В Будапеште
Декабрь и январь в Будапеште выдались теплые, не похожие на зиму.
С утра до ночи, почти все время, город в тумане; но и сквозь туман видны новые черты венгерской столицы. Жизнь стала лучше. Народ Венгрии с неутомимой энергией взялся за работу, чтобы восстановить нормальную жизнь города, которую пыталась нарушить выползшая из своих нор в 1956 году контрреволюция. С удвоенной силой работают заводы и фабрики, идет строительство новых домов и ремонт старых.
Первого января 1959 года произошло новое снижение цен на ряд товаров.
Правительство, партия, народ делают все, чтобы поднять уровень жизни в республике. И результаты видны на каждом шагу: сияют витрины магазинов, леса строительства иногда мешают ходить по улице, но прохожие радуются, ибо они понимают, что эти же леса помогут им идти дальше, вперед.
И лица людей на улицах выдают их хорошее настроение. Улыбок не может скрыть даже нависший над городом туман.
Особенно веселыми были вечер, ночь и день нового 1959 года. Можно сказать без преувеличения, что весь город был на улицах. Дети, юноши, взрослые, старики заполнили проспекты, улицы и переулки. Они шли в смешных колпаках и шапочках, несли большие разноцветные воздушные шары, «колбасы», воздушных цветных поросят и дудели в дудки. Я видел старика в пенсне и в шляпе (убежден, что это был профессор или академик), который упоенно дудел в дудку. Люди пели, плясали чардаш и закидывали друг друга золоченными монетками с пожеланием счастья.
В Будапеште умеют работать и умеют отдыхать.
Афиши пестрят названиями театров и пьес. Многое мне удалось посмотреть, о многом хочется написать, но в этих заметках я, естественно, буду говорить о цирке и близких к нему жанрах.
Отдельные цирковые номера можно увидеть в кабаре и в театрах варьете. Здесь выступает известный по гастролям в СССР манипулятор Родольфо, работающий с юмором и всегда с успехом, комические акробаты-неудачники 2-Чиаки, жонглеры 2-Жилак и 2-Друмор, «икарийцы» 4-Элеки, пластические акробаты 2-Викарши, отличный жонглер Геза Гоздог, иллюзионистка Ирма Кути и многие другие. Надо сказать честно, что, за редким исключением, эти номера производят довольно серое впечатление — слабостью техники, и отсутствием режиссуры, и случайностью места, которое они занимают в программе. В театре «Будапешт-варьете» и в «Комора-варьете» основной упор делается на разговорные номера, песенки, конферанс, салонно-акробатические танцы.
В варьете «Будапешт» (не следует путать с «Будапешт-варьете»), где программа идет на маленькой эстраде и между столиков в перерыве между танцами, выступают отличные исполнители акробатических танцев — Гизи Печи, Рожи Мике и Арпад Лернер. Новые поддержки, сложные и с завидной легкостью исполняемые акробатические трюки, удивительно стремительный темп работы и подлинный артистизм отличают выступления этих артистов. Хорошей техникой, актерским обаянием и отличной слаженностью покоряет зрителей и балетный ансамбль варьете в составе Рожи Мике, Инги Орловой, Эдит Кекеши, Цецилии Девени, Юлии Педи, Агнеш Сольдеми. С успехом здесь выступают исполнительницы жанровых и танцевальных песенок и пародий артистки Магда Кордош, Марица Немет и Каталин Мароши.
Венгерский цирк находился в эти месяцы на гастролях, но в Будапеште я поймал цирк, за которым тщетно гонялся в Германской Демократической Республике. Это был знаменитый цирк «Аэрос».

На фото: Выступают комические акробаты 2 – Чиаки
Коломбина, Арлекин и шталмейстер – артисты Урсула Дейнерт, Петер Хенниг и Гергардт Шюттке
В большом шапито на территории Веселого парка (Видам-парк) выступают артисты «Аэрос». Цирк переполнен зрителями. Много детей (несмотря на то, что представление вечернее). Между рядами и в проходах лож беспрерывно снуют продавцы прохладительных напитков, сладостей.
— Перец! Перец! Тешек поранчони, перец! («перец» — это соленые хрустящие крендельки, а «тешек поранчони» — усилительная форма слова «пожалуйста»).
Играет оркестр, освещается арена, и начинается представление.
Прежде всего я должен сказать, что за всю свою жизнь во всех вместе взятых цирковых представлениях плюс Полное собрание сочинений Брема я не видел столько зверей, сколько их было показано в этой одной программе. Здесь были львы, тигры и пантеры, слоны и верблюды, шимпанзе и крокодилы, удавы и яки, лошади и ослы, собаки и бурые медведи, белые медведи и пони, зебу, гуанако, бизоны, питон...
Я знал, что в немецких цирках номера с животными занимают главенствующее место, но представить себе такое количество номеров дрессуры не мог. Однако директор цирка «Аэрос» Карл Лангенфельд собрал именно такое ошеломляющее количество млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.
Программа имеет название «150 лет вокруг манежа».
Директор этого стопятидесятилетнего цирка Карл Лангенфельд лично выводит на манеж семь слонов. Как и положено директору, он в чалме и во фраке. Слонов сменяет жонглер Паоли с партнершей. Это довольно эффектный номер, в котором Паоли работает на лестнице, стоящей на свободной проволоке, а затем балансирует одиннадцатью мячами.
Интересен выход Герберта Карнеи с группой львов, в котором весьма забавна ночная сценка — лев в постели. Работа Карнеи отмечена большой смелостью. С успехом выступает с тиграми, львами и пантерами Людо Палос.
Оригинальный номер показывают артист Карах Кхавак и его ассистентка. Артист на руках выносит на манеж поочередно пять крокодилов — одного маленького и четырех больших. Крокодилы разгуливают по арене, а один из них залезает на барьер, пугая «насмерть» зрителей первого ряда. Вскрикивают в страхе женщины, а укротитель простирает руку, и все крокодилы замирают, будто они заснули. Новое движение руки стоящего на середине манежа укротителя — и крокодилы «оживают» и быстро расползаются во все стороны. Номер производит впечатление. Особенно когда видишь, как человек несет огромного барахтающегося у него в руках крокодила. И в то же время номер этот вызывает чувство досады. Ясно, что он основан на создании у крокодилов болевых рефлексов, и при всем неуважении к вышеназванным хищникам все же их жаль. В этом же номере ассистентка Карах Кхавака выступает с большим питоном. Этот номер называется в программе «Джунгли-ревю».
Красив и смел номер артистов Асцонас — полет с двухсполовинным сальто-мортале. Вся программа перемежается танцевальными интермедиями в исполнении ритмического аэробалета при участии солистов Урсулы Дейнерт, Эльви Тромски, Аниты Хилппман, Гергардта Шюттке, Петера Хеннига. Это танец Коломбины и Арлекина, старинный канкан, мексиканский народный танец, современный спортивный танец пилотов, ритмический модерн-танец. По существу, балетный ансамбль цирка заменяет в представлении коверных. Они танцуют и во время перестановок, когда манеж занят униформой. Тогда балет поднимается на барьер или заходит в клетку, пока в нее не впустили зверей.
Клоунаду представляют артисты 5-Беппинос. Большей частью это старые клоунские антре с пинками, дракой, обливанием водой. Когда это делается с мастерством, с клоунской наивностью и обаянием, когда это становится необходимым по сюжету антре, это все можно принять, но в данной программе все это делается с одной целью — лишь бы посмешить, без всякой мысли и не довольно низком артистическом уровне. Исключение составляет одна клоунада: «Запуск спутника в некоей заокеанской стране». Это сделано с выдумкой, с долей сатиры, артистично разыграно, по-настоящему смешно. И здесь законны и падения, и взрывы, и драки.
Интересно выступление Уго Франкони-Труцци с необычной группой животных — зебу, верблюды, буйволы, гуанако, яки. Красиво и храбро выступает с семью львами Регина Марчелла, превосходно работают комичные большие и маленькие шимпанзе. Но от обилия животных, которые все слились в единый зоопарк, уже начинает побаливать голова.
Есть в программе один номер, о котором нужно сказать особо.
Это номер мирового класса, и уже ради него одного стоит смотреть программу — Кинг Эверест. Он — лыжник.
Вот так, на лыжах он и выходит на манеж. На пыжах взбирается на плечи партнерши, на лыжах делает стойки и т. д. Затем он прислоняет три лыжные палки одну к другой, еще три, еще три и еще три, берет по две лыжные палки в каждую руку и... (в общем, словами этого не передать, смотрите фото) — делает вот такую стойку, и цирк грохочет аплодисментами. В заключение Кинг Эверест взбирается на высокий трамплин, встает на руки, продевает руки в крепления лыж и в этом положении совершает великолепный прыжок с трамплина на манеж. Блестящий номер! В программе 28 номеров, но Кинг Эверест, как Эверест над Гималаями, возвышается над всей программой, которой при всей ее пышности и помпезности не хватает разнообразия, хорошей режиссерской руки и свежести репертуара.

Новый год. На углу продают забавные колпаки и дудки. У входа в цирк «Аэрос»

Африканские слоны
Карах Кхавак со своим крокодилом
Рекордные трюки Кинга Эвереста
Журнал «Советский цирк» апрель 1959