В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артист цирка

 

 

Я артист цирка. Один из многочислен­ных тружеников арены. Когда вы в раз­личных статьях и рецензиях о цирке, пос­ле перечисления известных всему миру фамилий советских цирковых артистов, ставите три скромных буквы, «и др.» (то есть «другие»), речь идет, очевидно, о мо­их коллегах и обо мне. Так вот от имени этих многочисленных «и др.» я и обра­щаюсь к вам.

В наших головах сейчас полный сумбур. Теоретический сумбур. Помогите нам ра­зобраться (и разберитесь, наконец, сами, на то вам и перья в руки!).

Виновницей сумбура явилась маленькая книжечка, выпущенная издательством «Искусство». Называется она «Художест­венное наследие и  эстетическое воспита­ние». Автор И. Маца.

Мы люди любознательные. Мы тоже хо­тим разбираться в прелестях художествен­ного наследия и жаждем эстетического воспитания. Артисты цирка, мы не только умеем стоять на руках и голове, но охот­но берем в руки книги, с наслаждением ломаем голову над сложными теоретиче­скими вопросами. Поэтому брошюра И. Маца не прошла мимо нашего внима­ния, и мы с интересом открыли ее. На первых двенадцати страницах все было ясно. Но на тринадцатой наши крепкие цирковые головы пошли кругом!

На злополучной тринадцатой странице вооруженный до зубов эрудицией автор одним взмахом своего остро отточенного пера вычеркнул цирк из прочих видов ис­кусства, низвел его до простых процессов труда. Было цирковое искусство, и вот нет его. Вернее, автор полагает, что его вообще никогда не было. Выло только всеоб­щее заблуждение.

Оказывается, мы, артисты цирка, к семье искусств никакого отношения не имеем.   Искусство   балета,   например,   не является для нас даже троюродной сест­рой. А вот самолеты и электровозы — на­ши родные братья. Головокружительное открытие! Не верите? Предоставим слово автору этого открытия. «Уважение к тру­ду, умению, восхищение мастерством ху­дожника, восторг, вызванный легкостью преодоления трудностей исполнения, ко­нечно, имеют место в наших эстетических суждениях. Больше того, все это может иметь даже очень важное значение по от­ношению к отдельным видам и родам искусства, как, например, виртуозная музыка, балет, декоративные искусства и т. п. Головокружительное по быстроте, точности и четкости исполнение музы­кальных пассажей, грациозность и лег­кость движения танцора при исполнении трудных балетных номеров сами по себе захватывают нас... Но, во-первых, удивле­ние и восхищение могут вызвать у нас не только мастерство художника, но также и самые различные процессы труда и их результаты. Кто не любуется нашими за­мечательными самолетами и электрово­зами? Или же разве не вызывает у нас чувство восхищения, скажем, физкультур­ный парад? Или сила, ловкость, смелость и изящество акробатов, эквилибристов на цирковой арене? Больше того, восприни­мая подобные нехудожественные предме­ты или процессы, мы можем иметь от них (подчеркнуто автором письма) эстетическое наслаждение, что, однако, не сделает их предметами искусства».

Итак, ежедневно перед тысячами зри­телей мы совершаем на манеже нехудо­жественные процессы.

Может быть, теперь после такого ка­тегорического утверждения И. Маца, Го­сударственное училище циркового искус­ства, которое закончило большинство из нас, следует переименовать в ремесленное цирковое училище?

Может быть, К. С. Станиславский и А. В. Луначарский, горячо любившие и высоко оценивавшие искусство цирка, глубоко  заблуждались  и,  выйди,  книжка Маца в Свет при их  жизни, они поняли бы всю глубину своих ошибок?

 

Мы,  не  скрывая   горьких  чувств,

Порой  делились  бедами.

Что    цирк  среди    других    искусств ?

Забыт   искусствоведами.

— как  видит  целый  свет — нужно беспокоиться:

Среди  искусств,   лишь   цирка   нет

Секрет лишь  в том, видно, кроится,

К  искусству  вряд ли   отнесут

Отныне   представления. Ученый муж за данный труд

Достоин «поздравления».

Как  тут   ни   крути,

Открытье  дерзновенное:

Искусства  в цирке не найти —

Искусство  несомненное!

 

 

Может быть, восторженные отзывы миро­вой прессы, в один голос восхищающейся советским цирковым искусством, только результат всеобщего неведения?

А может быть... сам И. Маца ошибается? Может быть, его логика, совершив ряд смелых и изящных словесных сальто-мор­тале, вместо того чтобы снова оказать­ся на твердых ногах, оказалась стоящей на голове? Все может быть...

Мы не собираемся вступать в теоретиче­ский спор с автором, ибо мы не теорети­ки, а практики. Своими делами мы повсе­дневно доказываем, что цирковое искусст­во существует, развивается, совершенст­вуется. Ваше же дело, товарищи историки и критики, доказать это теоретически.

 

АРТИСТ ЦИРКА

Журнал «Советский цирк» 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100