В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

В Будапеште 

 

 

Декабрь  и   январь   в  Будапеште    выдались теплые, не похожие на зиму.

С утра до ночи, почти все время, город в тумане; но и сквозь туман видны новые черты венгерской столицы. Жизнь стала лучше. Народ Венгрии с неутомимой энергией взялся за работу, что­бы восстановить нормальную жизнь горо­да, которую пыталась нарушить выползшая из своих нор в 1956 году контрреволюция. С удвоенной силой работают заводы и фаб­рики, идет строительство новых домов и ремонт старых.

Первого января 1959 года произошло новое снижение цен на ряд товаров.

Правительство, партия, народ делают все, чтобы поднять уровень жизни в рес­публике.   И   результаты   видны   на   каждом шагу:    сияют витрины магазинов, леса строительства иногда ме­шают ходить по ули­це, но прохожие ра­дуются, ибо они по­нимают, что эти же леса помогут им идти дальше,   вперед.

И лица людей на ули­цах выдают их хорошее настроение. Улыбок не может скрыть даже на­висший над городом ту­ман.

Особенно веселыми были вечер, ночь и день нового 1959 года. Можно сказать без преувеличения, что весь город был на улицах. Дети, юноши, взрослые, ста­рики заполнили проспекты, улицы и переул­ки. Они шли в смешных колпаках и шапоч­ках, несли большие разноцветные воздуш­ные шары, «колбасы», воздушных цветных поросят и дудели в дудки. Я видел старика в пенсне и в шляпе (убежден, что это был профессор или академик), который упоенно дудел в дудку. Люди пе­ли, плясали чардаш и за­кидывали друг друга зо­лоченными монетками с пожеланием  счастья.

В Будапеште умеют ра­ботать и умеют отдыхать.

Афиши пестрят назва­ниями театров и пьес. Многое мне удалось по­смотреть, о многом хо­чется написать, но в этих заметках я, естественно, буду говорить о цирке и близких к нему жан­рах.

Отдельные цирковые номера можно увидеть в кабаре и в театрах варь­ете. Здесь выступает из­вестный по гастролям в СССР манипулятор Родольфо, работающий с юмором и всегда с успехом, комические акробаты-неудачники 2-Чиаки, жонглеры 2-Жилак и 2-Друмор, «икарийцы» 4-Элеки, пластические акро­баты 2-Викарши, отличный жонглер Геза     Гоздог,        иллюзионистка     Ирма     Кути и многие другие. Надо сказать чест­но, что, за редким исключением, эти но­мера производят довольно серое впечат­ление — слабостью техники, и отсутствием режиссуры, и случайностью места, которое они занимают в программе. В театре «Бу­дапешт-варьете» и в «Комора-варьете» ос­новной упор делается на разговорные но­мера, песенки, конферанс, салонно-акробатические  танцы.

В  варьете     «Будапешт»  (не  следует  пу­тать  с «Будапешт-варьете»), где программа идет на маленькой эстраде и между столи­ков в перерыве между танцами, выступают отличные  исполнители  акробатических  тан­цев — Гизи Печи, Рожи Мике и Арпад Лернер. Новые поддержки, сложные и с завид­ной  легкостью  исполняе­мые акробатические трю­ки,   удивительно   стремительный   темп   работы   и подлинный  артистизм от­личают выступления  этих артистов. Хорошей техни­кой, актерским обаянием и отличной слаженностью покоряет зрителей  и  ба­летный ансамбль варьете в   составе     Рожи     Мике, Инги  Орловой,  Эдит  Кекеши,   Цецилии     Девени, Юлии Педи, Агнеш Сольдеми.   С   успехом   здесь выступают     исполнитель­ницы  жанровых  и  танце­вальных песенок и  паро­дий артистки Магда Кордош, Марица Немет      и      Каталин    Мароши.

Венгерский цирк находился в эти меся­цы на гастролях, но в Будапеште я поймал цирк, за которым тщетно гонялся в Гер­манской Демократической Республике. Это был  знаменитый цирк «Аэрос».

 

   

На фото:  Выступают комические акробаты 2 – Чиаки

Коломбина, Арлекин и шталмейстер – артисты Урсула Дейнерт, Петер Хенниг и Гергардт Шюттке

 

В большом шапито на территории Веселого парка (Видам-парк) выступают артисты «Аэрос». Цирк переполнен зрителями. Много детей (несмотря на то, что представление вечернее). Между рядами и в проходах лож беспрерывно снуют продавцы прохладительных напитков, сладостей.

— Перец! Перец! Тешек поранчони, перец! («перец» — это соленые хрустящие крендельки, а «тешек поранчони» — усилительная   форма   слова   «пожалуйста»).

Играет оркестр, освещается арена, и начинается  представление.

Прежде всего я должен сказать,  что за всю свою жизнь  во    всех    вместе    взятых цирковых представлениях плюс Полное собрание сочинений Брема я  не видел столько зверей, сколько их было показано в этой одной программе.       Здесь      были львы,    тигры   и  пантеры, слоны и верблюды, шимпанзе и крокодилы, удавы и яки, лошади и ослы, собаки и бурые медведи, белые медведи    и пони, зебу,    гуанако,    бизоны, питон...

Я знал, что в немецких цирках номера с животными занимают главенствующее место, но представить себе такое количество номеров дрессуры не мог. Однако директор цирка «Аэрос» Карл Лангенфельд собрал именно такое ошеломляющее количество млекопитающих, земноводных  и   пресмыкающихся.

Программа имеет название «150 лет вокруг манежа».

Директор этого стопятидесятилетнего цирка Карл Лангенфельд лично выводит на манеж семь слонов. Как и положено директору, он в чалме и во фраке. Слонов сменяет жонглер Паоли с партнершей. Это довольно эффектный номер, в котором Паоли работает на лестнице, стоящей на свободной проволоке, а затем балансирует одиннадцатью мячами.

Интересен выход Герберта Карнеи с группой львов, в котором весьма забавна ночная сценка — лев в постели. Работа Карнеи отмечена большой смелостью. С успехом выступает с тиграми, львами и  пантерами Людо Палос.

Оригинальный номер показывают артист Карах Кхавак и его ассистентка. Артист на руках выносит на манеж поочередно пять крокодилов — одного маленького и четырех больших. Крокодилы разгуливают по арене, а один из них залезает на барьер, пугая «насмерть» зрителей первого ряда. Вскрикивают в страхе женщины, а укротитель простирает руку, и все крокодилы замирают, будто они заснули. Новое движение руки стоящего на середине манежа укротителя — и крокодилы «оживают» и быстро расползаются во все стороны. Номер производит впечатление. Особенно когда видишь, как человек несет огромного барахтающегося у него в руках крокодила. И в то же время номер этот вызывает чувство досады. Ясно, что он основан на создании у крокодилов болевых рефлексов, и при всем неуважении к вышеназванным хищникам все же их жаль. В этом же номере ассистентка Карах Кхавака выступает с большим питоном. Этот номер называется в программе «Джунгли-ревю».

Красив и смел номер артистов Асцонас — полет с двухсполовинным сальто-мортале. Вся программа перемежается танцевальными интермедиями в исполнении ритмического аэробалета при участии солистов Урсулы Дейнерт, Эльви Тромски, Аниты Хилппман, Гергардта Шюттке, Петера Хеннига. Это танец Коломбины и Арлекина, старинный канкан, мексиканский народный танец, современный спортивный танец пилотов, ритмический модерн-танец. По существу, балетный ансамбль цирка заменяет в представлении коверных. Они танцуют и во время перестановок, когда манеж занят униформой. Тогда балет поднимается на барьер или заходит в клетку, пока в нее не впустили зверей.

Клоунаду представляют артисты 5-Беппинос. Большей частью это старые клоунские антре с пинками, дракой, обливанием водой. Когда это делается с мастерством, с клоунской наивностью и обаянием, когда это становится необходимым по сюжету антре, это все можно принять, но в данной программе все это делается  с одной целью — лишь бы посмешить, без всякой мысли и не довольно низком артистическом уровне. Исключение составляет одна клоунада: «Запуск спутника в некоей заокеанской стране». Это сделано с выдумкой, с долей сатиры, артистично разыграно, по-настоящему смешно. И здесь законны и падения, и  взрывы, и драки.

Интересно    выступление   Уго   Франкони-Труцци   с   необычной   группой   животных — зебу, верблюды, буйволы, гуанако, яки. Красиво и  храбро выступает с   семью   львами   Регина Марчелла,     превосходно работают комичные большие и маленькие шимпанзе. Но от обилия животных, которые все слились в единый зоопарк, уже начинает побаливать голова.

Есть в программе один номер, о котором нужно сказать  особо.

Это номер мирового класса, и  уже ради него одного стоит смотреть программу — Кинг Эверест.  Он — лыжник.

Вот так,   на  лыжах  он   и выходит    на    манеж.  На пыжах взбирается на плечи  партнерши, на лыжах делает стойки и т. д. Затем   он   прислоняет   три лыжные     палки     одну   к другой,   еще    три,    еще три и еще три, берет по две лыжные палки в каждую  руку  и...    общем, словами   этого   не   передать,   смотрите   фото) — делает   вот   такую   стойку, и цирк грохочет аплодисментами.    В заключение   Кинг   Эверест   взбирается на высокий трамплин, встает на руки, продевает руки в крепления лыж и в этом положении   совершает  великолепный   прыжок с трамплина  на манеж.    Блестящий  номер! В  программе  28  номеров,  но  Кинг   Эверест,   как   Эверест   над   Гималаями,   возвышается над всей  программой, которой при всей ее пышности и помпезности не хватает разнообразия, хорошей режиссерской руки и свежести репертуара.

  

Новый год. На углу продают забавные колпаки и дудки. У входа в цирк «Аэрос»

 

Африканские слоны

Карах Кхавак со своим крокодилом

Рекордные трюки Кинга Эвереста

 

Журнал «Советский цирк» апрель 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100