БУФФОНАДНАЯ КЛОУНАДА - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

БУФФОНАДНАЯ  КЛОУНАДА

 

Что происходит в области буффонад­ной клоунады? Клоунов-буфф очень мало; большинство из них люди почтенного возраста; среди них есть слабые артисты, не имеющие права выступать в перво­классных цирках.

В журнале «Советский цирк» № 10 на­печатана статья Г. С. Венецианова «Побе­да коверного», в которой доказывается, что время клоунов-буфф прошло. Не могу согласиться с автором.

Цирк создал две традиционные клоун­ские маски — белого и рыжего, имеющие множество оттенков. Не знаю, может быть, я покажусь ретроградом, но я убеж­ден: если уж играются традиционные клоунские антре, то лучше всего испол­нять их в традиционных клоунских мас­ках.

Клоунада не бытовой жанр. Бытовщина ей противопоказана. Клоунада — один из самых условных жанров в сцениче­ском искусстве; она условна, как всякий гротеск, всякая буффонада. Когда клоун появляется на арене в бытовом костюме, он всегда неубедителен. Пример тому, вы­ступление Зверева и Шестопалова. А мы почему-то чураемся условных клоунских масок.

Говоря о белых и рыжих, я не хочу советовать артистам взять побольше пудры и грима, надеть на себя клоунский ба­лахон, лакированные туфли и колпак или, наоборот, длиннополый сюртук и бо­тинки семидесятого размера и считать, что дело в шляпе. Нет, я считаю, что каждому буффонадному клоуну следует, даже оставаясь в пределах традиционных цирковых масок, искать свой характер. Этого, к сожалению, многие клоуны не де­лают. Следует вспомнить опыт выдающих­ся клоунов-буфф прошлого: Лепома и Эйжена, Григория Мозеля, Ротмистрова и Бугрова, Юрия Костанди, Фрателлини, Грока, Петра и Николая Лавровых, рабо­тающего сейчас Сергея Любимова — и, критически изучив его, использовать для создания нового, ибо названные мной клоуны всегда стремились к созданию ха­рактеров.

Все это не отрицает и необходимости поиска новых масок и образов, прямого отхода от традиций рыжих и белых. Здесь непочатый край работы. Кое-что в этой области сделано. Так, удачен опыт старейших наших клоунов — Николая Антонова и Василия Бартенева. Особый интерес представляют достижения Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, создающих для каждой сценки новые маски. Но Анто­нов с Бартеневым и Никулин с Шуйдиным, разрабатывая новые маски и обра­зы, остаются в пределах цирковой специ­фики, широко пользуются средствами гротеска и буффонады. К сожалению, многие артисты, именующие себя клоуна­ми, от этого отступают.

Еще один важный вопрос, имеющий значение для развития клоунады,— это о репетициях клоунов. У нас все больше появляется артистов-клоунов, много репе­тирующих, систематически прибегающих к помощи режиссеров. Среди них — Олег Попов, Василий Байдин, Никулин, Шуйдин и другие. Но, к сожалению, есть еще клоуны, не ведущие настоящих репети­ций. Часто у себя в гардеробной клоуны приблизительно размечают мизансцены и этим ограничиваются. Это порождает ди­летантизм, с которым пора повести решительную  борьбу.

Мы знаем, бесспорно, одаренных артис­тов, которые ушли из лучших цирков, ни­чего не добившись. Чего не хватало этим актерам? Большой и настоящей культу­ры, широты мировоззрения,— отсюда идей­ная бедность и крайняя ограниченность их репертуара. К тому же они не умели или не хотели систематически над собой работать. Хочется, чтобы пример этих ар­тистов заставил бы кое-кого задуматься над своим будущим.

 

Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования