Китайский цирк
Среди цирков всего мира совершенно обособленное место занимает китайский цирк. В любой программе китайские артисты всегда узнаются безошибочно.
Это имеет свою закономерность. Артисты всего мира всегда передвигались из страны в страну; они заимствовали друг у друга все, что придумывалось в области цирковых жанров, аппаратуры, костюмов. Мы знакомы с самыми древними образцами циркового искусства. Многие современные жанры имеют тысячелетнюю давность и не намного изменились с времен цирков Древней Греции и Рима.
Когда появились первые китайские артисты в Европе, установить трудно, но они сразу произвели большую сенсацию совершенно новыми цирковыми жанрами, костюмами и манерой работы.
Китайское цирковое искусство не было похоже на искусство всех остальных стран. Тысячи лет Китай жил своей собственной жизнью, отгороженный от всего мира Великой китайской стеной. Китайские артисты не видели европейских артистов и поэтому никакого влияния со стороны не могло быть.
Европейцы знали лишь о факирах, укротителях змей, шпагоглотателях. Цирком почти не интересовались ми историки, ни путешественники. Последние рассказывали только о том, что их очень уж поразило, и притом не языком специалиста цирка, а случайного зрителя.
Даже тогда, когда в Китай двинулись первые европейские колонизаторы и с ними европейская культура, а следовательно и европейские зрелища, китайское искусство осталось незыблемым и не подчинялось никаким влияниям. В Китае никогда не было своих стационарных цирков. Сравнительно недавно туда начали проникать европейские передвижные цирки. Цирковое искусство Китая тесно связано с национальным китайским театром, который и по сейчас остается своеобразным и единственным по своей специфике.
В китайском театре тесно переплелись разные жанры — декламация, пение, танцы и цирк. Артист китайского театра — синтетический артист. Он одинаково виртуозно осваивает и драматическое искусство, и оперу, и балет, и цирк. Чрезвычайно высоко стоит искусство пантомимы, причем средствами китайской пантомимы являются не только мимика, но и акробатика.
Конечно, наряду с театром, не могли не появиться самостоятельные группы акробатов, гимнастов, жонглеров, фокусников и т.п.
Эти артисты тоже выступали в театрах. Характер зданий и площадок, на которых работали и работают китайские артисты, наложил свой отпечаток и на характер работы артистов. Вероятно, эти здания не были обширными, вот почему в китайском цирке мало больших номеров, аппаратурных аттракционов, номеров с дрессированными животными. Их номера можно показать в любых условиях и легко перебрасывать с места на место. Это в основном так называемые партерные номера.
Китайские артисты придумали много совершенно новых номеров и жанров. Часть из них испытывает заметное влияние китайского театра.
Особенно оригинально и высоко по технике, режиссуре и выдумке искусство китайских фокусников и эквилибристов. Уже много сотен лет существует жанр «першей» — баланс с длинными шестами. На древних китайских гравюрах можно видеть артистов с бамбуковыми шестами, причем в самых разнообразных вариациях — шесты, балансируемые за поясом, на одном плече, на лбу, шесты в виде длинных ходуль, шесты, укрепленные нижним концом на земле (мачты), шесты, подвешенные к потолку (бамбуки), шесты в виде турников...
Первые китайские «перши» не похожи на европейские. На них не было никаких приспособлений. Верхний акробат работал на чистом гладком шесте. Он делал там различные «флажки», «оттяжки», скольжения и «обрывы». Он ложился на конец шеста на живот, на спину, зацеплялся подколенком и носками ног. Акробаты на шестах оригинально влезали на него — по способу «обезьяны», т. е. не обхватывая шест ногами, как сейчас, а ставя на него ступни ног и перебирая руками. Это так и называется — «китайский способ».
Позже на шестах появилась петля, которая еще более усложнила и сделала еще более разнообразным трюковой репертуар эквилибристов на шестах.
Известно много различных комбинаций такого же рода с бамбуковыми лестницами, которые китайские артисты балансировали и на плечах и на ногах. Китайцы придумали так называемую «подушку» или «тринку» для баланса на ногах. Вначале это была обычная круглая подушка, которую артист подкладывал под спину. Потом эта подушка «модернизировалась» в специальный станок-аппарат.
Существует мнение, что именно китайские жонглеры придумали жонглирование не только руками, но и ногами. В европейских цирках это получило название «антипод» и «икарийские игры».
Антипод — это номер, в котором артист жонглирует неодушевленными предметами — бочкой, цилиндром, доской (картой), колесом и т. п. Икарийские игры — это когда вместо неодушевленных предметов артист жонглирует живым партнером, обычно мальчиком. Искусство работы ногами у китайских артистов поставлено на необычайно высокий уровень. Ими придумано множество оригинальных трюков и комбинаций. Классический состав участников такого номера — двое исполнителей: взрослый и мальчик. Работа исполнялась сначала прямо на земле, на «тринке», а впоследствии была поднята на столик. Европейцы усовершенствовали этот номер, начав работать его группами в несколько «нижних» и несколько мальчиков «верхних», создав новые комбинации и трюки.
Блестящие номера создали китайцы и в жанре балансирования ногами бамбуковых лестниц. Они придумали самые разнообразные образцы таких лестниц; прямая обычная лестница, лестница с поперечной лестницей наверху, «ломаная лестница», состоящая из трех частей, лестница с трапецией или «бамбуком» наверху, «разламывающаяся лестница», т. е. лестница, которая в нужный момент рассыпается, — одна из ее сторон и ступеньки отпадают и артист продолжает балансировать на одной ноге только один шест.

Гимнасты на мачте под руководством Вэй Го-юнь

Эквилибристы на стульях Инь Юй-юнь, Лу Кэ-цинь, Чжен Цзинь-доу, Мао Би-у, Лонь Чан-фу Акробаты с обручем – Ся Шао-хэн, Тан Чжи-цин, Чжен Вэн-цин

Жонглирование тарелками

Искусство баланса доведено до совершенства. Балансер не только балансирует «а двух и одной ноге, но и жонглирует лестницей вместе с партнером, перебрасывая ее с ноги на ногу и вращая вокруг вертикальной оси!
Очень развита и так называемая «ручная эквилибристика», т. е. эквилибр, связанный со стойками на руках, одной руке, голове. В этих жанрах фантазия китайских артистов неиссякаема! Особенно интересны номера со стульями и столами. Артисты показывают высокое мастерство «ручного эквилибра», соединяя его часто с жонглированием китайскими тарелочками, пиалами и т. п.
Китайская стойка на руках по стилю резко отличается от европейской. Китайцы жмут стойку на своеобразном балансе, так как чаще всего демонстрируют ее на неустойчивом аппарате, и обычная стойка на руках завалит этот аппарат. Они редко стоят в «ровной» гимнастической стойке. Их тело имеет довольно сильный прогиб в пояснице с поднятой вверх головой. Это получилось, без сомнения, потому, что обычная стойка их не удовлетворяет. Китайский эквилибрист стоит на руках, а на голове в это же время балансирует пирамидой из пиал! Стоит на одной руке, а другой вращает тарелочки на трех бамбуковых тростях. Все эквилибристы очень гибки и на гибкости тела у них построено много разных трюков. В чистом виде жанр так называемого «каучука» китайцы почти не демонстрируют, но зато этот жанр в больших порциях входит в жанр «эквилибра».

Акробатическая группа
под руководством Чэнь Лянь-шен.
Стоя на узкой скамейке, ножки которой стоят на трех пиалах, артист вращает каждой рукой по две или три тарелочки на папках и, изгибаясь назад, достает ртом платок, который лежит на земле!
Трудно перечислить все разнообразие этик номеров! Китайские артисты все время совершенствуют их, придумывая новые варианты. Работа китайских жонглеров с тарелочками известна в цирках всего мира, Это специфически китайский номер, и в нем они достигли необычайного мастерства.

Ся Цзюй-хуа. Эквилибр с «пагодой» из пиал
Подобные номера всегда связаны с акробатикой. Вращая тарелочки на тонких бамбуковых палочках, артисты делают самые сложные акробатические трюки. Тарелочки, пиалы, большие фарфоровые блюда вращаются на кончиках палочек, как приклеенные! Артисты изгибаются в самых фантастических положениях. Количество палочек доходит до количества, которое может захватить рука! Большое блюдо вращается на бамбуковом шесте и шест увеличивается, пока не достигает купола цирка! Шест летит в сторону, а артист ловко ловит блюдо у самого пола!
Совершенно оригинальный вид жонглирования — жонглирование тяжелыми настоящими фарфоровыми вазами. Вазы не бутафорские и весят по нескольку килограммов! Если уронить такую вазу на пол — она, конечно, разобьется. Жонглер балансирует вазу в самых разнообразных положениях. Это очень древнее искусство, ни один цирк мира не знает этого жанра. Только последнее время некоторые жонглеры начинают переносить этот жанр в свой репертуар.
Китайские акробаты также имеют свои, присущие только им особенности. Прежде всего они великолепные прыгуны е партере.
Интересно, что они доводят самые простые прыжки до необычайного мастерства. Например, кто из европейских прыгунов станет демонстрировать обычный кульбит, т. е. первый н самый легкий трюк из «азбуки» прыжков? Конечно, никто. Правда, в старом, дореволюционном цирке, когда исполнялся так называемый «большой трамплин», клоуны-прыгуны делали гигантский кульбит через людей и лошадей. Это трудный и опасный трюк! Но в работе наших прыгунов-акробатов вы кульбита не увидите, а вот в китайском цирке кульбит в большом почете и на нем даже строятся целые номера, например, прыжки через обручи. Китайские кульбиты похожи на воздушные полеты и производят замечательное впечатление полной невесомости артистов. Они высоки и длинны. Они делаются без малейшего затруднения на любом полу! Причем, не видно, как артист вскакивает. Его тело, как молния, летит через сцену или манеж. Сложные комбинации, где важна каждая десятая доля секунды, когда кажется, что столкновение артистов неизбежно, производят необычайное впечатление на зрителей.
Среди китайских прыгунов мы еще не знаем рекордсменов, делающих выдающиеся современные прыжки, но по темпу, легкости, искрометности и ловкости им нет равных. Не слышно стука ног об пол, не видно напряжения, совершенно идеальные приходы после прыжка... Групповые комбинации похожи на своеобразный фейерверк, особенно при наличии ярких костюмов. Здесь нужно отдать должное режиссуре таких номеров.
Есть прыжок, который европейские артисты назвали «китайское сальто». Вообразите пять-шесть столов, поставленных друг на друга. Артист становится на край верхнего, спиной к краю, с большим подносом в руках, на котором стоят несколько пиал, налитых водой. Потом он делает заднее сальто на пол, и ни одна пиала не падает с подноса и ни одна капля воды не выливается! Замечательно? Безусловно. Делается это сальто не так, как делают его наши прыгуны. Конечно, сальто с такой высоты хотя и сложно, но для отличного прыгуна не задача, а вот поднос с пиалами — это уже неизмеримо усложняет трюк!
Китайский акробат начинает этот трюк медленно изгибаясь назад и держа поднос в положении, параллельном полу или манежу. Вот уже его голова и грудь, а потом и туловище ниже линии крышки стола... и вдруг - неуловимо быстрое движение, и ноги отделяются от стола и уже стоят на земле.
Специфически китайским номером является и номер с ножами. Сейчас только остались прыжки в обручи, в которых закреплены острые ножи. Этот рискованный номер рассчитан на идеальное исполнение кульбита. В обруче остается минимум пространства для прохода тела акробата. Прыжок в обруч очень сложен: нужно, чтобы тело прошло через одну точку. Не каждый прыгун пролетит даже в обычный довольно большой обруч. Без опыта он обязательно зацепится пятками за обруч, а ведь китайские прыгуны пролетают сразу три обруча, поставленные на некотором расстоянии. Это уже не обручи, а целая бочка.
Номер, который китайцы называют «игра с обручами», на вид совсем простой, но какого мастерства он требует! Ведь нельзя даже легко дотронуться до обруча — он сейчас же упадет. А какие комбинации проделывают артисты этого жанра! Их тела как змеи, а их движения действительно напоминают легкую игру — никакого напряжения.
Из гимнастических номеров, прежде всего, нужно назвать «китайские ремни». Этот оригинальный номер тоже изобретен китайцами. Он похож на гимнастику на кольцах, но только никаких колец нет — есть простая тесьма шириной около 4 сантиметров, за которую и берутся артисты специальным захватом, как бы обматывая кисть руки концом ленты. Работа этого номера очень трудная, требующая много сипы и выносливости и, конечно, высокой гимнастической техники. Работают группой — три, четыре человека. Работа сольная и групповая. Трюки очень оригинальные, больше всего построенные на «обрывах». Артист, накручивая ремни на руки, поднимается все выше. Достигнув верхней тонки, исполнитель неожиданно делает обрыв в положении «задний бланш», повисая так почти над самым манежем..
Совершенно оригинальную работу придумали китайцы и на так называемой «мачте», т. е. шесте, накрепко установленном при помощи растяжек на земле. Шест разной длины, приблизительно 4—6 метров. На этом аппарате демонстрируется и акробатика и гимнастика. Входят на него, именно входят, а не влезают, также «обезьяньим» способом, о котором мы упоминали выше. На этой мачте проделываются разнообразные «флажки», своеобразные стойки» и скольжения. Группой делаются гимнастические «гирлянды» и комбинации.
Снаряд, который у нас получил название «бамбук», вероятно, потому, что первыми аппаратами были действительно подвешенные к потолку бамбуковые шесты, — тоже привезен в Европу из Китая или Японии.
Вся работа демонстрировалась на чистом круглом шесте. Нужно было все время держаться на шесте только при помощи рук и ног. Китайские артисты придумали специальные приемы — «замки» и сидели не качающихся аппаратах непринужденно и легко. Они делали на них «флажки» на руках и на ногах, скольжения, даже флик-фляки. Они «обрывались» вниз, скользя по шесту до самого конца и повисали на нем на самом кончике, держась одной рукой!
Позже, как и в «першах», придумана была специальная петля и перекладины для ног, чтобы артисты могли стоять. Трюки усложнились и приняли тот вид, какой мы можем наблюдать сейчас. Номер этот стал популярным во всех цирках мира.
Недавно китайские артисты освоили, так сказать, последнее слово в этом жанре, позаимствовав у мастеров советского цирка «механический бамбук» на вращающемся аппарате.
Из гимнастических аппаратов нужно сказать еще о «трапеции». Это классический номер цирка, и трудно решить, появился он в Китае самостоятельно или был заимствован, но с Востока трапеция была привезена в оригинальном исполнении. Это была так называемая «швунг-трапе», т. е. раскачивающаяся трапеция. Это обычная трапеция, но подвешивалась она на очень длинных веревках, и вся работа шла в «швунге», т. е. в раскачке. Кроме трюков, которые обычно делались на таком аппарате, исполнялись и оригинальные трюки — вис на носках и даже на одном носке на трапеции! Вис в раскачку на пятках! На затылке! Демонстрировались и трюки из репертуара «штейн-трапе» — баланс на коленях с доставанием зубами платка, баланс на одной ноге. В финале номера артист быстро скользил по канату вниз головой, делая кульбит на манеже.
Специфически китайским номером является «летающее копье», или китайский трезубец. Этот аппарат вне сомнения вошел в репертуар цирка из китайского театра. Китайские мечи и китайские копья-трезубцы — вооружение древних воинов. «Сражение» этим реквизитом всегда сопровождалось балетной театрализацией и жонглированием, и позже это жонглирование перешло в отдельный номер. Групповое монтирование трезубцами — замечательное по динамике зрелище. Трезубцы летают в воздухе с характерным звоном, они вращаются вокруг тел артистов, перелетая от партнера к партнеру. Создается впечатление, будто эти трезубцы обладают каким-то таинственным магнетизмом. Замечательны движения артистов, когда они начинают делать одинаковые движения все вместе! Это ритмический балет или идеальная гимнастика, где каждый как бы точная «тень» партнера.
Большое место в искусстве китайских артистов занимают фокусы. Китайские иллюзионисты славятся на весь мир. Их репертуар весьма разнообразен и самобытен. Это главным образом мастерство манипуляции. Это труднейший Жанр, требующий многолетней тренировки, природных способностей и незаурядных артистических данных.
Фокусников в Китае огромное количество. Искусство это передается из поколения в поколение и резко отличается от иллюзионного искусства остального мира. Мастерство китайских фокусников отличается замечательной «подачей» трюков. У них нет громоздкого реквизита, и они не признают механически» секретов. Ловкость рук — вот основное «вооружение» китайских фокусников. Начиная почти на пустой сцене или манеже, китайский фокусник заканчивает номер среди множества ярких красивый вещей — бумажных фонарей, которые все светятся огнями, множества шелковых материй и бумажных лент, пиал разных размеров с водой и рисом, флажков и флагов, вееров и цветов из бумаги.
Описание китайских фокусов может занять несколько обширных книг. Они бесконечно разнообразны. В Китае есть школы фокусов и магазины аппаратуры. В Китае много знаменитых на весь мир иллюзионистов-манипуляторов, работа которых — подлинные аттракционы. У них свой оригинальный реквизит и своя манера исполнения, не похожие ни на один подобный европейский номер. Китайское иллюзионное искусство самобытно и народно. Совершенно оригинален китайский турник. Это одинарный турник с толстой перекладиной из дерева, и кажется, что на нам трудно делать даже обычные легкие трюки. Однако китайские гимнасты показывают на нем изумительные вещи! Их работа напоминает работу детских игрушек — гимнасты проделывают удивительные упражнения, будто нарушая все законы инерции: падение со стоики на руках на затылок и переход после пируэта в таком положении на мельницу на руках, но не ногами вперед, а наоборот — головой! Срывы со стойки на подколенки с полупируэтом и переход опять в упор! Большие обороты (ризенвели) вперед и назад на толстой перекладине, которую невозможно обхватить пальцами! Сходы пируэтами и двойными сальто! Подчас трудно даже применить спортивную и цирковую терминологию к их работе. Эти гимнасты как бы потеряли вес, можно подумать, что ими двигает какой-то скрытый механизм. Очень интересная и новая для турнистов работа!
Совершенно самобытны акробатические пирамиды в исполнении большой группы артистов. Их пирамиды не имеют почти ничего общего с общепринятыми и порядочно заштампованными европейскими пирамидами. Зато они имеют много общего с «арабскими» пирамидами, но строятся в своей манере и оригинальны по композиции. Многие сложные пирамиды строятся по принципу «антипода» — на ногах. Совершенно оригинальны положения тел. Высоко мастерство «ручной» работы. Легкое преодоление трудных построений. Это особенно ценно, так как профессионалы знают, что часто пирамиду построить труднее, чем ее зафиксировать.
Эта изумительная способность ярко выявляется в номерах эквилибра со стульями и столами. Например, пирамида из шести стульев, стоящих косо один на другом, причем на каждом — стоит на руках акробат! Стоять на руках в таком положении не трудно, а вот построить такую пирамиду не легко — нужно много ловкости и выдумки! Положения стульев в таких номерах, кажется уже все использованы за сотни лет существования этих номеров, но китайские акробаты каждый раз придумывают новые и новые! Выдумкой их можно восхищаться. Это результат очень квалифицированной режиссуры.
С появлением в Китае велосипеда — а велосипед там имеет очень широкое распространение как средство передвижения — появились первые номера велофигуристов. Велофигуристы Китая ничем не уступают велофигуристам всех стран. Это номера высокого мастерства.
Если присмотреться к китайским номерам с точки зрения их композиции, то видно, с каким режиссерским мастерством они сделаны и с какой тщательностью все элементы номера доведены до возможного мастерства.
Замечательно то, что среди исполнителей много китайской молодежи и она уже показывает очень высокое мастерство. То, что нам приходится видеть во время гастролей китайских артистов, не может не привести в восторг! Не только старые мастера, но и молодежь показывает зрелое мастерство и большую артистичность.
Европейский цирк не мог оказать существенного влияния на искусство цирка Китая. Сближению их способствовала народная революция. Китайские артисты завязали крепкую дружбу с советскими цирковыми артистами и артистами стран народной демократии. На почве этой дружбы китайские товарищи начали осваивать некоторые новые для них жанры. Вероятно скоро мы увидим дрессировщиков, полетчиков, клоунов, музыкальных эксцентриков, наездников и крупные механические аттракционы.
К десятилетию со дня образования Китайской Народной Республики братский китайский народ пришел с замечательными успехами в строительстве социализма. Огромны победы Народного Китая в промышленности, в сельском хозяйстве и в области культуры. Артисты китайского цирка, как и все деятели искусства Китая, пришли к славному десятилетию Народной Республики с большими достижениями. Глубоко народное, опирающееся на многовековые традиции, цирковое искусство Китая имеет все условия для дальнейшего развития.
А. ШИРАЙ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959