Искусство циркового плаката
Давно пора серьезно поговорить об искусстве циркового плаката. Вряд ли кто станет отрицать, что плакат занял в творчестве наших художников почетное место. Разумеется, это плакат политический, которому посвящались специальные выставки. Реже выставлялись кино и театральные плакаты, и никогда не показывался плакат цирковой. Хотя это и парадоксально, но в нашей прессе не появилось ни одной строчки о плакате цирка.
Как только задумываешься о причинах такого положения, попадаешь в своеобразный заколдованный круг. Видимо, Художественный совет Союзгосцирка привык смотреть на цирковой плакат как на утилитарно необходимую рекламу, а творческие организации художников, к сожалению, считают излишним заниматься чаще всего невысокой по качеству продукцией. А между тем есть у нас мастера циркового плаката, отдавшие этому искусству не один год жизни, и их работа требует объективной оценки. Настоящая статья не претендует на решение основных вопросов развития современного циркового плаката. Но все же о нем хотелось бы высказать некоторые соображения.
Два извечных вопроса: что и как изображать на цирковом плакате — и по сей день вызывают постоянные споры среди художников. Чтобы присоединиться к тому или иному мнению, в первую очередь нужно вспомнить о назначении циркового плаката. Через цирковой плакат зрители хотят не только познакомиться с содержанием номера, но и получить представление об его эстетической ценности. Цирковой плакат — это зеркало, в котором отражается состояние советского циркового искусства. Поэтому сама постановка вопроса о том, что изображать — исполнителя ли трюка или же сам трюк, кажется не вполне правомерной, ибо неизбежно наталкивает на одно из предлагаемых решений. Создавая плакат, художник должен исходить из целого ряда обстоятельств. Сюда входят: личность исполнителя (известный или еще мало знакомый зрителю актер), характер исполняемого номера (это может быть еще неизвестный трюк, требующий разъяснения и популяризации) и, наконец, зритель (скажем, москвичи больше знакомы со многими артистами цирка, чем жители небольшого города) и т. д.
Главное все же заключается в поисках и сохранении специфики жанра циркового плаката, определяемой самой природой цирка. Здесь уместно вспомнить слова А. В. Луначарского, который писал: «Цирк есть чрезвычайно правдивое... зрелище человеческой силы и ловкости. Нельзя сомневаться, что ловкость и сила большинства артистов цирка, доведенная до предела, сопровождается также изумительного напряжения вниманием, увлекательной отвагой, чертами уже психологическими и при этом чрезвычайно важными».
В центре любого номера находится человек; он — творец трюка, главное действующее лицо. Следовательно, и в плакате одним из главных объектов внимания художника должен быть человек. На наш взгляд, следует не просто изображать внешние моменты того или иного трюка, а прежде всего раскрывать облик артиста и содержание исполняемого им номера. Разумеется, это положение не следует понимать как категорическое требование изображать на плакате только человека. Вполне возможно передать существо номера и существо актера-исполнителя через выразительную деталь, становящуюся в плакате не иллюстрацией, а образом. Цирковой плакат, как и плакат вообще, должен быть ясен, нагляден, его содержание — предельно доходчивым. А это достигается разнообразием художественных средств при сохранении жанра самого плаката как произведения искусства.
С чем же мы сталкиваемся на практике? Вот несколько примеров.
На афише изображен приготовившийся к прыжку кровожадный тигр; пасть его раскрыта, обнажены страшные клыки. Проходя мимо афишного стенда, вы вправе предположить, что это реклама зоопарка. Каково же будет ваше удивление, когда, прочтя надпись, вы узнаете, что речь идет об известном укротителе уссурийских тигров. Невольно задаешь вопрос: что, кроме подписи, говорит зрителю о цирке? Да, по существу, ничего. Теперь посмотрим на плакат ленинградца М. Гордона, посвященный Борису Вяткину. Это почти портрет. Но именно «почти»... В этом слове и заключается все, что отличает плакат от графики, в том числе и от карикатуры. Художник обобщенно, лаконично донес главное из содержания номера популярного артиста, причем не в показе наиболее знаменитой репризы, а раскрытием самого облика артиста. Зритель получает верное представление об образе, создаваемом клоуном, и, придя в цирк, встречает его на манеже, как старого знакомого.
М. Гордон — один из ветеранов циркового плаката — художник яркого индивидуального почерка, что позволяет отличать его работы от плакатов других художников. В основе его творчества лежит большое знание цирка и острое ощущение специфики плаката. Кажется, что М. Гордон не утруждает себя размышлениями над тем, что изображать: человека — творца трюка или яркую деталь этого трюка; само содержание номера подсказывает ему решение. Если можно так сказать, М. Гордон — художник одного объекта изображения: ничто не должно мешать восприятию основного, главного в содержании плаката. Отсюда выразительность композиции, лаконизм цвета, контрастность формы и предельная скупость надписей. Если динамическая композиция «Вечеров клоунады» решается на сочетании обобщенных плоскостей, контрастно-ярких цветовых пятен, то плакат, посвященный Б. Манжелли, построен на ритмических повторах одного и того же силуэта. В развитии современного циркового плаката творческий путь М. Гордона, на наш взгляд, плодотворен.
Москвич М. Мануйлов более восьми лет работает над цирковым плакатом. Вот один из его плакатов, посвященный О. Попову. Зритель вряд ли узнает из плаката, что О. Попов не только талантливый клоун, но и артист, блестяще работающий на проволоке. Однако в данном случае это не главное. Ведь и на проволоке актер продолжает жить в том же образе, что и у ковра. Следовательно, художник в плакате раскрыл основное художественное содержание его творчества.
Знание законов цирка и профессиональный подход к делу помогают художнику находить разнообразные и интересные решения. Лучшие из плакатов М. Мануйлова содержательны, композиционно продуманы и найдены по цвету. Кажется, что художник ищет свою манеру, ибо не всегда можно узнать «руку» автора в таких, скажем, разных работах, как плакат, посвященный В. Тихонову, построенный на сочетании двух-трех контрастных цветовых объемов, и многоцветный, живописно-повествовательный плакат аттракциона И. Бугримовой.
Сегодня советский цирк немыслим без высокого художественного вкуса. Вот мы и коснулись самого уязвимого места в цирковом плакате — вкуса, что неразрывно связан с мастерством художника, с его профессиональной подготовкой.
Это сказывается во многом. Нередко бывает так, что художник неплохо «наспециализировался» на изображении зверей, но беспомощен при воплощении человека-укротителя. Вот плакат художника М. Буланова, рекламирующий аттракцион В. Борисова. Перед царственными львами — коленопреклоненная фигура, нет, не фигура, а фигурка человечка, к тому же нарисованного вопреки всем законам изобразительного искусства. Впечатление поистине парадоксальное. Зритель, посмотревший на такой плакат, не может принять укротителя за сильного и волевого человека; более того, он кажется ему маленьким и даже жалким.
Скажем прямо, что Ю. Дурову в плакате художника А. Офросимова повезло больше: лицо актера изображено в центре афиши да еще подано крупным планом. Но известный артист изображен в достаточно искаженном виде, окружен к тому же причудливым бордюром из морских львов, медведя, петуха, лошади, обезьяны и прочего зверья. Все это пестро, композиционно несобранно, изображения заполняют весь лист, не оставляя ни одного свободного уголка.
М. Буланов и А. Офросимов работают над цирковым плакатом немало лет. Но, видимо, прошла пора, когда можно было мириться с такого рода пропагандой цирка. Советское цирковое искусство переросло этих художников.
К сожалению, недостатки плакатов М. Буланова и А. Офросимова свойственны и многим другим художникам. Яркая зрелищность циркового плаката подменяется пестротой красок, беспомощным мельканием цветовых пятен, не связанных между собой по тону. Такие плакаты не в состоянии «перекричать» интенсивную цветовую гамму улиц. Боясь, что содержание плаката «не дойдет» до зрителя, авторы перегружают его текстами. Очень редко тот или иной шрифт соответствует самой форме изображения, поэтому текст часто причудливо пересекает изображение, дробит общую композицию. Дело доходит до того, что надписи располагаются в виде сложных геометрических фигур, знаков вопроса и т. п. Видимо, «оригинальное» использование надписей объясняется стремлением художников к броскости, но такими средствами ее достичь не удается.
Пестрота — не красочность. Но, к сожалению, такую аксиому не разделяют некоторые художники циркового плаката. Это явление имело под собой реальную почву в виде недавней практики цирковых представлений. Ведь не так давно цирковые номера еще оформлялись безвкусно, а весь спектакль в целом представлялся в виде не связанных друг с другом (с точки зрения художественного оформления) номеров. Теперь это отошло в прошлое. Приход в цирк известных художников (М. Бобышев, В. Рындин, А. Судакевич, Б. Эрдман и др.), их стремление раскрыть цирковое представление как единое целое изгнало с манежа пестроту и ложную «красивость» в оформлении. Что касается плаката, призванного отражать современный художественный уровень циркового искусства, то в нем еще продолжают жить устаревшие традиции минувшего прошлого.
Однако иногда можно встретиться с тенденциями и иного рода — с псевдоноваторством в области циркового плаката, условный язык плаката, лишенный смысловой образности, переходит в свою крайность — в отвлеченный схематизм.
Часто недостаточно высокое качество циркового плаката объясняют условиями, в которых его приходится создавать. Трудно представить себе автора киноплаката, не знающего рекламируемого им фильма. А в цирке такое явление не редкость, Фотография — вот в лучшем случае исходный материал для работы. А иногда не бывает и его. Тогда художник оказывается предоставленным собственной фантазии, субъективному представлению о номере. Простой пример. Незадолго до начала гастролей французского цирка на улицах Москвы появился плакат, на котором была изображена поднимающаяся по веревочной лестнице изящная гимнастка. Автор стремился к тому, чтобы зритель и без над»»си понял, что перед ним иностранная актриса, причем именно француженка. Все художественные средства плаката, манера его исполнения (легкий штриховой рисунок, нежные размытые акварельные тона) говорили зрителю о том, что он должен познакомиться с необыкновенно тонким, необычным для него цирковым искусством Франции. А в действительности москвичи увидели типичные для цирка яркие и острые номера. Следовательно, содержание плаката не вполне соответствовало характеру исполняемых номеров.
С другой стороны, одно лишь знание специфики цирка не может восполнить отсутствие профессиональной подготовки. В этом убеждают нас хотя бы плакаты киевлянина В. Назарова, напоминающие большие раскрашенные фотографии.
Радует обращение к цирковому плакату известных художников, работающих в других жанрах искусства. Всем памятны плакаты В. Гальба и Б. Ефимова, посвященные Карандашу. Интересна работа Б. Зеленского, предназначенная для рекламирования советского цирка во время его зарубежных гастролей. Однако такие факты — редкость.
А появление халтурщиков — это, к сожалению, не одиночное явление. Для примера можно назвать хотя бы работы братьев Руткайзеров (икарийские игры Плинер, «Цыгане», иллюзионный аттракцион 3. Тарасовой и др.). Ведь это образец того, как не следует писать плакаты. Это откровенная, ничем не прикрытая халтура, ей не место в плакатном искусстве. Иногда мы встречаемся и со случаями прямого плагиата: плакаты Е. Каждана, рекламирующие выступления Кио, представляют собой довольно откровенные копии работ, созданных другими художниками.
Многие из неудачных плакатов мы в Москве не видели. Видимо, они предназначаются для периферии... И здесь мы сталкиваемся еще с одним традиционно-порочным понятием «периферии» и необходимой для нее продукции. Каждый знает, что сегодняшняя периферия не имеет ничего общего с «российской провинцией», а тем не менее Иногда эти два несовместимых понятия продолжают смешивать. Любой из номеров, если он разрешен к исполнению, нуждается в подлинно художественной пропаганде в любом городе нашей страны, а не только в центрах.
Из всего сказанного следует, что для улучшения качества циркового плаката в первую очередь, разумеется, необходимо повышать мастерство художников, более активно привлекать молодые кадры профессионально подготовленных художников. Советский цирк постоянно рождает новые по содержанию и по форме номера. Такой же процесс неустанных творческих исканий должен стать основным законом мастеров циркового плаката. Выставки, дискуссии с привлечением искусствоведов и плакатистов других жанров должны помочь определению специфики содержания и формы циркового плаката. Наконец, художники нуждаются в создании нормальных творческих условий.
Советский цирк заслуживает настоящей пропаганды, раскрывающей новаторский характер и высокое мастерство актеров. Цирковой плакат — агитатор, воспитатель эстетического вкуса зрителей. Эти принципы и должны определить путь, по которому следует идти авторам циркового плаката.
Т. КЛЮЕВА
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959