О творчестве иллюзиониста Алли-Вада
С творчеством артиста Алли-Вада (А. Вадимова) я знаком с 1934 года. Впервые я увидел его в цирке г. Владивостока. Номер Алли-Вада начинался с выхода на манеж ассистентов; последним выходил лилипут, одетый в такой же костюм, как и сам Алли-Вад!.. Лилипут; показывая на выход, говорил: «Я еще не Алли-Вад!.. Алли-Вад там! Он волнуется перед выходом!..» Затем выходил Алли-Вад и начинал выступление фокусами «Появление вазы с живыми рыбками», «Появление вазы с огнем» и «Превращение огня в цветы». В этой же программе демонстрировался «Портретный фавус» (с портретами десяти великих русских писателей), «Винная бочка», «Тамбурин», «Сон на острие меча», «Стол спиритов» и другие трюки.
Затем я встречал фокусника Алли-Вада на манежах разных цирков нашей страны. В 1949 году А. Вадимов выпустил новую программу в постановке режиссера И. Немчинского. Стараясь придать интерес аттракциону, режиссер связал трюки с политсатирой. Взять, например, «Машинку для печатания денег», из которой вместо денег вылетали напечатанные слова «клевета», «фальшивка» и т. д. Это была сатира на одного из иностранных политически деятелей. Фокус «Тамбурин» шел с текстом: «Ленты, кружева, ботинки... не хватает только продавщицы, а вот и она», — и из прорванной бумаги шестигранника выскакивала ассистентка (одна, а не две, как сказано во вступительной статье книги «Искусство фокуса»). Из искусства манипуляции в новой программе А. Вадимов демонстрировал трюк «с разрезанием веревки». Кстати, несколько трюков из этой программы он описал в книге «Фокусы на клубной сцене» (в пятой программе —«Фестивальной»).
Следует упомянуть, что во всех программах А. Вадимова было мало трюков, основанных на манипуляции. Это, с моей точки зрения, объясняется недостаточностью познаний и опыта А. Вадимова в искусстве манипуляции. Известно, что фокусники делятся на две группы; манипуляторов и иллюзионистов. В отличие от иллюзиониста, показывающего фокус с помощью специально изготовленных аппаратов, манипулятор основывает свое искусство лишь на большой технике, подвижности, гибкости пальцев, кистей рук.
Искусство иллюзии и манипуляции правильно было бы выделить в самостоятельные разделы. Однако в рассматриваемых книгах этого не сделано.
Есть в книге и неправильные советы. Возьмем фокус с исчезающей тросточкой, который описан в книге «Фокусы на клубной сцене». Его А. Вадимов никогда не демонстрировал и неправильно описал. Автор советует «окрасить тросточку темно-синей краской под цвет пружинной стальной ленты». При первой пробе, если следовать совету А. Вадимова, эта краска вся слетит. На самом деле тросточку следует подвергать воронению при t + 140° в щелочной ванне в течение 10 минут.
Заметим, что различные приемы и упражнения для достижения техники манипуляции были описаны еще в книге «Современная магия», изданной в 1876 году. В книге «Искусство фокуса» А, Вадимов не внес в эти упражнения ничего нового, не рассказал о собственных достижениях в технике манипуляции; не указал тех усовершенствований и новых приемов, которыми обогатили искусство фокуса советские артисты цирка и эстрады.
Если сравнить описание приемов манипуляции, скажем, с монетами в книге «Современная магия» за 1876 год с описаниями А. Вадимова в его книге «Искусство фокуса», мы увидим не оригинальное творчество и метод, а слегка перефразированный текст, а вместо хороших рисунков — фотографии плохих рук и пальцев, не могущих быть признанными за образец. Бросается в глаза и ненужная замена русских слов иностранными. Зачем, например, понадобилось заменять слово «прием» французским словом «пассировка», слово «подмен» — словом «шанжировка»?
Практические советы А. Вадимова также не всегда верны; он, например, советует манипулятору посыпать руки толченой канифолью. А П. Гитис, П. Пушкарев и автор статьи, манипулируя обеими руками восемью шариками, делают это без канифоли, предварительно тщательно вымыв руки (отчего они приобретают большую чувствительность), хотя такой трюк более сложен и требует большего мастерства, чем описанный в книге А. Вадимова.
Неправильно описывает автор приемы манипуляций с картами. Вольт, например, вопреки утверждению А. Вадимова, не может служить подготовительным упражнением к фокусам с картами. Подготовительные манипуляции для выработки техники нужно начинать с приемов и упражнений с одной картой. Начинающему следует затем научиться держать карты с одной и другой стороны руки, после чего он должен освоить «деление карт», уметь незаметно переправлять их с одной стороны на другую — обеими руками одинаково. После этого необходимо освоить технику извлечения карт из-за руки — сначала по одной карте, затем веером. Лишь тогда можно перейти к упражнениям с целой колодой, осваивая различные варианты вольта. Без такой последовательности ни один ученик не научится манипуляциям картами.
Непонятно, зачем нужно было в разделе «Обстановка и реквизит» описывать старые механизированные столы: ни один фокусник теперь не пользуется ими. Уж если вспоминать старое, то следует оказать, что еще в 1845 году фокусник Р. Гудэн уничтожил столы с подозрительными дралировками, заменив их новыми — легкими и изящными столами. Интересное устройство можно было бы позаимствовать у советских мастеров иллюзии и манипуляции Пассо (П. С. Соколова), Марчеса. Кстати, некоторые советские манипуляторы давно отказались от использования столов, стульев, «волшебных» палочек и по-новому обыгрывают трюки.
Простые домашние фокусы вообще не следовало бы рекомендовать для исполнения на клубной сцене. Более сложные фокусы следует демонстрировать с учетом существующих новшеств.
Фокус «Выуживание живых рыбок из публики» (в книге А. Вадимов этот трюк озаглавлен «На рыбалке») советские артисты Ван-Тен-Тау, А. Фурманов, Б. Хейфец и Г. и Л. Беляевы демонстрируют с новшествами в устройстве удилища и аквариума (без обода), внутри которого раньше устраивались секретные приспособления для живых рыбок. «Зарядка» живых рыбок у этих артистов устроена не в аквариуме. Подмена рыбок на живые происходит в момент снятия с крючка имитированной рыбки. Тогда зрителям кажется, что фокусник снимает живую рыбку с крючка и пускает ее в аквариум. Так усиливается эффект трюка.
Большого мастерства требует трюк с китайскими кольцами. Несмотря на то, что его много раз «разоблачали», этот фокус благодаря усовершенствованиям до сих пер любим зрителем. Много новых приемов в технику исполнения этого трюка внесли Марчес, Ван-Тен-Тау, Резников и автор статьи. Все кольца они раздают, соединяя и разъединяя их на глазах любого зрителя. Я, например, исполняю этот фокус одновременно с двадцатью кольцами.
Исполняя манипуляции с монетами, я вместо одной монеты, которая описывается в книге, держу в ладони правой руки шесть монет. Извлекая по одной монете из правой руки, их можно раскладывать между пальцами левой руки, как шарики. При исполнении трюка монета быстро «бегает» между пальцами. Фокус с монетами может быть расширен вариантами в зависимости от техники и мастерства исполнителя.
«Наполняющаяся рюмка» может демонстрироваться без резинового баллончика.
«Волшебный сверток бумаги» в новом варианте демонстрируется без описанного А. Вадимовым целлулоидного стаканчика.
Трюки с шариками некоторые артисты демонстрируют двумя руками, чему соответствуют новые приемы и «секреты». Дик Картер исполнял этот трюк с очень большими шариками (размером почти с биллиардные), что усиливало эффект трюка.
Фокусы «Распиливание», «Прокалывание», «Неисчерпаемый ящик», «Загадочные кольца и ключи», «Грифельная доска — арифмометр», «Шляпа-кондитер», «Разрезанный шнурок» (второй и третий варианты), «Карты на рапире», «Исчезновение голубей» (старомодный вариант), «Появляющийся цветок» давно вышли в тираж и не представляют интереса. Неизвестно, для чего они вытащены на свет из книжки столетней давности. О некоторых из них даже книжка 1876 года говорит как о старых и древних.
Зато ни слова у А. Вадимова нет о новых артистах, новых фокусах. Не продуманы серьезно пять программ, рекомендуемые для самодеятельной клубной сцены. Часто это не более чем механический набор трюков, не составляющий законченного номера. А для пятой программы — «Фестивальной» — нужно столько реквизита, что сомнительно, смогут ли клубы и дома культуры его изготовить.
Пособия А. Вадимова не всегда нацеливают на самостоятельную творческую работу. Во всех случаях А. Вадимов дает решение, не ставя конкретных творческих задач, перед читателем, не заставляя его мыслить, искать и находить. Рекомендуя профессиональной молодежи и участникам художественной самодеятельности только одно решение фокуса, автор — хочет он того или нет — увековечивает штамп и однообразие.
Книги А. Вадимова «Искусство фокуса» и «Фокусы на клубной сцене» принесли бы, несомненно, больше пользы, будь автор более взыскательным и требовательным в отборе материала. Односторонность и отмеченные выше недостатки не могут способствовать развитию жанра. Такие книги следовало бы перед их печатанием широко обсуждать.
Павел НАЗАРОВ,
артист Московской группы
«Цирк на сцене»
Журнал "Советский цирк" Май.1960 г