первой пробе, если следо­вать совету А. Вадимова, эта краска вся слетит. На самом деле тросточку следует подвергать воронению при t + 140° в ще­лочной ванне в течение 10 минут.

Заметим, что различные приемы и упраж­нения для достижения техники манипуляции были описаны еще в книге «Современная магия», изданной в 1876 году. В книге «Ис­кусство фокуса» А, Вадимов не внес в эти упражнения ничего нового, не рассказал о собственных достижениях в технике манипуляции; не указал тех усовершенствова­ний и новых приемов, которыми обогатили искусство фокуса советские артисты цир­ка   и   эстрады.

Если сравнить описание приемов мани­пуляции, скажем, с монетами в книге «Со­временная магия» за 1876 год с описания­ми А. Вадимова в его книге «Искусство фо­куса», мы увидим не оригинальное творче­ство и метод, а слегка перефразированный текст, а вместо хороших рисунков — фото­графии плохих рук и пальцев, не могущих быть признанными за образец. Бросается в глаза и ненужная замена русских слов ино­странными. Зачем, например, понадобилось заменять слово «прием» французским сло­вом «пассировка», слово «подмен» — сло­вом  «шанжировка»?

Практические советы А. Вадимова также не всегда верны; он, например, советует манипулятору посыпать руки толченой ка­нифолью. А П. Гитис, П. Пушкарев и автор статьи, манипулируя обеими руками во­семью шариками, делают это без канифо­ли, предварительно тщательно вымыв руки (отчего они приобретают большую чувст­вительность), хотя такой трюк более сложен и требует большего мастерства, чем опи­санный в книге А. Вадимова.

Неправильно описывает автор приемы манипуляций с картами. Вольт, например, вопреки утверждению А. Вадимова, не мо­жет служить подготовительным упражнени­ем к фокусам с картами. Подготовительные манипуляции для выработки техники нужно начинать с приемов и упражнений с одной картой. Начинающему следует затем на­учиться держать карты с одной и другой стороны руки, после чего он должен освоить «деление карт», уметь незаметно переправлять их с одной стороны на дру­гую — обеими руками одинаково. После этого необходимо освоить технику извлече­ния карт из-за руки — сначала по одной карте, затем веером. Лишь тогда можно перейти к упражнениям с целой колодой, осваивая различные варианты вольта. Без такой последовательности ни один ученик не   научится   манипуляциям   картами.

Непонятно, зачем нужно было в разде­ле «Обстановка и реквизит» описывать ста­рые механизированные столы: ни один фо­кусник теперь не пользуется ими. Уж если вспоминать старое, то следует оказать, что еще в 1845 году фокусник Р. Гудэн уничто­жил столы с подозрительными дралировками, заменив их новыми — легкими и изящ­ными столами. Интересное устройство мож­но было бы позаимствовать у советских мастеров иллюзии и манипуляции Пассо (П. С. Соколова), Марчеса. Кстати, некото­рые советские манипуляторы давно отказа­лись от использования столов, стульев, «волшебных» палочек и по-новому обыгры­вают  трюки.

Простые домашние фокусы вообще не следовало бы рекомендовать для испол­нения на клубной сцене. Более сложные фокусы следует демонстрировать с учетом существующих новшеств.

Фокус «Выуживание живых рыбок из публики» (в книге А. Вадимов этот трюк озаглавлен «На рыбалке») советские арти­сты Ван-Тен-Тау, А. Фурманов, Б. Хейфец и Г. и Л. Беляевы демонстрируют с новше­ствами в устройстве удилища и аквариума (без обода), внутри которого раньше устраивались секретные приспособления для живых рыбок. «Зарядка» живых рыбок у этих артистов устроена не в аквариуме. Подмена рыбок на живые происходит в мо­мент снятия с крючка имитированной рыб­ки. Тогда зрителям кажется, что фокусник снимает живую рыбку с крючка и пускает ее в аквариум. Так усиливается эффект трюка.

Большого мастерства требует трюк с ки­тайскими кольцами. Несмотря на то, что его много раз «разоблачали», этот фокус благо­даря усовершенствованиям до сих пер лю­бим зрителем. Много новых приемов в тех­нику исполнения этого трюка внесли Марчес, Ван-Тен-Тау, Резников и автор статьи. Все кольца они раздают, соединяя и разъ­единяя их на глазах любого зрителя. Я, на­пример, исполняю этот фокус одновремен­но с двадцатью кольцами.

Исполняя манипуляции с монетами, я вместо одной монеты, которая описывает­ся в книге, держу в ладони правой руки шесть монет. Извлекая по одной монете из правой руки, их можно раскладывать между пальцами левой руки, как шарики. При ис­полнении трюка монета быстро «бегает» между пальцами. Фокус с монетами может быть расширен вариантами в зависимости от техники и  мастерства   исполнителя.

«Наполняющаяся рюмка» может демонст­рироваться     без     резинового    баллончика.

«Волшебный сверток бумаги» в новом ва­рианте демонстрируется без описанного А. Вадимовым целлулоидного стаканчика.

Трюки с шариками некоторые артисты демонстрируют двумя руками, чему соот­ветствуют новые приемы и «секреты». Дик Картер исполнял этот трюк с очень боль­шими шариками (размером почти с билли­ардные), что усиливало эффект трюка.

Фокусы «Распиливание», «Прокалывание», «Неисчерпаемый ящик», «Загадочные коль­ца и ключи», «Грифельная доска — ариф­мометр», «Шляпа-кондитер», «Разрезанный шнурок» (второй и третий варианты), «Карты на рапире», «Исчезновение голубей» (ста­ромодный вариант), «Появляющийся цве­ток» давно вышли в тираж и не представля­ют интереса. Неизвестно, для чего они выта­щены на свет из книжки столетней давности. О некоторых из них даже книжка 1876 го­да говорит как о  старых и древних.

Зато ни слова у А. Вадимова нет о новых артистах, новых фокусах. Не продуманы серьезно пять программ, рекомендуемые для самодеятельной клубной сцены. Часто это не более чем механический набор трю­ков, не составляющий законченного номера. А для пятой программы — «Фестивальной» — нужно столько реквизита, что со­мнительно, смогут ли клубы и дома культу­ры его изготовить.

Пособия А. Вадимова не всегда нацели­вают на самостоятельную творческую рабо­ту. Во всех случаях А. Вадимов дает реше­ние, не ставя конкретных творческих задач, перед читателем, не заставляя его мыс­лить, искать и находить. Рекомендуя про­фессиональной молодежи и участникам художественной самодеятельности только одно решение фокуса, автор — хочет он того или нет — увековечивает штамп и од­нообразие.

Книги А. Вадимова «Искусство фокуса» и «Фокусы на клубной сцене» принесли бы, несомненно, больше пользы, будь автор более взыскательным и требовательным в отборе материала. Односторонность и от­меченные выше недостатки не могут спо­собствовать развитию жанра. Такие книги следовало бы перед их печатанием широко обсуждать.

 

 

Павел НАЗАРОВ,

артист   Московской   группы

«Цирк на сцене»

Журнал "Советский цирк" Май.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100