Первая бригада
Дружба между воинами Советской Армии и артистами цирка возникла в суровые и незабываемые годы гражданской войны. В то время артисты цирка выступали перед красноармейцами не только на манеже цирка, но и в казармах, на призывных пунктах, на железнодорожных вокзалах и на фронтах.
Одним из первых артистов цирка, отправившихся в район боевых действий, был Виталий Ефимович Лазаренко. Весной 1918 года он выехал на фронт. Инициатором этой поездки был нарком просвещения А. В. Луначарский.
Однажды А. В. Луначарский пригласил В. Е. Лазаренко и сказал, что правительство, в частности Владимир Ильич Ленин, придает огромное значение культурному обслуживанию красноармейцев. Особую роль в этом важном и почетном деле, подчеркнул Анатолий Васильевич, могут сыграть артисты цирка — представители любимого народом искусства. А. В. Луначарский предложил В. Е. Лазаренко сформировать небольшую бригаду артистов и отправиться с ней на Южный фронт, где молодые полки Красной Армии сражались с нарушившими брестский мирный договор немцами и войсками Центральной рады.
Через несколько дней бригада в составе В. Е. Лазаренко, жонглера Донцова, эксцентрика Сесиль Пишеля, аккомпаниатора Н. Данилова, балалаечника Трояновского и меня — Малышевой-Лазаренко — собрались на Курском вокзале. Нам дали места в теплушке, которую прицепили к санитарному поезду, шедшему в Орел. В Орле нас принял в своем штабном поезде командующий войсками В. Антонов-Овсеенко. Он тепло беседовал с нами, поблагодарил за приезд и заверил, что нам будет оказана всяческая помощь. По его приказанию артистов зачислили на красноармейское довольствие и в наше распоряжение выделили грузовую машину. В те времена машин, как известно, было крайне мало и этот приказ мы все расценивали как большую заботу об артистах.
Грузовик доставил нас в действующие части Красной Армии. Выступали мы, как правило, на площадях сел и деревень. Лазаренко исполнял небольшие, злободневные антре и репризы. Трояновский виртуозно исполнял на балалайке русские песни, Донцов жонглировал, а я пела под баян частушки. В заключение Лазаренко демонстрировал рекордные прыжки через несколько телег или походные кухни.
После представления бойцы окружали нас тесным кольцом, рассказывали о боях, в которых они принимали участие.
Затем мы снова садились в машину и ехали в другую часть.
Условия для работы были трудные. Передвигаться приходилось
по скверным, размытым весенней распутицей дорогам. Шли напряженные бои. Поэтому нередки были случаи, когда, приехав на командный пункт, мы заставали там только бойцов комендантской роты и связных. В этих случаях мы вынуждены были отменять представления.
Линия фронта была подвижной. И однажды мы чуть не попали в плен. В степи нам повстречался казачий разъезд. Шофер успел развернуть машину. Казаки открыли огонь. Но мы благополучно ушли от погони.
Был также случай: бригада сбилась с пути, и нам пришлось бродить без еды несколько дней по лесам, пока вышли к деревне, занятой красными.
Восторженно встречала нас красноармейская аудитория, и наша группа старалась дать как можно больше выступлений. Через полтора месяца мы вернулись в Москву. После этой поездки артисты цирка, в том числе В. Е. Лазаренко, неоднократно выезжали на фронты гражданской войны.
И сейчас артисты частые гости в воинских частях. Дружба между воинами Советской Армии и артистами стала славной традицией.
М. Малышева-Лазаренко
Журнал «Советский цирк» август 1959