Днем – у станка, вечером – на сцене - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Днем – у станка, вечером – на сцене  

 

 

Репортаж о самодеятельности на автозаводе им.  И. А. Лихачева

 

У нас стало традицией ежегодно  производить   смотр  художе­ственной  самодеятельности   и  лучших  показывать   на  сценах театров. Широким массам хорошо известны  достижения музыкально-театральных коллективов самодеятельности и почти неизвестно о существовании цирковой самодеятельности. А она   су­ществует, успешно развивается и пополняет кадры цирковых артис­тов. Некоторые выпускники ГУЦИ выявили свои способности в  круж­ках самодеятельности.

Высокое мастерство артистов цирка оказывает влияние на моло­дежь и побуждает ее усиленно заниматься физкультурой, чтобы быть ловким и сильным и равняться на лучшие образцы циркового мастерства.

На заводах, фабриках, в колхозах все больше и больше возникает кружков любителей классической борьбы, тяжелоатлетов, акроба­тики, клоунады. Взаимосвязь артистов цирка с рабочей самодея­тельностью выражается в редких случаях только в том, что некото­рые бывшие цирковые артисты являются руководителями самодея­тельных кружков. Шефство же артистов, как это практикуется работ­никами других видов искусства, над такими кружками не осуще­ствляется. Конечно, шефство мыслится в тех местах, где работают стационарные цирки.

Мы хотим познакомить читателей журнала с буднями заводской самодеятельности на автозаводе им. Лихачева.

 

1. Акробаты

 

В акробатическом кружке Дворца культуры автозавода им. Лиха­чева меня встретила педагог кружка Лидия Николаевна Захарьина. Она и рассказала мне историю акробатического кружка.

На автозаводе им, Лихачева акробатический кружок зародился в 1938 году. Во Дворце культуры завода ему отведено специальное помещение. Имеется соответствующая аппаратура и штатный препо­даватель по акробатике. Занимаются акробатикой после тщательного отбора и медицинского осмотра дети рабочих завода в возрасте от восьми лет. Желающих заниматься акробатикой очень много. Прово­дится три тура по определению пригодности к занятиям акробати­кой. Тренируются члены кружка три раза в неделю. В кружке око­ло шестидесяти человек. От члена кружка требуется соблюдение режима сна, отдыха, санитарных и гигиенических правил, образцо­вое поведение дома, уважение к старшим и родителям и хорошие отметки в школе. Член акробатического кружка, получивший двой­ку, не допускается на занятия. Тростникам дается срок для исправ­ления своих отметок. Самое тяжелое наказание для члена круж­ка — это лишение его права заниматься акробатикой. Родители де­тей, занимающихся акробатикой, имеют тесную связь с педагогом и информируют его о поведении учеников дома. Члены кружка по окончании общеобразовательной школы поступают работать на за­вод  или  учиться   в   институты,  техникумы,   продолжая  участвовать   в

 

 

 

заводской самодеятельности. Иные переходят в Государственное училище циркового искусства, избрав себе профессию циркового артиста.

Серьезные занятия по акробатике по установленной программе начались с 1943 года, с приходом педагога Лидии Николаевны За­харьиной — воспитанницы Государственного училища циркового ис­кусства. Она была ученицей создателя двойного сальто А. И, Сосина и режиссера-педагога В. В. Захарьина, который тоже был одним из создателей этого кружка и преподавал в нем много лет. Лидия Ни­колаевна ушла с арены цирка, но знания и практика, полученные ею, не пропали. Она применила их на педагогической работе. Ли­дия Николаевна — энтузиаст своего дела. Руководимый ею кружок ак­робатики на автозаводе стал, по существу, подготовительной школой для поступления в ГУЦИ. Многие ее ученики, окончив цирковую школу, стали профессиональными артистами цирка. Назовем некото­рых из них: Раиса Моисеенко — жонглер на моноцикле, Анатолий Бухарев — акробат на шарах, Вениамин и Анатолий Волчковы, Алек­сандр Саженев и Игорь Щербаков, Леонид Оводов, Юрий Быков­ский, Владимир Слабов, Виктор Прохоров — акробаты, Юрий Егоренко — режиссер-инспектор.

Скоро окончит Государственное училище циркового искусства еще один ее ученик — Юра Макаров. Рассказывая о своих учениках, Ли­дия Николаевна с родительской теплотой и гордостью произносит их имена. Они для нее остались теми же Раей, Толей, Веней, Сашей, хотя давно уже некоторые из них приобрели широкую известность. Фа­милию Лидии Николаевны не встретишь на афишах цирка, о ней не пишут в рецензиях на представления, в которых выступают ее уче­ники. Она незаметно творит большое дело. Когда ее ученики высту­пают на аренах цирков или на концертах заводской самодеятельно­сти и публика им горячо аплодирует, часть этих аплодисментов сле­дует во имя справедливости отнести скромной акробатке — педа­гогу Лидии Николаевне Захарьиной.

 

2. Борцы

 

Вполне понятно стремление заводской молодежи заниматься классической борьбой. В их трудовой деятельности нужна сила, лов­кость, быстрота и выносливость. Нужны и волевые качества; упор­ство, смелость, мужество. Рабочие — любители классической борь­бы тренируются во Дворце культуры своего завода; там им отве­ден спортзал. Занимаются классической борьбой свыше двухсот двадцати человек, в том числе несколько мастеров спорта. Руково­дят занятиями тренер Владимир Михайлович Свешников, выпускник института физической культуры, и заслуженный тренер СССР Влади­мир Михайлович Михельсон, технолог кузнечного цеха. В прошлом эти руководители были профессиональными борцами,

— Мы прививаем своим ученикам, — рассказывают тренеры — правильность применения приемов защиты, контрприемов и волю к победе над противником.

В моем присутствии в спортзале боролись десять пар. За борю­щимися парами следили тренеры. Временами они прекращали борь­бу то одной, то другой пары, давали указания или показывали пра­вильность применения приемов.

Кроме тренировочных занятий заводские борцы участвуют в со­ревнованиях и выступают перед своими рабочими-зрителями.

Рабочие завода любят заниматься и тяжелой атлетикой. Еже­дневно спортивный зал посещает до сорока человек, в основном, конечно, молодежь.

Руководит секцией тяжелой атлетики Вилорий Александрович Орлов, в прошлом цирковой гимнаст, теперь студент института физкультуры,   член   заводского   литературного   объединения.

Заводские штангисты не ограничиваются только тренировочными занятиями и соревнованиями. Они проводят показательные выступ­ления в цехах завода. Демонстрировали свое искусство и москов­ским зрителям на площадях Москвы во время праздничных гуля­ний. «Если бы нам предложили выступить с демонстрацией своих до­стижений на арене цирка, мы бы не подкачали», — заявляют рабочие тяжелоатлеты.

Исполняется сорокалетие советского цирка. Почему бы в юбилейные дни не показать широким массам цирковую самодеятель­ность. Режиссерам и художникам Союзгосцирка следовало бы про­смотреть участников самодеятельности на предприятиях, в органи­зациях и учреждениях, отобрать лучших и показать на арене цир­ка. Может быть, целесообразно посвятить в цирке один вечер для выступления участников цирковой самодеятельности или составить программу, в которой одно отделение займут участники самодея­тельности, другое — артисты. Зрители всегда доброжелательно и тепло   встречают   исполнителей   самодеятельных   кружков.

Демонстрация достижений цирковой самодеятельности еще больше увеличит число желающих заниматься этим видом искусства, которое справедливо считается народным.

 

 

Б. ТОДОРСКИЙ

Журнал «Советский цирк» август 1959

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования