ЦИРК НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ
Известный в прошлом артист цирка, конный жонглер Виктор Кошкин посвятил свою книгу “Конный цирк” любимому жанру. Он рассматривает историю становления и развития конного цирка в странах Европы и России, прослеживая её на протяжении нескольких столетий. Подробное исследование многообразных форм искусства циркового наездничества и дрессировки лошадей в книге органично вплетается в интересный рассказ о творческой деятельности ведущих артистов цирков мира: А.Шумана, Ф.Боше, П. Крутикова, В.Труцци, Б.Манжелли. Перед читателем проходит галерея портретов наиболее выдающихся наездников и дрессировщиков лошадей разных стран, которые своим творчеством определяли пути развития конного цирка. При этом автор дает конкретное представление о том, какими способами и средствами добивались высокого мастерства наездники и дрессировщики лошадей.
Автор справедливо утверждает, что “вскрыть и понять диалектику художественных процессов, происходящих сегодня в искусстве цирковых наездников и дрессировщиков лошадей, невозможно без изучения прошлого, без знания исторических предпосылок, явившихся причиной возникновения тех или иных художественных явлений”.
Он пишет, что срединное, промежуточное положение нашей страны между восточным и западным миром предопределило своеобразие и самобытный характер русской культуры. Многие отмечали удивительную способность русских к ассимиляции иноземных элементов, к превращению “чужого” в “свое”. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западных и восточных стран в разных областях человеческой деятельности, в том числе и сфере циркового искусства.
История становления и развития конного цирка в России представляет убедительный пример того, что обращение к художественному опыту Западной Европы никогда не было простым заимствованием. Многие формы циркового наездничества и дрессировки лошадей, попав на русскую почву, дают замечательные образцы спаянности европейского опыта с русской национальной традицией. Ярким примером этого служит цирковая джигитовка, появившаяся в результате органичного слияния традиций искусства верховой езды народов Кавказа, русского казачества и опыта европейского циркового наездничества.
Автор не только рассказал о достижениях, составляющих гордость отечественного искусства, но и охарактеризовал их вклад в сокровищницу мировой культуры.
В книге дан краткий словарь профессиональных терминов, представлены редкие иллюстрации старинных гравюр, литографий А. де Тулуз-Лотрека, рекламных плакатов, гравюр О.Г.Верейского, картин М.Шагала, А.Матисса, Г.Сёра, а также подборка “Конный цирк на почтовых марках и конвертах”. Книга увидела свет в издательстве “МИК”.